Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З..
судей Стракатовой З.Е. и Савельевой Н.В.
при секретаре Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 28 июня 2012 года по иску Королёвой А.Д. к администрации Питкярантского городского поселения об обязании поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Карелия о включении в единый по Республике Карелия список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на предоставление субсидии на приобретение жилья в собственность.
Заслушав доклад судьи Стракатовой З.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Королёва А.Д. обратилась в суд с иском к администрации Питкярантского городского поселения об обязании поставить на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и к Министерству здравоохранения и социального развития РК о включении в единый по Республике Карелия список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на предоставление субсидии на приобретение жилья в собственность по тем мотивам, что является вдовой К.., погибшего ... во время войны с Финляндией, имеет статус жены погибшего военнослужащего, что подтверждается соответствующими удостоверениями N ... от ... и N ... от .... Она ... обратилась в администрацию Питкярантского городского поселения с заявлением о постановке на учет по обеспечению жильем как вдовы погибшего участника Великой Отечественной войны, однако ... комиссией по жилищным вопросам принято решение об отказе в удовлетворении ее заявления в связи с тем, что она не подтвердила свое право состоять на учете по указанной категории. Истица считает отказ необоснованным, поскольку она не имеет в собственности жилья, проживает у дочери М. в двухкомнатной квартире, в которой также проживает ее правнук с семьей. На основании изложенного, в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" Королёва А.Д. просила признать за ней право на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем вне очереди; обязать жилищную комиссию при администрации Питкярантского городского поселения принять ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию "член семьи погибшего участника Великой Отечественной войны"; обязать Министерство здравоохранения и социального развития РК включить ее в единый по Республике Карелия список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию "член погибшего участника Великой Отечественной войны" на представление субсидии на приобретение жилья в собственность.
Решением Питкярантского городского суда РК от 28 июня 2012 года в удовлетворении исковых требований Королёвой А.Д. отказано.
С решением суда не согласны истец Королёва А.Д. и ее представитель Вакарчук О.Л.
В апелляционной жалобе просят отменить решение суда и принять новое решение о признании за ней права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем вне очереди; об обязании жилищной комиссии при администрации Питкярантского городского поселения принять ее на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию "член семьи погибшего участника Великой Отечественной войны"; обязании Министерства здравоохранения и социального развития РК включить ее в единый по Республике Карелия список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию "член семьи погибшего участника Великой Отечественной войны" на представление субсидии на приобретение жилья в собственность. Считают, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, так как при разрешении спора надлежало исходить из того, что истец является вдовой погибшего участника Великой Отечественной войны, нарушены ее права при рассмотрении заявления от ... о постановке на учет; у нее отсутствует в собственности жилое помещение, членом семьи собственника жилого помещения она не является, так как не была вселена собственником в качестве члена семьи, имела свой бюджет, получала пенсию и сама ею распоряжалась. Также указывают на допущенные судом процессуальные нарушения, выразившиеся в том, что протокол судебного заседания от 05.06.2012 не содержит сведений о том, что данное судебное заседание являлось предварительным с разъяснением прав, предусмотренных ст. 152 ГПК РФ. Ссылаются на то, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции стороной истца было заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела копии удостоверения N ... от ... с разъяснением прав на льготы, установленные для жен погибших военнослужащих со ссылкой на ст. 21 ФЗ "О ветеранах" и печатью органа, которые были проставлены в удостоверение органом после подачи в суд иска в июне 2012 года, данное удостоверение отсутствует в материалах дела, в связи с чем ходатайствуют о его приобщении. Исходя из содержания двух копий удостоверения N ... от ... следует, что оно могло быть выдано только после обращения по вопросу предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем во время сбора документов для обозрения с заявлением о постановке на учет истицы, как вдовы погибшего участника Великой Отечественной войны. В момент выдачи в удостоверении отсутствовало разъяснение о праве на льготы, до выдачи указанного удостоверения для реализации своих прав она предоставляла пенсионное удостоверение N ... от ... с вкладышем о том, что является вдовой погибшего военнослужащего с разъяснением ее прав, а не участника Великой Отечественной войны. Полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что органами были нарушены ее права, так как на учет по данной категории она была поставлена только в начале июня 2012 года после внесения записи в удостоверение. Данное обстоятельство судом не выносилось на обсуждение. Также указывают, что заявление от ... было рассмотрено с нарушением месячного срока, содержание основания отказа в удовлетворении заявления не было понятно, содержание не раскрыто, доводы, на которые ссылалась сторона ответчика в судебном заседании, в ответе не изложены. Полагают, что данные обстоятельства явились основанием для отказа в иске. Просят учесть, что истица не является членом семьи дочери М., так как жила отдельно от нее, в начале 2003 года была перевезена в г.