Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего - Сидоренко М.И.,
Судей - Магамедова Ш.М. и Магомедовой А.М.,
при секретаре Алиеве М.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе главы администрации ГО "город Кизляр" Аржанухина В.В. на решение Кизлярского городского суда от 25 июля 2012 года, которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора города Кизляра к администрации МО "город Кизляр", в интересах Суюндукова Д. С. о внеочередном предоставлении благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления на территории муниципального образования МО "город Кизляр" - удовлетворить".
Заслушав доклад судьи Магамедова Ш.М., выслушав объяснения представителя администрации ГО "город Кизляр" Шевченко Е.М., просившей решение суда отменить по доводам апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Кизляра обратился к администрации ГО "город Кизляр" в интересах Суюндукова Д. С. о предоставлении жилого помещения, указав, что Суюндуков Д. С., "дата" года рождения, является сиротой и согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Кизляре, нуждающихся в жилье, поставленных на учет после "дата", состоит в очереди по "адрес". Суюндуков Д.С. проживает в "адрес", в доме опекуна, собственного жилья не имеет, не трудоустроен, заработную плату не имеет.
Прокурор просил обязать администрацию МО "город Кизляр" обеспечить Суюндукова Д. С. жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации ГО "город Кизляр" Аржанухин В.В. просит решение суда отменить вследствие неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушения и неправильного применения норм материального права.
В обоснование жалобы указано следующее.
1. Суд первой инстанции не дал соответствующую оценку позиции представителя администрации ГО "город Кизляр", не опроверг в решении доводы, изложенные в возражении на исковое заявление.
2. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Муниципальные образования Республики Дагестан наделены полномочиями по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Законом Республики Дагестан от 04.12.2008 N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Бюджетный кодекс Российской Федерации (п.3 ст.86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Наделение полномочий муниципальных образований должно подкрепляться соответствующими субвенциями. В расходной части бюджета городского округа не закреплены собственные средства для решения вопросов приобретения жилья для данной категории граждан. Бюджет дотационный, о чем в материалы дела представлена соответствующая справка. Указанные доводы не получили надлежащей оценки судом первой инстанции.
3. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" обеспечение детей-сирот (если они не имеют закрепленного за ними жилого помещения) вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта РФ по месту жительства таких детей, а не местными органами самоуправления.
4. В Республике Дагестан приняты нормативные акты, четко разграничивающие полномочия органов местного самоуправления и республиканских органов власти в процессе предоставления жилья и не предусматривающие приобретение квартир за счет местных бюджетов с последующей компенсацией. Республиканским законодательством предусмотрено прямое выделение субвенций на указанные цели с последующим отчетом об их использовании.
В целях реализации Закона Республики Дагестан от 4 декабря 2008 года N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительством Республики Дагестан принято Постановление от 02.06.2009 N 161 "Об утверждении Порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан".
Согласно п.5 Порядка утвержденного указанным Постановлением администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан ежегодно, в срок до 1 августа, представляют сведения о лицах, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, которым должно быть предоставлено жилье в планируемом году, в Министерство образования и науки Республики Дагестан.
В п.8 указано, что Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи; приобретенные жилые помещения предоставляют на основании договоров социального найма лицам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по акту приема-передачи.
Кизлярским городским судом данные нормы республиканского законодательства не были приняты во внимание, что повлекло вынесение необоснованного решения.
5. В материалах дела не имеется доказательств о ненадлежащем исполнении администрацией обязанностей по реализации государственных полномочий возложенных Законом РД от 4 декабря 2008 года N 57 и пунктов утвержденного Порядка обеспечения жильем детей-сирот. Администрацией ГО "город Кизляр" необходимая информация о количестве детей сирот ежегодно направляется в Министерство образования и науки РД.
Согласно распределению субвенций из республиканского бюджета дети-сироты ежегодно обеспечиваются жилыми помещениями.
