Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Августиной И.Д.
судей Устаевой Н.Х. и Абдуллаева М.К.
при секретаре Магомедовой З.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика по делу МВД по Республике Дагестан на решение Дербентского городского суда от 12 июля 2012 года, которым постановлено:
"Заявление Зиявдинова В. Н. - удовлетворить.
Признать недействительным приказ МВД по Р "адрес"/с от "дата" в части исчисления выслуги лет.
Обязать МВД РД включить Зиявдинову В. Н. в выслугу лет для назначения ему пенсии периоды работы по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям: 07.09.1987г. по 12.12.1987г. в должности бухгалтер-финансист Дербентского пивзавода 00 лет 03 месяца 05 дней; 12.12.1987г. по 27.04.1988г. в должности заместителя главного бухгалтера Дербентского пивзавода - 00 лет 04 мес. 15 дней.
27.04.1988г. по 14.05.1990г, в должности исполняющего обязанности главного бухгалтера Дербентского пивзавода 02 года 00 мес. 17 дней.
24.05.1990г. по 10.10.1996г. в должности главного бухгалтера Стеклозавода "Дагогни" 06 лет 04 мес. 16 дней.
Всего 09 лет 00 мес.23 дня. Произвести перерасчет выслуги лет и пенсию со дня возникновения права на пенсию".
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., возражения истца Зиявдинова В.Н. относительно апелляционной жалобы, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зиявдинов В. Н. обратился в суд с иском о признании недействительным приказа МВД по РД N "." от "дата" в части исчисления выслуги лет и обязании МВД РД включить ему в выслугу лет для назначения пенсии периоды работы по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям:
07.09.1987г. по 12.12.1987г. в должности бухгалтер-финансист Дербентского пивзавода 00 лет 03 месяца 05 дней;
12.12.1987г. по 27.04.1988г. в должности заместителя главного бухгалтера Дербентского пивзавода - 00 лет 04 мес. 15 дней.
27.04.1988г. по 14.05.1990г. в должности исполняющего обязанности главного бухгалтера Дербентского пивзавода 02 года 00 мес. 17 дней.
24.05.1990г. по 10.10.1996г. в должности главного бухгалтера Стеклозавода "Дагогни" 06 лет 04 мес.16 дней.
Всего 09 лет 00 мес.23 дня. Произвести перерасчет выслуги лет и пенсии со дня возникновения права на пенсию.
Требования мотивированы тем, что в органах налоговой полиции он проходил службу на оперативных должностях в период с 04.11.1996 г. по 30.06.2003 г. на основании приказов N от "дата" и N от "дата"
В соответствии с приказом УФСНП РФ по РД от "дата", N, в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ, он был уволен и исключен из списков личного состава сотрудников органов налоговой полиции.
При увольнении, по этому же приказу, ему была определена выслуга лет по состоянию на 30 июня 2003 года, которая составила 13 лет 11 месяцев 14 дней.
С 01.07.2003 года в соответствии Приказом МВД по Р "адрес" от "дата" он был зачислен на должность оперуполномоченного Дербентского межрайонного отдела УНП МВД по РД в звании майора милиции.
На основании приказа МВД Р "адрес" от "дата" он был уволен из ОВД по п. "Б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижению предельного возраста).
Тем же приказом ему установлена выслуга лет на день увольнения: в календарном исчислении 18 лет 09 месяцев 13 дней; в льготном исчислении 22 года 01 месяц 12 дней; для выплаты единовременного пособия 10 лет 00 месяцев 17 дней.
05.06.2012 года при оформлении пенсии в Центре пенсионного обеспечения при МВД по РД и ознакомления с его пенсионным делом, он узнал, что стаж его трудовой деятельности на должностях по экономической специальности для назначения пенсии не включен для исчисления пенсии, хотя Управлением кадров МВД по РД был составлен предварительный Расчет выслуги лет на пенсию с учетом стажа на экономических должностях 32 года 02 мес.03 дня. Не включение указанного стажа повлияло на размер его пенсии.
В выслугу лет ему не засчитан стаж работ с 07.09.89 г. по 10.10.1996 года, общей продолжительностью 09 лет 00 мес. 23 дня, в том числе:
С 07.09.87 г. по 12.12.87 г. в должности бухгалтер-финансист Дербентского пивзавода - 00 лет 03 мес. 05 дней.
С 12.12.87 г. но 27.04.88 г. в должности заместитель главного бухгалтера ербентского пивзавода - 00 лет 04 мес. 15 дней.
С 27.04.88 г. по 14.05.90 г. в должности исполняющего обязанностей главного ухгалтера Дербентского пивзавода - 02 года 00 мес. 17 дней.
С 24.05.90 г. по 10.10.96 г. в должности главного бухгалтера Стеклозавода Дагогни" - 06 лет 04 мес. 16 дней.
