Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Августиной И.Д.
судей Устаевой Н.Х. и Абдуллаева М.К.
с участием прокурора Молчанова П.А.
при секретаре Магомедовой З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Устаевой Н.Х.
гражданское дело по иску Шабанова М.А.. к Федеральной таможенной службы РФ, Северокавказскому таможенному управлению Федеральной таможенной службы и Дагестанской таможне Северокавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы об оспаривании приказа об увольнении, восстановлении на службе и взыскании денежного содержания
по апелляционным жалобам представителя Дагестанской таможни Северокавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы по доверенности Мустафаевой П.И. и представителя Северокавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы по доверенности Черныш Л.П.
на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 1 августа 2012 года, которым постановлено:
"Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным увольнение Шабанова М. А. и восстановить его на прежнее место работы старшим оперуполномоченным по особо важным делам оперативного отделения отдела собственной безопасности Дагестанской таможни Северо- Кавказского таможенного управления.
Взыскать с Северо- Кавказского таможенного управления в пользу Шабанова М. А. за время вынужденного прогула с 18 июня по 1 августа 2012 года "." руб. и компенсацию морального вреда "." рублей, всего "." р.
Зачесть выданные Шабанову М.А. перед увольнением компенсационные выплаты в счет исполнения указанного денежного обязательства.
В остальной части в удовлетворении требований истца отказать.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шабанов М.А. обратился в суд с иском к Федеральной таможенной службе РФ, Северокавказскому таможенному управлению ФТС России и Дагестанской таможне о признании незаконным увольнения, восстановлении в должности ст. оперуполномоченного по особо важным делам отдела по противодействию коррупции Дагестанской таможни, обязав заключить контракт со сроком не менее чем предыдущий, с оплатой времени вынужденного прогула из расчета "." руб. за каждый день вынужденного прогула и компенсацию морального вреда "." руб.
В обоснование своих требований истец в заявлении указал на то, что с 1994г. работает в таможенных органах. По контракту от "дата" был назначен на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела собственной безопасности Дагестанской таможни Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы сроком на 3 года.
Приказом "." от "дата" он уволен на основании п.п.5 п. 2 ст. 48 Федерального закона о службе в таможенных органах РФ в связи с сокращением численности или штата работников.
Увольнение считает незаконным по следующим основаниям.
Приказом ФТС РФ от 07 декабря 2011 N 2481 "О проведении организационно-штатных мероприятий в таможенных органах Северо-Кавказского федерального округа" в таможнях, расположенных в регионе деятельности Северо-Кавказского таможенного управления (в том числе и Дагестанской таможни), ликвидируются подразделения собственной безопасности и создаются подразделения по противодействию коррупции за счет численности подразделения собственной безопасности. Приказом Северо-Кавказского таможенного управления от "дата" N его зачислили с 20 декабря 2001 года на срок три месяца в распоряжение начальника Дагестанской таможни.
В соответствии со ст. 180 Трудового Кодекса РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с п.7 гл. 2 Инструкции "О порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий", утвержденной приказом ФТС РФ от 08 июня 2009 N 1053, не позднее чем за два месяца до начала организационно-штатных мероприятий сотрудник предупреждается под подпись об их проведении и о возможном увольнении со службы в таможенных органах.
В нарушение данной Инструкции он был предупрежден только о предстоящих организационно-штатных мероприятиях, и то лишь 09 декабря 2011 года, т.е. не за два месяца, и никто его персонально под роспись не предупреждал о предстоящем увольнении.
Также согласно п. 10, 11 Инструкции работодатель обязан был разъяснить: порядок проведения организационно-штатных мероприятий и возможного увольнения, основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы в таможенных органах, права и обязанности сотрудников, зачисляемого в распоряжение или увольняемого со службы в таможенных органах. В ходе собеседования должны быть предложены все вакантные должности сотрудников при их наличии в данном таможенном органе, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенных органах.
Эти требования Инструкции были нарушены: имеющиеся вакантные должности (не менее 11 единиц) ему не были предложены, в том числе должность, которую он занимал ране занимал в отделе собственной безопасности -старший оперуполномоченный по особо важным делам.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель СКТУ Л.П.Черныш просит отменить решение суда по следующим основаниям.
Необоснован вывод суда о том, что применительно к М.А. Шабанову трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде согласно ч.2 ст.4 Федерального закона от 21 июля 1997 N 114-ФЗ.