Так, в 2011г. на эти цели в соответствии с Законом РД "О республиканском бюджете РД на 2011г. и плановый период 2012 и 2013г." была предоставлена субвенция в размере ".". руб., в материалы дела представлен отчет об использовании этих средств на указанные цели.
6. При исполнении решения суда будут нарушены права лиц имеющих такое же право на получение жилого помещения, и получивших ранее право на получение жилья и состоящих в списках на получение жилья до заинтересованного лица по данному делу.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не было учтено, что прокуратура г.Кизляра обратилась в защиту прав лица, находящегося в списках детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и имеющих право на обеспечение жильем в 2012г.. не под номером один.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит следующее.
Судом на основании исследованных материалов дела установлено, что Суюндуков Д. С. на основании его заявления от "дата" постановлением главы администрации МО "город Кизляр" от "дата" включен в список лиц, имеющих право на получение жилья, как дети-сироты, и на "дата" состоит в очереди на внеочередное предоставление жилья по "адрес".
Данное обстоятельство ответчиком не отрицается.
Согласно Федеральному закону N159 от 21.12.1996 г. (ред. от 21.11.2011 г.) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей... обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии с п.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания, при прекращении опеки (попечительства), вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Для получения жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
На основании п.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Местом жительства ребенка в соответствии со статьей 20 ГК РФ признается место жительства опекуна, попечителя.
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. N159-ФЗ в редакции от 21.11.2011 г. дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В связи с принятием 4 декабря 2008 г. Закона РД N57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РД государственными полномочиями РД по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вопросы обеспечения жильем лиц указанной категории переданы администрациям муниципальных районов и городских округов.
Постановлением Правительства РД от 02.07.2009г. N161 утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета РД.
Жилая площадь выделяется не ниже устанавливаемой в Республике Дагестан социальной нормы.
Положения ч.2 ст.57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан, имеющим право на его внеочередное предоставление, жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем реализация такого права должна иметь место незамедлительно после его возникновения.
Право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма в соответствии положениями ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" у Суюндукова Д. возникло с момента окончания школы, в связи с чем он постановлением администрации города Кизляра был поставлен в льготную очередь на получение жилого помещения. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему не было предоставлено.
Согласно Закону РД от 03.02.2006 N4 (ред. от 08.06.2009) "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда РД по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" вне очереди жилые помещения из жилищного фонда РД по договору социального найма предоставляются:.. . детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей...при прекращении опеки (попечительства).
Определены нормы предоставления площади жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан для категорий граждан, указанных в статье N1 названного Закона, которые для одиноко проживающих граждан равна 33 квадратным метрам общей площади.
Суд, исходя из заявленных и доказанных в суде прокурором города Кизляра исковых требований, пришел к выводу, что Суюндуков Д. Сайдуллаевич должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещением в виде по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (не менее "." кв. метров) на территории муниципального образования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что удовлетворение заявления прокурора в интересах Суюндукова Д.С. нарушает права других очередников, относящихся к указанной категории лиц, судебная коллегия считает несостоятельным.
В соответствии с ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающими предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Необоснованным являются и доводы апелляционной жалобы главы администрации городского округа об отсутствии у них свободного жилья, а также, что строительство нового жилищного фонда не ведется, денежных средств на приобретение жилых помещений нет, в связи с чем не имеется возможности предоставить этим детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей в силу законов не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
При указанных обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным.
Вместе с тем, резолютивную часть решения суда следует дополнить, поскольку в ней не указано какие обязанности возлагаются на администрацию г. Киляра в связи с удовлетворением исковых требований прокурора.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
резолютивную часть решения Кизлярского городского суда от 25 июля 2012 г. дополнить следующим содержанием: "Обязать администрацию городского округа "город Кизляр" обеспечить Суюндукова Д. Сайдуллаевича жилым помещением по договору социального найма размером не ниже установленных социальных норм".
Это же решение в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения,
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.