Питкяранта в связи с преклонным возрастом. Указывают на нарушение судом ч. 4 ст. 67, ч.4 ст. 198 ГПК РФ. Полагают, что нарушения, допущенные со стороны органа в виде не выдачи расписки о получении документов, рассмотрение заявления и выдача ответа о принятии решения за пределами установленного срока, оформление решения ненадлежащим образом, свидетельствуют о нарушении прав истицы, в связи с чем суду надлежало оценить данные обстоятельства исходя из приоритета защиты ее права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем вне очереди. Кроме того, полагают, что в решении суда отсутствует правовой анализ законодательства, регулирующего правоотношения в области реализации прав членов семьи погибших участников Великой Отечественной войны на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем вне очереди, во взаимосвязи с нормами жилищного, семейного права и Конституции РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Королёва А.Д. не явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. В поступившем в суд заявлении она просит рассмотреть её апелляционную жалобу в своё отсутствие, поддерживает доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Королёвой А.Д.- Вакарчук О.Л. и адвокат Перякин Н.Д. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Представитель ответчика администрации Питкярантского городского поселения в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, администрация извещена о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства здравоохранения и социального развития РК Верхотурова О.Н., действующая на основании доверенности, не признала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила учесть, что Министерство здравоохранения и социального развития РК не могло включить истицу в единый по Республике Карелия список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию "член семьи погибшего участника Великой Отечественной войны" на предоставление субсидии на приобретение жилья в собственность, поскольку от администрации Питкярантского городского поселения не поступили сведения о том, что истица поставлена на учет, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий по основанию "член семьи погибшего участника Великой Отечественной войны".
Заслушав объяснение представителя Министерства здравоохранения и социального развития РК Верхотуровой О.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющийся приложением к Федеральному закону "О ветеранах" в разделе I содержит указание на войну с Финляндией с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года. Согласно данному Перечню, на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
Таким образом, лица, принимавшие участие в войне с Финляндией с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года, относятся к категории "ветераны Великой Отечественной войны".
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В силу п.п.4 п. 1 ст. 21 названного закона указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Республики Карелия от 28.07.2010 N 1414-ЗРК "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия" Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, относящихся к одной или нескольким указанным в частях 1 и 2 статьи 1 настоящего Закона категориям, устанавливается Правительством Республики Карелия с учетом требований федерального законодательства и настоящего Закона.
В целях реализации, в том числе статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", Постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Закона Республики Карелия от 28 июля 2010 года N 1414-ЗРК "Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов и членов семей погибших (умерших) ветеранов, проживающих на территории Республики Карелия" постановлением Правительства Республики Карелия от 13.09.2011 N 241-П утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, который регулирует правоотношения по предоставлению ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
При этом названный Указ Президента Российской Федерации не регулирует порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет.
Признание граждан нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, регламентированы положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в силу которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно разъяснениям, изложенным Верховным Судом Российской Федерации в п.п. "а" п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ... Вакарчук О.Л., действуя в интересах истицы на основании доверенности, обратилась с заявлением к главе Питкярантского городского поселения о признании Королёвой А.Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке ее на учет как вдовы участника Великой Отечественной войны (л.д. 6).
Письмом от ... администрация Питкярантского городского поселения сообщила Вакарчук О.Л., что комиссией по жилищным вопросам ... принято решение об отказе в удовлетворении заявления, так как в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ предоставленные документы не подтверждают право Королёвой А.Д. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 15).
Также из материалов дела следует, что Королёва А.Д., ... года рождения, с ... состояла в зарегистрированном браке с К., погибшем ... во время войны с Финляндией.
Королёва А.Д. до 2003 года была зарегистрирована и проживала в кв. ... дома ... по ул. (.....) в селе Девятины Вологодской области. С ... она проживает и зарегистрирована в г. Питкяранта: с ... по адресу г. Питкяранта, (.....), а с ... по настоящее время - в кв. ... дома ... по ул. (.....) в г.Питкяранта. На основании договора купли-продажи от ... собственником указанной квартиры является дочь истицы М. (л.д. 52-56).