М.А. Шабанов с 11 января 2011 по 15 июня 2012 проходил службу в Дагестанской таможне в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам оперативного отделения отдела собственной безопасности Дагестанской таможни на основании заключенного с начальником СКТУ контракта от "дата" N сроком на 3 года.
Таким образом, М.А. Шабанов является сотрудником таможенного органа, имеет специальное звание подполковника таможенной службы. Исходя из условий указанного контракта отношения между начальником СКТУ и сотрудником таможенного органа М.А. Шабановым регулируются Федеральным законом N 114-ФЗ и на него действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяются с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Решением суда Шабанов М.А. восстановлен на прежнюю должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам оперативного отделения отдела собственной безопасности Дагестанской таможни. В то же время судом не учтено, что приказом Дагестанской таможни от "дата" N "Об организационно-штатных мероприятиях в Дагестанской таможне" с 20 декабря 2011 из структуры Дагестанской таможни исключен отдел собственной безопасности, должность, занимаемая М.А. Шабановым, сокращена.
Не обоснован вывод суда о том, что при увольнении истца не были учтены обстоятельства, определяющие преимущественное право работника на оставление на работе при сокращении штата или численности работников.
М.А. Шабановым неоднократно проведены собеседования, в ходе которых ему предлагались вакантные должности сотрудников Дагестанской таможни. Результаты собеседования и предложенные вакантные должности отражены в листах собеседования от "дата", "дата" и "дата", которые подписаны Истцом и присутствовавшими при собеседовании должностными лицами таможенного органа. При предложении вакантных должностей, в том числе рассматривалось и преимущественное право на оставлении на службе.
Суд при вынесении решения не указал, какие нарушения были допущены ответчиками при проведении организационно-штатных мероприятий в Дагестанской таможне. Нарушений действующего законодательства со стороны ответчиков не усматривается.
Статья 48 Федерального закона N 114-ФЗ содержит перечень оснований увольнения сотрудников таможенных органов со службы, пункт 5 которой предусматривает, что сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Согласно п.41 Типового положения о подразделении собственной безопасности таможни, утвержденного приказом ФТС России от 28.10.2010 N 2003, назначение на должности и освобождение от должности подразделения собственной безопасности таможни, производится приказом Регионального таможенного управления по представлению начальника службы собственной безопасности управления, согласованному с начальником Управления собственной безопасности ФТС России.
Таким образом, правом производить назначение на должность и освобождение от должности, увольнение сотрудников подразделений собственной безопасности таможен, наделены начальники РТУ.
В соответствии с п.1 приказа ФТС России от 07.12.2011 N 2481 "О проведении организационно-штатных мероприятий в таможенных органах Северо-Кавказского федерального округа" подразделения собственной безопасности в таможнях, расположенных в регионе деятельности СКТУ, ликвидированы, штатная численность в таможнях сокращена. Настоящий приказ вступил в действие с "дата". С данным приказом М.А. Шабанов был ознакомлен под роспись 09 декабря 2011 года - в день поступления в Дагестанскую таможню.
Также 09 декабря 2011 года М.А. Шабанов был предупрежден под роспись о сокращении занимаемой должности в связи с ликвидацией отдела собственной безопасности Дагестанской таможни.
Согласие на зачисление в распоряжение начальника Дагестанской таможни М.А. Шабановым дано и подтверждается представленным заявлением на имя начальника СКТУ от 09 декабря 2011 года.
Приказом СКТУ от "дата" N "О зачислении в распоряжение начальников таможен" М.А. Шабанов освобожден от занимаемой должности и с 20 декабря 2011 года зачислен в распоряжение начальника Дагестанской таможни на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия, установленного по последней занимаемой должности.
Руководителем ФТС России принято решение о том, что в связи с проведением в таможенных органах организационно-штатных мероприятий, назначение на должность, прием на службу в таможенные органы (федеральную государственную гражданскую службу) сотрудников, в том числе зачисленных в распоряжение начальников таможенных органов, ранее занимавших должности в подразделениях собственной безопасности, производить по согласованию с ФТС России. Данное решение доведено до сведения таможенных органов телетайпограммой от 14 декабря 2011 года N ТФ-1327.
