Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Бейтуллаевой З.А.
судей Джарулаева А.К. и Загирова Н.В.
при секретаре Нурмагомедове А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Махачкале дело по апелляционной жалобе и.о. Министра труда и социального развития РД Каллаевой С.Г. на решение Каспийского городского суда от 16 февраля 2012 года, которым постановлено:
"Иск прокурора г.Каспийск в интересах Сулаймановой П.А. к Министерству труда и социального развития РД о признании незаконным отказ в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий, признании права на предоставление субсидии на улучшение жилищных условий и обязании предоставить субсидию на получение благоустроенного жилого помещения не менее 36кв.м. за счет средств республиканского бюджета - удовлетворить.
Признать отказ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в предоставлении Сулаймановой П. А. субсидии на улучшение жилищных условий -Признать за Сулаймановой П. А. как вдовы участника ВеликойОтечественной войны 1941-1945гг. право на предоставление субсидии на улучшениежилищных условий.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Дагестан предоставитьСулаймановой П. А. как имеющей право на обеспечение жильем субсидию наполучение благоустроенного жилого помещения площадью не менее 36кв.м. за счет средствреспубликанского бюджета".
Заслушав доклад судьи Бейтуллаевой З.А., объяснения представителей Министерства труда и социального развития Республики Дагестан Гасановой А.Н. и Гаджиевой Д.Г. (на основании доверенности постоянной доверенности N 18-11/2593 от 19 апреля 2012 года) суд апелляционной инстанции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Каспийск обратился в суд в интересах Сулаймановой П.А. с иском к Министерству труда и социального развития РД о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий, признании права на предоставление субсидии на улучшение жилищных условий и обязании предоставить субсидию на получение благоустроенного жилого помещения не менее 36кв.м. за счет средств республиканского бюджета.
Требования мотивированы тем, что согласно постановлению администрации муниципального образования городской округ "Город Каспийск" N 68 от 11.02.2010г. Сулайманова П.А. - вдова участника Великой Отечественной войны состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Сулайманова П.А., N года рождения, прописана и проживает в двухкомнатной квартире совместно с невесткой ФИО9 и правнуком ФИО10 Данная квартира общей площадью 25,7кв.м. принадлежит на праве собственности ФИО9 Согласно справке ГУП "Дагтехинвентаризация" от 04.02.2010г. N 527 за Сулаймановой П.А. домовладение в г.Каспийск не зарегистрировано. В соответствии с письмом Управления Федеральной регистрационной службы по РД за Сулаймановой П.А. в ЕГРП зарегистрированные права отсутствуют. Согласно справке N 4/855 от 30.11.2005г. Сулайманова П.А. является вдовой участника ВОВ Аскальдиева Хулата. 07.07.2010г. Министерством труда и социального развития РД отказано Сулаймановой П.А. во включении в список участников ВОВ и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и как следствие в предоставлении субсидии на приобретение жилья в 2010г. Отказ Министерства труда и социального развития РД является незаконным. Статья 21 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995г. устанавливает меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий. Часть 1 указанной статьи предусматривает положение, согласно которому меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Согласно п.4 указанной части одной из мер такой социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Сулайманова П.А. являясь вдовой участника ВОВ, должна быть обеспечена жильем за счет средств федерального бюджета, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Отказ Министерства труда и социального развития РД на предоставление Сулаймановой П.А. субсидии на приобретение жилья является незаконным и нарушает право Сулаймановой П.А., как вдовы участника ВОВ на жилье. Учитывая, что Президентом РФ были внесены изменения в Указ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945гг." от 7 мая 2008г. из текста Указа исключается дата завершения процесса по обеспечению жильем ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Соответствующие поправки уже внесены в ФЗ "О ветеранах", который теперь определяет, что ветераны ВОВ имеют право на получение социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, и не связывает эти меры с датой постановки на учет. Из текста Указа Президента об обеспечении жильем ветеранов ВОВ также исключена фраза "вставших на учет до 1 марта 2005г.". Согласно внесенным изменениям в ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14,16 и 21 настоящего Федерального закона категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет без определенного периода действия, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Изменения связаны с тем, что расширяется число ветеранов, подпадающих под действие президентского указа об обеспечении жильем. Если ранее жилье планировалось предоставлять только тем ветеранам, кто встал на очередь до 1 марта 2005г., то сейчас решено отказаться от этой практики и обеспечить жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ. Средства на реализацию передаваемых полномочий по представлению указанных в п.1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-45гг." предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших), инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В апелляционной жалобе и.о. Министра труда и социального развития РД Каллаевой С.Г. содержится просьба об отмене решения суда по тем основаниям, что с 2006 года по март 2010 года Сулайманова П.А. была прописана в квартире по адресу: "адрес". (общая площадь 114,2 кв.м.), где была обеспечена жильем по установленным нормам. Собственником этой квартиры является ее сын ФИО11 В марте 2010 года Сулайманова П.А. выписалась из указанной квартиры и прописалась у своего правнука ФИО12 (собственник) по адресу: "адрес", вследствие чего стала нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации действия Сулайманова П.А. являются намеренным ухудшением жилищных условийи она не вправе претендовать на предоставление безвозмездной субсидии.
Надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения дела прокурор и Сулайманова П.А., в интересах которой прокурором предъявлен иск, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах своей неявки суд не известили. Явившиеся в судебное заседание представили Министерства труда и социального развития Республики Дагестан Гасанова А.Н. и Гаджиева Д.Г. против рассмотрения дела в их отсутствие не возражали, просили отменить решение суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется в числе мер социальной поддержки обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 данной статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам,нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункты 3.1, 4, 5, 6 и 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ).
В силу ст.21 ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ.
Согласно п. 4 указанной статьи одной из мер социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны,нуждающихся вулучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения
Согласно п.1 ст.23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст.ст.14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан,нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п.1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии с п.З ст.23.2 ФЗ "О ветеранах" объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: п.п.2 по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008г. N 714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945гг." (в ред. Указа Президента РФ от 9 января 2010г. N30) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильемнуждающихся вулучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Указом Президента РФ от 09 января 2010г. внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильём ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945гг." от 07 мая 2008г. N 714 исключив из п.1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставшихна учет до 1 марта 2005 г.".
Наличие у Сулаймановой П.А. статуса вдовы участника Великой Отечественной войны подтверждается справкой N 4/855 от 30.11.2005г. и ответчиком не оспаривается.
Однако, как следует из приведенных выше норм материального права, обязательным условием реализации Сулаймановой П.А. права на получение такой меры социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, является её нуждаемость в улучшении жилищных условий, определяемая в соответствии с нормами действующего жилищного законодательства.
Сулайманова П.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации г муниципального образования городской округ "Город Каспийск" с 1975 года, постановлением названной администрации за N 68 от 11 февраля 2010 года включена в льготные списки инвалидов войны и семей погибших воинов, нуждающихся в предоставлении жилья по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Решением депутатов городского округа "Город Каспийск" "Об учётной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учётная норма площади жилого помещения в размере 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Материалами дела установлено, что с 2006 года по март 2010 года Сулайманова П.А. была прописана в квартире по адресу: "адрес". (общая площадь 114,2 кв.м.). Собственником этой квартиры является ее сын ФИО11.
В марте 2010 года (после снятия ограничения обеспечения жильем после постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий) она выписалась из указанной квартиры и прописалась у своего правнука ФИО12 (собственник) по адресу: "адрес".
Как правильно указано в апелляционной жалобе Министерства труда и социального развития Республики Дагестан, данные действия в соответствии со статьей 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации являются намеренным ухудшением жилищных условий. В соответствии с указанной нормой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Следовательно, Сулайманова П.А. вправе претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
При таких обстоятельствах отказ Министерства труда и социального развития Республики Дагестан в предоставлении Сулаймановой П.А. субсидии на улучшение жилищных условий является правомерным. Суд безосновательно признал за Сулаймановой П.А.право на получение субсидии на улучшение жилищных условий и обязал предоставить субсидию на получение благоустроенного жилого помещения не менее 36кв.м., ошибочно указав при этом, что предоставление жилищной субсидии должно осуществляться за счет средств республиканского бюджета.
По изложенным основаниям решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения - об оставлении искового заявления прокурора без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Каспийского городского суда от 16 февраля 2012 года отменить, исковое заявление прокурора города Каспийск в интересах Сулаймановой П.А. к Министерству труда и социального развития РД о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на улучшение жилищных условий, признании права на предоставление субсидии на улучшение жилищных условий и обязании предоставить субсидию на получение благоустроенного жилого помещения не менее 36кв.м. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.