Представители Королёвой А.Д. -Вакарчук О.Л., действующая на основании доверенности, являющаяся также ее правнучкой, и адвокат Перякин Н.Д., действующий на основании ордера, пояснили в суде первой инстанции о том, что Королёва А.Д. была перевезена из Вологодской области в г. Питкяранта в связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья, поскольку она не могла самостоятельно себя обслуживать, пенсией истицы распоряжается М.., которая проживает с истицей одной семьей (протокол судебного заседания от 05.06.2012, л.д. 40, 41, оборот; протокол судебного заседания от 28.06.2012, л.д. 69).
В квартире ..., расположенной по адресу: г. Питкяранта, (.....), общая площадь которой составляет 47,2 кв.м., помимо М.., зарегистрированы её внук В.. и ее мать Королёва А.Д. (л.д. 12).
В соответствии с ч. 4, ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета Питкярантского городского поселения от 18.12.2009 N 22 установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Питкярантского городского поселения в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (л.д. 29).
Суд первой инстанции обоснованно не принял доводы представителя истца о необходимости применения при рассмотрении заявления о признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах".
Установив данные обстоятельства, принимая во внимание общую площадь квартиры, в которой зарегистрирована и проживает истца, количество зарегистрированных граждан в данной квартире, учетную норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Питкярантского городского поселения, и соответственно приходящуюся на истицу долю в размере 15,7 кв.м., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для постановки Королёвой А.Д. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Поскольку при признании права на испрашиваемую истицей меру социальной поддержки юридически значимым обстоятельством является постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то является правильным вывод суда о том, что при таких обстоятельствах на истицу не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 и соответствующих положений Федерального закона "О ветеранах", в связи с чем и решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем вне очереди и обязании Министерства здравоохранения и социального развития РК включить истицу в единый по Республике Карелия список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию "член семьи погибшего участника Великой Отечественной войны" на представление субсидии на приобретение жилья в собственность соответствует вышеназванным нормам права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что судом неверно определены юридически значимые обстоятельства, необходимо исходить из того, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны, при рассмотрении заявления от ... были нарушены права истицы, не учтено, что у неё отсутствует в собственности жилое помещение, она не была вселена собственником в качестве члена семьи, имела свой бюджет, получала сама пенсию и распоряжалась ею, не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Отсутствие у истицы на праве собственности жилого помещения не может являться достаточным основанием для постановки ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку с учетом приведенных выше норм Жилищного кодекса РФ и разъяснений, содержащимся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", она, проживая в квартире, принадлежащей на праве собственности ее дочери, является членом её семьи. При этом учетная норма площади, приходящаяся на истицу, превышает учетную норму, установленную органом местного самоуправления.
Указание на наличие в удостоверении N ... от ... ссылки на ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" после обращения в суд, также не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку право истицы на иные предусмотренные данной нормой меры социальной поддержки, испрашиваемая истицей мера, не оспаривается и не умаляется. Предметом рассмотрения настоящего спора являлась мера социальной поддержки, предусмотренная п.п. 4 п. 1 ст. 21 указанного Федерального закона.
Доводы жалобы о нарушении органами процедуры выдачи удостоверения установленного образца на законность принятого судом решения не влияют по вышеуказанным основаниям.
Ссылки в жалобе о рассмотрении заявления за пределами установленного срока, о ненадлежащем оформлении решения об отказе в принятии на учет, непонятном содержании письма от ..., не могут быть признаны достаточными для отмены решения суда, так как истицей заявлены требования, в том числе, о признании права на конкретную меру социальной поддержки, правовых оснований для удовлетворения которых у суда не имелось. Факт совместного проживания истицы с М. в судебном заседании не оспаривался, из объяснений Вакарчук О.Л. следует, что М. и ее мать Королёва А.Д. проживают одной семьей.
Данные нарушения являются процессуальными и на существо принятого администрацией решения не влияют.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в решении суда правового анализа законодательства, регулирующего правоотношения в области реализации права членов погибших участников Великой Отечественной войны на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем вне очереди, во взаимосвязи с нормами жилищного, семейного права и Конституции РФ, не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Питкярантского городского суда Республики Карелия от 28 июня 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Королёвой А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.