С М.А. Шабановым проводились собеседования 06 марта 2012 года, 26 апреля 2012 года, 14 июня 2012 года. В ходе собеседований М.А. Шабанову был разъяснен порядок проведения организационно-штатных мероприятий и возможного его увольнения в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, права и обязанности сотрудника, зачисляемого в распоряжение начальника таможенного органа и увольняемого со службы в таможенных органах.
Руководителем ФТС России не было принято положительного решения по назначению М.А. Шабанова на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам отделения (г.Дербент) отдела по противодействию коррупции Дагестанской таможни (телетайпограмма от "дата" N "."), на должность оперуполномоченного по особо важным делам отдела по противодействию коррупции Дагестанской таможни (телетайпограмма от "дата" N ".").
Приказом СКТУ от "дата" N М.А. Шабанов уволен со службы в таможенных органах по п.п. п.2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий).
Необоснованно суд взыскал в пользу М.А. Шабанова компенсацию морального вреда в сумме "." руб.
Бремя доказывания претерпевания моральных и нравственных страданий в силу ст. 56 ГПК РФ ложится на лицо, заявившее указанные исковые требования о возмещении морального вреда, то есть на М.А. Шабанова. Однако в судебное заседание им не было представлено никаких соответствующих тому доказательств.
В апелляционной жалобе представителя Дагестанской таможни по доверенности Мустафаевой П. И. также ставится вопрос об отмене решения суда по аналогичным основаниям.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы М.А. Шабанов просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав пояснения представителя Северо - Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы Черныш Л.П. и представителя Дагестанской таможни Федеральной таможенной службы Северо - Кавказского таможенного управления Мустафаевой П.И., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Молчанова П.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия, не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Закона РФ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" N 114-ФЗ от 21 июля 1997 года служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Законодательство РФ о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса РФ, указанного федерального закона и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах.
В силу требований п. 2 ст. 6 ФЗ от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" поступление граждан на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.
Порядок проведения организационно-штатных мероприятий регулируется приказом ФТС России от 18 октября 2005 года N 970 "Об утверждении Положения об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России", приказом ФТС России от 08 июня 2009 года N 1053 "Об утверждении Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий".
В соответствии с Приказом ФТС России от 7 декабря 2011 года N 2481 "О проведении организационно-штатных мероприятий в таможенных органах Северо - Кавказского федерального округа" и приказом Дагестанской таможни от 14 декабря 2011 года N 842 "Об организационно-штатных мероприятиях" с 20 декабря 2011 года ликвидированы в таможнях, расположенных в регионе деятельности Северо - Кавказского таможенного управления, подразделения собственной безопасности и созданы подразделения по противодействию коррупции.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной приказом ФТС России от 08 июня 2009 года N 1053, не позднее чем за два месяца до начала организационно-штатных мероприятий сотрудник предупреждается под подпись о их проведении и о возможном увольнении его со службы в таможенных органах.
В соответствии с п. 1 названной Инструкции, сотрудник таможенного органа может быть зачислен в распоряжение при проведении одного из следующих видов организационно-штатных мероприятий: ликвидации таможенного органа либо сокращении численности или штата его сотрудников. При зачислении сотрудника с его согласия в распоряжение начальника таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий сотрудник освобождается от занимаемой должности в связи с организационно-штатными мероприятиями на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении им службы или увольнении. Основанием для издания приказа о зачислении сотрудника в распоряжение является приказ ФТС России либо таможенного органа о проведении организационно-штатного мероприятия в конкретном таможенном органе и письменное заявление сотрудника о зачислении в распоряжение (п. 3 Инструкции).
В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах, в том числе, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 5, 8 - 13 п. 2 настоящей статьи, осуществляется по инициативе начальника соответствующего таможенного органа. Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника соответствующего таможенного органа допускается по основаниям, предусмотренным: подп. 5 п. 2 настоящей статьи, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.
Как следует из материалов дела, с 17 марта 1994 года Шабанов М.А. проходил службу в таможенных органах России в должности инспектора отдела таможенной охраны Кизилюртовского таможенного поста.
Согласно приказу Северо - Кавказского таможенного управления N - "." от "дата" Шабанов М.А. назначен на должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела собственной безопасности Дагестанской таможни.
"дата" Федеральная таможенная служба в лице начальника Северо -Кавказского таможенного управления и Шабанов М.А. заключили контракт о службе истца в таможенных органах в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам оперативного отделения отдела собственной безопасности Дагестанской таможни сроком на три года.
