Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Августиной И
.Д
судей Устаевой Н.Х. и Абдуллаева М.К.
при секретарях Кадырове А.О. и Ханмурзаеве И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчиков по делу - Министерства труда и социального развития Республики Дагестан и Федерального казенного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации на решение Советского районного суда г.Махачкалы РД от 5 июня 2012г., которым постановлено:
"Обязать Министерство труда и социального развития Республики Дагестан до 1 сентября 2012 года включить в хронологическом порядке
Ахмедов Г.А., Кахиров А.С., Гаджиханова З.Д.о., Пирнаева М.Г., Насрутдинова Н.Р.-Г., Гусейнов Э.К., Б.а Б. Д., Абдулатипова М. Н., Шабанова М. М., Магомедзагирова М. Ш., Магомедова И. М., Магомедова З. К., Абатаева М. Г., Залумханова М. Л., Алигаджиева М. С., Гаджиева А. М., Алиева А. Г., Сулейманова Т. М., Магомедова А. З., Гаджиева И. К. в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом 2013 году, представляемый государственному заказчику подпрограммы.
Обратить решение суда в этой части к немедленному исполнению.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Дагестан включить в хронологическом порядке Ахмедов Г.А., Кахиров А.С., Гаджиханова З. Д.-о., Пирнаева М.Г., Насрутдинов Н.Р.-Г., Гусейнов Э.К., Б.а Б. Д., Абдулатипова М. Н., Шабанова М. М., Магомедзагирова М. Ш., Магомедова И. М., Магомедова З. К., Абатаева М. Г., Залумханова М. Л., Алигаджиева М. С., Гаджиева А. М., Алиева А. Г., Сулейманова Т. М., Магомедова А. З., Гаджиева И. К. в сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом 2013 году в 10-дневный срок после получения от государственного заказчика подпрограммы контрольных цифр бюджетных средств для предоставления социальных выплат.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Дагестан произвести оформление жилищных сертификатов на Ахмедов Г.А., Кахиров А.С., Гаджиханова З. Джалаледдин оглы, Пирнаева М.Г., Насрутдинов Н.Р.-Г., Гусейнов Э.К., Б.а Б. Д., Абдулатипова М. Н., Шабанова М. М., Магомедзагирова М. Ш., Магомедова И. М., Магомедова З. К., Абатаева М. Г., Залумханова М. Л., Алигаджиева М. С., Гаджиева А. М., Алиева А. Г., Сулейманова Т. М., Магомедова А. З., Гаджиева И. К.
с указанием каждому размера социальной выплаты "." рублей в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов и передать их в Администрацию г. Махачкалы для последующего вручения им.
Обязать Администрацию г. Махачкалы вручить Ахмедов Г.А., Кахиров А.С., Гаджиханову З. Д.-о., Пирнаева М.Г., Насрутдинову Н.-Р.Г., Гусейнов Э.К., Бабаеву Б.Д., Абдулатипову М. Н., Шабанову М. М., Магомедзагирову М. Ш., Магомедову И. М., Магомедову З. К., Абатаеву М. Г., Залумханову М. Л., Алигаджиеву М. С., Гаджиеву А. М., Алиеву А. Г., Сулейманову Т. М., Магомедову А. З., Гаджиеву И.К. оформленные на их имя жилищные сертификаты, полученные ею от Министерства труда и социального развития Республики Дагестан.
Обязать Федеральное казенное учреждение "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации в течение 5 рабочих дней с даты получения каждой из заявок Сберегательного Банка РФ на перечисление средств социальной выплаты в счет оплаты предоставленных банку договоров на жилое помещение Ахмедов Г.А., Кахиров А.С., Гаджихановым З. Д.-о., Пирнаева М.Г., Насрутдиновым Н.Р-Г.., Гусейнов Э.К., Бабаевым Б.Д., Абдулатиповым М. Н., Шабановым М. М., Магомедзагировым М. Ш., Магомедовым И. М., Магомедовым З. К., Абатаевым М. Г., Залумхановым М. Л., Алигаджиевым М. С., Гаджиевым А. М., Алиевым А. Г., Сулеймановым Т. М., Магомедовым А. З., Гаджиевым И. К. представлять в Управление Федерального казначейства по г. Москве платежные документы и заверенную им копии заявок банка для осуществления в установленном порядке операций по перечислению средств социальной выплаты с балансового счета, открытого Управлению Федерального казначейства по г. Москве для учета средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, на их счета владельцев сертификатов, открытых ими в Сберегательном Банке РФ".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения представителей Минтруда РД по доверенности Джамаева М.М. и Гаджимурадову М.А., представителя по доверенности ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Минрегиона России Телегину Т.В., просивших решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать, возражения истцов и их представителя по доверенности Абдулгапурова Р.М, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ахмедов Г.А., Кахиров А.С., Гаджиханов З. Д.-о., Пирнаева М.Г., Насрутдинов Н.Р.- Г., Гусейнов Э.К., Б. Б. Д., Абдулатипов М. Н., Шабанов М. М., Магомедзагиров М. Ш., Магомедов И. М., Магомедов З. К., Абатаев М. Г., Залумханов М. Л., Алигаджиев М. С., Гаджиев А. М., Алиев А. Г., Сулейманов Т. М., Магомедов А. З. и Гаджиев И. К. обратились в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан (далее - Минтруд РД)., Администрации г. Махачкалы и Федеральному казенному учреждению "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - ФКУ "Объединенная дирекция") о взыскании недополученной социальной выплаты на приобретение дополнительной жилой площади размером 15 кв.м.