Всего с периодом службы в органах внутренних дел, ему надлежит установить выслугу лет для назначения пенсии на 26.10.2011 г., с учетом работы на должностях по экономическим специальностям (09 лет 00 мес. 23 дня) 32 года 2 месяца 9 дней. При обращении с просьбой восстановить нарушенные его права Центр пенсионного обеспечения при МВД по РД ответили отказом, сославшись на постановление Правительства РФ N941 от 02.09.1993 г., согласно которому якобы зачет периодов работы на финансово- экономических и бухгалтерских должностях, для назначения пенсии не предусмотрен, а также периоды работы на экономических должностях ему не засчитаны и при увольнении с органов налоговой полиции.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и в иске отказать, пояснив, что доводы истца о том, что действовал дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции предусмотренный ч. 3 ст. 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (утвержденное Постановлением ВС РФ от 20 мая 1993 N 4991 -1) необоснованные.
Представитель ответчика считает, что согласно указанной статье "Лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы".
Ч. 3 ст. 50 Положения прямо не предусматривает включение в выслугу лет для назначения пенсии времени работы по экономической должности и по своей сути, является отсылочной, поскольку указывает на предусмотренный законодательством порядок для включения того или иного периода работы в выслугу лет для сотрудников Государственной налоговой службы РФ. Такой порядок установлен Постановления от 22 сентября 1993 г. N 941, которым возможность включения спорного периода в выслугу лет для назначения пенсии Зиявдинову В.Н. не предусмотрена, данные периоды подлежат включению только в трудовой стаж.
Периоды работы в другой службе самовольно подсчитывать и вносить изменения в приказы УФСНП МВД по Республике Дагестан не имеет правовых оснований, т.е. периоды работы Зиявдинова В.Н. в УФСНП подсчитаны, указаны в трудовой книжке и установлено приказом данной организации, в котором он проходил службу.
После увольнения истец вышеуказанный приказ УФСНП, в котором указаны периоды его службы, не обжаловал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Зиявдинов В.Н. в органах налоговой полиции проходил службу на оперативных должностях в период с 04.11.1996 г. по 30.06.2003 г. на основании приказов N от "дата" и N от "дата"
В соответствии с приказом УФСНП РФ по РД от "дата", N, в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ, он был уволен и исключен из списков личного состава сотрудников органов налоговой полиции.
При увольнении, по этому же приказу, ему была определена выслуга лет по состоянию на 30 июня 2003 года, которая составила 13 лет 11 месяцев 14 дней.
С 01.07.2003 года в соответствии Приказом МВД по Р "адрес" от "дата" он был зачислен на должность оперуполномоченного Дербентского межрайонного отдела УНП МВД по РД в звании майора милиции.
На основании приказа МВД Р "адрес"/с от "дата" он был уволен из ОВД по п. "Б" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижению предельного возраста).
Тем же приказом ему установлена выслуга лет на день увольнения:
- в календарном исчислении 18 лет 09 месяцев 13 дней
- в льготном исчислении 22 года 01 месяц 12 дней
- для выплаты единовременного пособия 10 лет 00 месяцев 17дней.
До службы в органах налоговой полиции Зиявдинов В.Н. работал :
С 07.09.87 г. по 12.12.87 г. в должности бухгалтер-финансист Дербентского пивзавода - 00 лет 03 мес. 05 дней.
С 12.12.87 г. по 27.04.88 г. в должности заместитель главного бухгалтера Дербентского пивзавода - 00 лет 04 мес. 15 дней.
С 27.04.88 г. по 14.05.90 г. в должности исполняющего обязанностей главного бухгалтера Дербентского пивзавода - 02 года 00 мес. 17 дней.
С 24.05.90 г. по 10.10.96 г. в должности главного бухгалтера Стеклозавода "Дагогни" - 06 лет 04 мес.
Однако, в выслугу лет ему не засчитан стаж работ с 07.09.87 г. по 10.10.1996 года, общей продолжительностью 09 лет 00 мес. 23 дня.
Согласно части 3 статьи 17 Закона Российской Федерации пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 13 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г., выслуга лет по прежнему месту службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также работников правоохранительных органов и государственных налоговых инспекций, имеющих классные чины, засчитывается указанным лицам в выслугу лет федеральных органов налоговой полиции.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года.
В силу статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
На момент исключения Зиявдинова В.Н. из списков личного состава органов налоговой полиции и принятии на службу в МВД по Республике Дагестан, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, было распространено действие постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Таким образом, кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.
В части 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в редакции Федерального закона от 30 июня 2002 года), законодатель установил норму, не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации. Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, нормЗакона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения законодательно была обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толкование указанных правовых норм не может рассматриваться иначе, как нарушение законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что требования Зиявдинова В.Н. о включении в выслугу лет для назначения пенсии стажа работы на предприятиях, учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, а также в качестве работника налоговой службы, имеющего классный чин, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что период службы истца в ФСНП был включен в процентную надбавку, но не в выслугу лет для назначения пенсии не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку противоречат приведенным нормам закона.
При этом, как Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу, в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих срочной службы или контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел и их семьям в РФ", так и статьей 54 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления", предусмотрено, что выслуга лет сотрудников федеральных органов налоговой полиции, исчисленная в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения засчитывается в выслугу лет в органах внутренних дел в полном объеме и пересчету не подлежит.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в рамках доводов апелляционной жалобы, находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дербентского городского суда РД от 12 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Д.Августина
Судьи: Н.Х. Устаева
М.К.Абдуллаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.