Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Августиной И.Д.,
судей Абдуллаева М.К., Устаевой Н.Х.,
при секретаре Таибове Т.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе исполняющего обязанности министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Абдулкаримова М.Д. гражданское дело по иску Амрахова К.Ш. к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан о признании участником программы "Государственные жилищные сертификаты на 2011-2015 годы" и предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
Заслушав доклад судьи Абдуллаева М.К., выслушав объяснения представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Бухсаева А.Ф., просившего апелляционную жалобу удовлетворить, Амрахова К.Ш. просившего апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Амрахов К.Ш. обратился в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее Минстрой Республики Дагестан) о возложении обязанности признать его участником программы "Государственные жилищные сертификаты на 2011- 2015 годы" и выдать ему жилищный сертификат; исполнить гарантийное письмо N 4 от 8 февраля 2012 г. и предоставить ему единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения с учетом состава его семьи.
В обоснование доводов жалобы указывается, что с 1988 года он работал в органах внутренних дел Республики Дагестан и уволен со службы приказом МВД по Республике Дагестан от 4 октября 2011 г. N 1387 л/с по причине болезни, то есть по ограниченному состоянию здоровья. Общий стаж его службы составил 26 лет 8 месяцев и 29 дней. Он является инвалидом 2-ой группы по причине заболевания полученного в период военной службы, признан ветераном боевых действий. Состав его семьи состоит из 8-ми человек, и никто из них в собственности жилье или иное недвижимое имущество не имел и не имеет. Постановлением администрации Ленинского района г.Махачкалы за N 18 от 27 февраля 2004 г. он и его семья были поставлены на учет для получения жилой площади по месту жительства.
После увольнения из органов внутренних дел он обратился в администрацию г.Махачкалы с заявлением о выдаче ему жилищного сертификата, которое перенаправлено в Минстрой Республики Дагестан. Должностными лицами министерства его заявление рассмотрено, проверено учетное дело и приложенные к заявлению документы, признано его законное право на получение жилищного сертификата и выдано гарантийное письмо за N 4 от 8 февраля 2012 г., которым удостоверено, что ему предоставляется единовременная денежная выплата на приобретение или строительство жилого помещения в размере "данные изъяты" руб. из расчета необходимости обеспечения гражданина (и членов семьи) жилым помещением общей площадью "данные изъяты" кв.м по средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья на 1 квартал текущего финансового года в "данные изъяты" руб., установленного Министерством регионального развития Российской Федерации для Республики Дагестан.
На основании гарантийного письма по согласованию с Минстроем Республики Дагестан он и члены его семьи 24 февраля 2012 г. заключили с "ФИО продовца" договор купли-продажи квартиры, расположенной в "адрес", общей площадью "данные изъяты" кв.м, оцененной на сумму "данные изъяты" руб. 24 февраля 2012 г. договор зарегистрирован в УФРС по Республике Дагестан и им получены свидетельства о государственной регистрации права.
Вышеуказанные документы он представил в Минстрой Республики Дагестан, как предусмотрено п.5.8 Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 г. N 280. Однако Минстрой Республики Дагестан отказал ему в выплате денежных средств посчитав, что он и члены его семьи не являются участниками подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты на 2011-2015 годы". Фактически денежные средства в сумме в "данные изъяты" руб. в соответствии с гарантийным письмом Минстрой Республики Дагестан по техническому регламенту обязан перечислить на расчетный счет продавца квартиры "ФИО продовца", чем также нарушены и его права.
12 мая 2012 г. он получил письмо из Минстроя Республики Дагестан в котором указано, что в соответствии с Приказом министра регионального развития Российской Федерации от 5 марта 2012 г. N 005-607/ИП в период с 5 по 19 апреля 2012 г. в Минстрое Республики Дагестан проведена проверка полноты и качества осуществления органами государственной власти Республики Дагестан полномочий, переданных Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", а также реализации Минстроем Республики Дагестан и администрациями муниципальных образований Республики Дагестан программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилье" на 2011-2015 годы".
