Постановление Президиума Верховного суда Республики Дагестан от 03 мая 2012 г.
(Извлечение)
Президиум Верховного суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего Мирзаева Р.М.,
Членов президиума Сулейманова С.М., Гончарова И.А., Августиной И.Д., Гаджиевой Ш.В., Алиева М.Н., Гарунова И.З., Магомедова М.Г.,
при секретаре Аскерхановой Д.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании по кассационной жалобе Шейхова А.А.- представителя Таймасханова А.Г. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 26 декабря 2011 года и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД от 10 февраля 2012 года дело по иску Таймасханова А.Г. к МВД по РД о назначении пенсии по выслуге лет, взыскании задолженности по единовременному пособию, задолженности по пенсионным выплатам.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Августиной И.Д., выслушав объяснения представителя Таймасханова А.Г. адвоката Шейхова А.А., просившего отменить вынесенные по делу судебные постановления, представителя МВД по РД по доверенности Таимова О.М., просившего оставить без изменения судебные постановления, президиум
УСТАНОВИЛ:
Таймасханов "." обратился в суд с иском к МВД по РД о назначении ему пенсии за выслугу лет с момента его увольнения со службы, взыскании задолженности по единовременному пособию с учетом выслуги лет 12 лет и 7 месяцев, задолженности по пенсионным выплатам за период с "дата" по "дата" в сумме 78981 руб., ссылаясь на то, что приказом Министра ВД РД от "дата" он с "дата" уволен из органов внутренних дел РД по пункту "б" статьи 19 Закона РФ "О милиции" по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел, ко дню увольнения его трудовой стаж составлял 25 лет 3 месяца и 22 дня, выслуга лет в календарном исчислении - 12 лет 7 месяцев 1 день, который является достаточным для назначения пенсии по выслуге лет по пункту "б" статьи 13 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходившим военную службу в органах внутренних дел". Однако в выплате пенсии по выслуге лет ему отказали по тем основаниям, что период его службы в качестве стажера не включается в стаж работы, исходя из которого определяется выслуга лет, в результате незаконного отказа в назначении пенсии нарушено его право, из-за отказа в назначении пенсии возникла задолженность по пенсии со дня увольнения до дня обращения в суд.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от "дата", оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД от "дата", ФИО1 отказано в удовлетворении иска к МВД по РД о взыскании с пенсионного отдела МВД РД задолженности по пенсионным выплатам с "дата" по "дата" в сумме 78 тыс. 981 руб., а также задолженности по единовременному пособию в размере 50 тыс. 470 руб., а также в возврате госпошлины в сумме 5 тыс. 789 руб.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных постановлений по тем основаниям, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального закона.
Определением судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО16 от "дата" гражданское дело передано для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного суда Республики Дагестан.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие основания по делу установлены.
Обращаясь в суд с требованиями о назначении пенсии по выслуге лет, ФИО1 ссылался на то, что он имеет общий стаж работы более 25 лет и специальный стаж службы в органах внутренних дел продолжительностью 12 лет 7 месяцев и 1 день.
Отказывая в удовлетворении требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что истец не имеет выслугу по службе в органах внутренних дел продолжительностью 12 лет 6 месяцев, поскольку работа в должности стажера не включается в специальный стаж. В служебный стаж по выслуге лет, учитываемый для назначения пенсии по основаниям, предусмотренным пунктом "б" ст. 13 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", включается только период службы в качестве сотрудника органов внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел согласно статье 1 Положения о службе в органах внутренних дел признаются только те лица, которые состоят в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном этим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а стажерам до прохождения испытательного срока специальные звания не присваиваются, в связи с чем они до присвоения специального звания не признаются сотрудниками органов внутренних дел.
Суд второй инстанции пришел к такому же выводу со ссылкой на статью 1 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", согласно которой порядок пенсионного обеспечения, предусмотренный этим законом, распространяется на лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Указанные выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Согласно пункту "б" статьи 13 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого Закона, в том числе и сотрудники органов внутренних дел, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет служба в органах внутренних дел.
Из этой нормы следует, что связанный с присвоением специального звания статус сотрудника органов внутренних дел, претендующего на получение пенсии по выслуге лет, подлежит определению на момент его увольнения.
Наличие у ФИО1 общего трудового стажа более 25 лет никем не оспаривается, а также основание его увольнения из органов внутренних дел по достижению предельного возраста.
Порядок исчисления выслуги лет, необходимой для назначения и выплаты пенсии, компенсаций и пособий лицам, проходившим службу в органах внутренних дел определен постановлением Правительства РФ от "дата" N (с последующими изменениями и дополнениями) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", принятым во исполнение требований статьи 18 названного Закона.
Пунктом 1 этого постановления установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы из органов внутренних дел лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается служба в милиции Российской Федерации и бывшего Союза ССР в должностях офицерского, сержантского, рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Из этой нормы материального права следует, что в выслугу лет, необходимую для назначения пенсии по выслуге лет лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается служба в милиции, в том числе и на должностях стажеров.
Такой порядок определения выслуги лет, необходимой для назначения пенсии по выслуге лет лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел был предусмотрен этим постановлением с момента его издания.
Как следует из приказа N л\с от "дата", ФИО1 на момент его увольнения из органов внутренних дел имел статус сотрудника органов внутренних дел, находился в специальном звании старшего лейтенанта милиции.
Из исследованного в судебном заседании послужного списка ФИО1 следует, что приказом от "дата" он был принят на службу в ОВД "адрес" стажером на должность старшего инспектора второй спецгруппы Ботлихского РОВД с испытательным сроком на 5 месяцев, по окончании испытательного срока он принят на должность инспектора спецгруппы Ботлихского РОВД приказом от "дата", приказом от "дата" уволен с "дата" со службы по пункту "б" статьи 19 Федерального закона "О милиции" (по достижении предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел).
Таким образом, на момент увольнения из органов внутренних дел ФИО1 имел специальный трудовой стаж с учетом должности стажера более 12 лет и шести месяцев.
Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от "дата" N (с последующими изменениями и дополнениями) "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" при увольнении со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, уволенным со службы по возрасту, выплачивается единовременно пособие, размер которого зависит от продолжительности службы, в выслугу по которой засчитываются в календарном исчислении периоды службы в органах внутренних дел, указанные в пункте 1 этого Постановления, т.е. те же периоды, что и для назначения пенсии по выслуге лет.
Эта норма права судами также не применена.
Согласно статье 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
Как следует из искового заявления, ФИО1 просил взыскать задолженность в связи с невыплатой пенсии и сумму единовременного пособия, а также обязать пенсионный отдел МВД по РД назначить ему пенсию по выслуге лет.
По последнему требованию суд не принял какое-либо постановление, эти требования остались не разрешенными.
Ввиду допущенных судами первой и второй инстанции существенных нарушений норм материального и процессуального права принятые по делу судебные постановления подлежат отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Кассационную жалобу ФИО1 удовлетворить.
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от "дата" и кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РД от "дата" отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
ФИО17 ФИО19
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.