Требования мотивированы тем, что все они являются участниками ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, получившими инвалидность вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
На основании пункта 3 статьи 14 Федерального закона " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ( в ред. Закона РФ от 18.06.1992 N 3061-1) до 01 января 2005 года, они были поставлены на учет в Администрации г. Махачкалы в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом, с момента постановки их на льготную очередь и до вступления в силу Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 года N122-ФЗ ("закона о монетизации льгот") пунктом 3 статьи 14 базового закона (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ) им гарантировалось одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты, которые им так и не были предоставлены.
С 01 января 2005 года, после вступления в силу редакции базового закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, статья 14 была изложена в новой редакции - пунктом 2 этой статьи им, как инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила).
В течении 2007 - 2011 годов Минтрудом РД каждому из них были выданы жилищные сертификаты, но, вопреки закону, при определении общей площади жилого помещения, используемой для расчета размера социальной выплаты на приобретение жилья, им не была учтена дополнительная площадь жилого помещения в размере 15 кв. м..
Несмотря на то, что новой редакцией базового закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 была изменена форма предоставления жилья инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, считают, что право на дополнительную площадь жилья за ними сохранилось - им гарантируется предоставление за счет федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, в том числе и дополнительной жилой площади, путем предоставления жилищного сертификата.
Это следует из пункта 16 и подпункта "г" пункта 19 Правил, согласно которым в случае, установленном законодательством, при расчете социальной выплаты учитывается и дополнительная площадь жилья; право на дополнительную площадь инвалидам вследствие аварии на Чернобыльской АЭС подтверждается соответствующей копией документа. Исходя из требований пункта 3 статьи 14 базового закона (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ), таким документом является справка медико-социальной экспертизы о полученной инвалидности, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, так как право на дополнительную площадь жилья предоставлялась не всем категориям участников ликвидации аварии, а только вышеуказанным инвалидам.
Кроме того, ко времени вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ у них было не реализовано возникшее право на льготу на жилую площадь с дополнительной комнатой в натуральной форме, исходя их чего полагают, что в их случае имеет место длящиеся правоотношения, которые будут прекращены после полной реализации вышеуказанного права.
Как указано в статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как указано в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств; нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина
Также считают, что лишение каждого из них социальной выплаты на дополнительную жилую площадь после вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ привело к ограничению их прав и снижению признанного ранее государством объема возмещения вреда, что противоречит правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной им в пунктах 1 и 2 мотивировочной части постановления от 1 декабря 1997 г. N 18-П, согласно которой законодатель вправе вносить изменения в способы возмещения, уточнять критерии его дифференциации или адресности, однако такие решения не должны противоречить конституционно значимым целям, умалять или ограничивать права граждан, в том числе установленные статьей 42 Конституции Российской Федерации; с этой точки зрения признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться
Размер недополученной социальной выплаты рассчитан с учетом установленного пунктом 16 Правил норматива дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. и с учетом норматива стоимости 1 кв. м. общей площади жилья в Российской Федерации в размере 31 300 рублей, установленного на первое полугодие 2012 года приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 декабря 2011 года и определен в размере "." рублей на каждого.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе, подписанной Министром Эфендиевым И.И., Министерство труда и социального развития Республики Дагестан просит Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан решение федерального суда Советского района г.Махачкалы от 5 июня 2012 года отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Суд не принял во внимание то обстоятельство, что вышеуказанные граждане при выдаче государственных жилищных сертификатов были ознакомлены с условиями подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", о чем в корешках сертификатов имеются соответствующие подписи. В данном случае при несогласии с размером выделяемой субсидии у вышеуказанных граждан было право отказаться от получения государственных жилищных сертификатов. Однако, они сначала реализовали свое право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета и лишь после обратились в суд с требованием выдать дополнительные государственные жилищные сертификаты.
Кроме того, суд не учел, что в соответствии с пунктом 11 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз. В данном случае вышеуказанными гражданами вместе со своими членами семьи реализовано право на улучшение жилищных условий путем получения государственных жилищных сертификатов о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Таким образом, их требования выделить субсидию на улучшение жилищных условий с учетом недополученной суммы субсидии являются незаконными и противоречат действующему законодательству.