После проведения проверки Министерство регионального развития Российской Федерации в адрес Минстроя Республики Дагестан письмом от 28 апреля 2012 г. N 10237-ИП/005 направило предписание об устранении выявленных нарушений. В частности в указанном документе отмечено, что граждане, уволенные из органов внутренних дел МВД России после 1 января 2005 г., должны быть обеспечены жильем федеральными органами исполнительной власти, в которых они прошли службу. По мнению должностных лиц указанного министерства - он, как уволенный по приказу МВД по Республике Дагестан N 1387 л/с от 4 октября 2011 г. не имеет права на получение жилищного сертификата через Минстрой Республики Дагестан.
Решения должностных лиц вышеуказанных министерств об отказе в выдаче ему жилищного сертификата и выделении денежных средств в сумме "данные изъяты" руб. считает незаконным, поскольку его статус соответствует всем критериям, предъявляемым Федеральными законами от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ.
Решением Советского районного суда г.Махачкала от 5 июля 2012 г. исковые требования Амрахова К.Ш. удовлетворены, постановлено:
"Признать отказ Министерства строительства и жилищно-коммуналь-ного хозяйства Республики Дагестан от 12 мая 2012 г. N 05.1-39 в предоставлении Амрахову К.Ш. единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения незаконным.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан исполнить гарантийное письмо N 4 от 8 февраля 2012 г. и предоставить Амрахову К.Ш. с учетом его состава семьи единовременную денежную выплату на приобретенное по договору купли-прода-жи жилое помещение".
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Абдулкаримов М.Д. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В обоснование доводов жалобы указано, что суд первой инстанции неправильно истолковал и применил нормы материального права, подлежавшие применению, в частности ст.2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан". Нормы этой статьи закона применены судом буквально, без учета их системного толкования с другими нормами действующего законодательства, регулирующего вопросы обеспечения граждан жильем, в частности п.2 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", правильное истолкование которых приводит к однозначному выводу о том, что правом на улучшение жилищных условий по Федеральному закону от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ обладают бывшие сотрудники органов внутренних дел, принятые на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях и уволенные со службы до 1 января 2005 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342 -ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п.2.1 ст.15 и ст.15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяются на граждан, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет.
Согласно п.2.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Статьей 15.1 того же Федерального закона устанавливаются нормы предоставления площади жилого помещения.
Таким образом, статья 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 г. N 342 -ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" распространяет на другие категории граждан только порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей. При этом данная отсылочная норма не распространяет другие нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих", в частности п.2 ст.15 устанавливающий разный порядок обеспечения жильем граждан уволенных со службы до 1 января 2005 г. и после 1 января 2005 г., на этих граждан.
Сам Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ не содержит условие, ограничивающее право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнения со службы из органов внутренних дел до или после 1 января 2005 г.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 г. N 280 утвержден Порядок обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, который также не содержит норму, ограничивающую право гражданина на обеспечение жилыми помещениями в зависимости от даты увольнении со службы из органов внутренних дел до или после 1 января 2005 г.
В п.5 предписания Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 апреля 2012 г. N 10237-ИП/005 утверждается, что "... в нарушение п.2 и п. 2.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" были включены в список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, нуждающихся в получении жилья за счет федерального бюджета по Республике Дагестан, 124 гражданина, уволенных после 1 января 2005 г. из органов внутренних дел РФ, обеспечение жильем которых должно производиться федеральными органами исполнительной власти, в которых они проходили службу...".
Удовлетворяя требования Амрахова К.Ш. суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанное предписание, со ссылкой на которое истцу отказано в праве на обеспечение жильем, произвольно ограничивает круг лиц, которым Федеральным законом от 8 декабря 2010 г. N 342-ФЗ предоставлено право на обеспечение жилыми помещениями и в этой части противоречит данному федеральному закону. Указанное предписание не является подзаконным актом, в нем приведены ошибочные и произвольные толкования Федеральных законов, комментирование которых не относится к компетенции его составителя и, что Минстрой Республики Дагестан не обязан был его исполнять, следуя правильному применению действующего законодательства.
При таких обстоятельствах законность и обоснованность принятого по делу решения суда первой инстанции не вызывает сомнений и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Махачкала от 5 июля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу исполняющего обязанности министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан Абдулкаримова М.Д. без удовлетворения.
Председательствующий И.Д. Августина
Судьи М.К. Абдуллаев
Н.Х. Устаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.