9 декабря 2011 года Шабанов М.А. ознакомлен с приказом ФТС России от 7 декабря 2011 года N 2481 "О проведении организационно - штатных мероприятий в таможенных органах Северо - Кавказского федерального округа" (л.д.24).
Приказом ВрИО начальника Северо - Кавказского таможенного управления В.В.Кащеева зачислен в распоряжение Дагестанской таможни.
П.4 указанного приказа поручено довести до сведения сотрудников таможни под подпись. Считать его доведение предупреждением о возможном увольнении со службы в таможенных органах, в связи с проведением организационно - штатных мероприятий.
О выполнении указанного пункта приказа, а именно, о доведении до сведения под подпись Шабанова М.А. приказа, суду доказательств не представлено.
На основании заявления Шабанова М.А. от 9 декабря 2011 года по приказу СКТУ от "дата" N он был освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение начальника Дагестанской таможни на срок до 3 месяцев.
6 марта 2012 года истцу была предложена должность старшего оперуполномоченного по особо важным делам оперативного отделения (г.Дербент) отдела по противодействию коррупции Дагестанской таможни, на что Шабанов М.А. дал согласие, написав соответствующее заявление (л.д.32).
Был составлен проект контракта, необходимые документы направлены в ФТС России для согласования кандидатуры. Однако руководителем ФТС не принято положительного решения по назначению Шабанова М.А. на указанную вакантную должность, о чем Шабанов М.А. был уведомлен 26 апреля 2012 года и вновь ознакомлен со списком вакантных должностей Дагестанской таможни по состоянию на 26 апреля 2012 года.
26 апреля 2012 года Шабанов М.А. подал заявление с просьбой о назначении на вакантную должность оперуполномоченного по особо важным делам отдела по противодействию коррупции Дагестанской таможни СКТУ.
25 мая 2012 года начальник ФТС, рассмотрев данные заявления, не принял положительного решения о назначении Шабанова М.А. на указанную в заявлении должность.
С указанной телеграммой Шабанов М.А. ознакомлен 13 июня 2012 года.
14 июня Шабанов М.А., вновь ознакомившись с вакансиями, дает согласие на назначение на должность оперуполномоченного по особо важным делам оперативного отделения (г.Дербент) отдела по противодействию коррупции Дагестанской таможни (л.д.42), с Представлением о назначении на указанную должность начальника Дагестанской таможни Р.К.Яхъяева от "дата" направляется руководителю ФТС.
Однако, "дата" приказом N - к ВрИО начальника управления В.А. Иванова подполковник таможенной службы Шабанов М.А., находящийся в распоряжении начальника Дагестанской таможни, с 18 июня 2012 года уволен со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 ст. 48 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий").
При этом в качестве основания увольнения тоже указано "представление Дагестанской таможни".
Доказательств того, что с таким представлением истец был ознакомлен, в материалах дела не имеется.
Более того, увольнение в связи с проведением организационно-штатных мероприятий допускается только в том случае, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.
Однако, доказательств отсутствия вакантных должностей на момент увольнения Шабанова М.А. в Дагестанской таможне суду не представлено, а из того, что 14 июня, за день до издания приказа об увольнении Шабанова М.А., руководитель Дагестанской таможни его представил к назначению на должность следует, что вакансии имели место, на которые с учетом квалификационных требований, образования и стажа работы, истец мог претендовать.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, поскольку ответчиками не представлено доказательств невозможности перевода истца на другую вакантную должность в таможенных органах при наличии таковых или отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.
п. 4 ст. 54 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", предусматривает выплату сотруднику таможенного органа, восстановленному на службе в таможенных органах, полагавшегося на день увольнения денежного довольствия со дня увольнения до дня его восстановления на службе в таможенных органах, в связи с чем взыскание с ответчика в пользу истца денежное содержание за период с 18 июня 2012 года по 1 августа 2012 года с учетом сведений представленных ответчиком о том, что единовременное пособие на день рассмотрения дела было выплачено.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установила нарушений норм материального или процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в основной их части были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Выводы суда в решении достаточно подробно мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы К. и, соответственно для отмены оспариваемого им решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 1 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя Дагестанской таможни Северокавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы по доверенности Мустафаевой П.И. и представителя Северокавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы по доверенности Черныш Л.П. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Д.Августина
Судьи: Н.Х.Устаева
М.К.Абдуллаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.