Суд ссылается на пункт 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции от 24 ноября 1995 года, предусматривающий одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
Закон в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, действующей с 1 января 2005 года, предусматривает, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет до 1 января 2005 года граждане - инвалиды вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к которым относятся вышеуказанные граждане, равно как иные категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с данным законом, обеспечиваются жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 -2015 годы утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 -2015 годы, составляющей частью которой в настоящее время является подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательствам" (далее - подпрограмма).
В рамках реализации подпрограммы постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
В соответствии с пунктом 16 Правил в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м.
Согласно определениям Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года N 446 - О - О и 21 февраля 2008 года N 100 - О - О Конституция Российской Федерации, предусматривая право граждан на жилище, которого они не могут быть лишены произвольно, не гарантирует, кому бы то ни было предоставление сверхнормативной площади (жилой или общей).
Право на получение дополнительной общей площади жилого помещения (либо дополнительной жилой площади) по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса, а потому изменение правового регулирования предоставления таких льгот не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод заявителя.
Кроме того, пункт 16 Правил в системной взаимосвязи с пунктами 5 и 19 (подпункт "г") этих же Правил не лишает инвалидов - чернобыльцев соответствующей льготы полностью, а изменяет форму ее предоставления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.
Поскольку вышеуказанными гражданами документально подтвержденные сведения о наличии у него заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь не представлены, и в учетном деле гражданина нуждающегося в улучшении жилищных условий отсутствуют, то они не вправе были претендовать на дополнительную жилую площадь в размере 15 кв.м. для расчета размера социальной выплаты.
Вышеуказанные доводы Министерства судом не опровергнуты, в связи с чем, выводы суда о необходимости выделения дополнительного сертификата с учетом дополнительной жилой площади в размере 15 кв.м. являются необоснованными.
В апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства регионального развития Российской Федерации, подписанной Телегиной Т.В. также ставится вопрос об отмене решения суда по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования истцов, суд в мотивировочной части решения делает вывод о том, что гарантированное каждому из истцов право на одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты, установленное пунктом 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ, сохранено и после вступления в силу федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), которым в Закон N 1244-1 были внесены изменения.
К данному выводу суд пришел путем толкования преамбулы и статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ, поскольку Закон N 1244-1 в редакции Федерального закона N 122-ФЗ не предусматривает для инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы права на дополнительную жилую площадь.
Полагают, что в данном случае имеет место неправильное толкование судом правовых норм статьи 153 и преамбулы Федерального закона N 122-ФЗ.
Из преамбулы, а также из статьи 153 указанного федерального закона однозначно не следует, что инвалиды вследствие Чернобыльской катастрофы имеют право на дополнительную жилую площадь. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 1244-1 в редакции Федерального закона N 122-ФЗ инвалидам вследствие Чернобыльской катастрофы, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, гарантировалось обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации, в рамках предоставленных полномочий, были утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в подпрограмме с приложением установленного перечня документов, в том числе копии документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Учитывая, что Закон N 1244-1 в редакции, действовавшей на момент выдачи сертификатов истцам, не предусматривал для инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы права на дополнительную площадь, ссылка суда на подпункт "г" пункта 19 Правил является безосновательной. Следовательно, суд, применив данную норму к правоотношениям сторон, а также, применив норму пункта 3 статьи 14 Закона N 1244-1 в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ, применил закон, не подлежащий применению, то есть не правильно применил нормы материального права.
В соответствии с пунктом 11 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз. Истцы государственные жилищные сертификаты получили, размер социальной выплаты ранее не оспаривали, в связи с чем повторная выдача им сертификатов будет противоречить действующему законодательству.
Следовательно, в своем решении суд нарушил нормы материального права, не применив подлежащий применению в данном случае пункт 11 Правил.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб ответчиков по делу, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истцы Ахмедов Г.А., Кахиров А.С., Гаджиханов З.Д, Пирнаев М.Г., Насрутдинов Н.Р., Гусейнов Э.К., Бабаев Б.Д., Абдулатипов М.Н., Шабанов М. М., Магомедзагиров М.Ш., Магомедов И.М., Магомедов З.К., Абатаев М.Г., Залумханов М.Л., Алигаджиев М.С., Гаджиев A.M., Алиев А.Г., Сулейманов Т.М., Магомедов А.З. и Гаджиев И.К. являются инвалидами вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
До 01 мая 2005 года все они, с учетом их статуса, состояли на учете в Администрации г. Махачкалы в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В течение 2007 - 2011 годов Минтрудом РД каждому из истцов были выданы жилищные сертификаты. При этом, определяя общую площадь жилого помещения, используемой для расчета размера социальной выплаты на приобретение жилья, истцам не включена дополнительная площадь жилого помещения в размере 15 кв. м..
Истцы полагают, что тем самым допущено нарушение их прав, которых просят восстановить.
Между тем, право на получение дополнительной площади указанной категории граждан нельзя определять без системного анализа действующих норм законодательства и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244 - 1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 18 июня 1992 года N 3061 - 1) установлено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона гарантировалось одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
В соответствии с п.п. 1,2 части 1 ст. 13 Закона " 1244 - 1 к гражданам, имеющим право, предусмотренное п.3 ч.1 ст. 14 вышеуказанного Закона, отнесены, в частности, граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Как следует из п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002- 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно пункту 2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
В Определении Конституционного Суда РФ от 21 февраля 2008 N 100-О-О по жалобе А.И.Колкаева на неконституционность положения п.16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, поскольку оно не отражает право инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы на бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты указано, что право на получение дополнительной общей площади жилого помещения (либо дополнительной жилой площади) по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса, а потому изменение правового регулирования предоставления таких льгот не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод.
Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 19 июня 2007 года N 446-O, о том, что право на получение дополнительной жилой площади по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса, а потому изменение правового регулирования предоставления таких льгот (предоставление этих льгот в форме и размере, предусмотренном Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод заявителя, суд первой инстанции дал ему неправильное толкование.
В частности, в Определении от 19 июня 2007 за N 446-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что пункт 16 Правил в системной взаимосвязи с пунктами 5 и 19 (подпункт "г") этих же Правил не лишает инвалидов-чернобыльцев соответствующей льготы полностью, а изменяет форму ее предоставления.
Согласно п. 5 указанных выше Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют по подпункту е) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Согласно подпункту "г" пункту 19 этих же Правил граждане, указанные в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил для обеспечения жилищным сертификатом должен представить:
документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)
выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)
копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Таким образом, дополнительный объем общей площади жилого помещения предоставляется при наличии соответствующего права (п. 16 Правил).
Правительством Российской Федерации 21 декабря 2004 года утвержден Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь.
Оформление государственного жилищного сертификата, определение величины социальной выплаты осуществляется уполномоченными на то органами власти исходя из документов представленных гражданином на получение субсидии.
Из материалов дела усматривается, что для получения государственного жилищного сертификата документов, подтверждающих наличие у истцов заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2 004 года N 817, представлены не были.
Согласно оборотным сторонам сертификатов истцы подтвердили согласие на получение социальной выплаты в размере, указанном в сертификате, с расчетом величины субсидии согласились.
Таким образом, расчет размера величины социальной выплаты выполнен ответчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства, с письменного согласия истцов, при полной его информированности о нормах предоставления жилой площади.
Суд первой инстанции посчитал не состоятельными доводы ответчиков об отсутствии снований для повторной выдачи сертификатов.
Между тем, в соответствии с п. 11 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз.
Истцы реализовали свое право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты: получили государственные жилищные сертификаты, приобрели жилые помещения с одновременным снятием их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, к категории лиц, состоящих на учете для улучшения жилищных условий на момент обращения в суд, никто из истцов не относится.
С учетом изложенного оснований для включения в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2013 году, оформления повторно жилищных сертификатов на лиц, не состоящих на учете для улучшения жилищных условий, и предоставления им социальной выплаты на приобретение дополнительной жилой площади, не имеется.
Вывод суда первой инстанции о том, что расчет истцам и предоставление в последующем социальной выплаты на приобретение жилья без учета дополнительной площади жилого помещения в размере 15 кв. м., является нарушением их права, установленного базовым законом, нельзя признать состоятельным, так как действующим в настоящее время законодательством, а также действовавшим ранее законодательством не была предусмотрена возможность реализации права на дополнительную жилую площадь в виде комнаты отдельно от реализации права на одноразовое бесплатное обеспечение благоустроенной жилой площадью.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Руководствуясь ст. 328 и 330 ГПК РФ,
судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкалы РД от 5 июня 2012года отменить, приняв по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ахмедов Г.А., Кахиров А.С., Гаджиханова З. Д.-о., Пирнаева М.Г., Насрутдинов Н.Р.- Г., Гусейнов Э.К., Бабаева Б.Д., Абдулатипова М. Н., Шабанова М. М., Магомедзагирова М. Ш., Магомедова И. М., Магомедова З. К., Абатаева М. Г., Залумханова М. Л., Алигаджиева М. С., Гаджиева А. М., Алиева А. Г., Сулейманова Т. М., Магомедова А. З., Гаджиева И. К. к Министерству труда и социального развития Республики Дагестан, Администрации г.Махачкалы и ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" о включении в сводный список граждан - получателей жилищных сертификатов в 2013 году, оформлении и вручении жилищных сертификатов, перечислении средств социальной выплаты отказать.
Председательствующий: И.Д.Августина
Судьи: Н.Х.Устаева
М.К.Абдуллаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.