Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Стыцюн С.А., Сыромятникова А.В.
при секретаре Мариной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 июля 2012г. по иску Ефремова В.М. к обществу с ограниченной ответственностью "Триал" в защиту прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Стыцюн С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск заявлен по тем основаниям, что с ХХ.ХХ.ХХ ООО "Триал" приступило к управлению многоквартирным домом по адресу: (...) На момент подписания договора управления в соответствии с решением общего собрания собственников в доме плата за управление, содержание и текущий ремонт жилого помещения составляла (...). за 1 кв.м. общей площади. В силу п. (...) договора на управление, размер платы, предусмотренный п. (...) договора, установлен на 1 календарный год. По истечении данного срока размер платы может быть изменен управляющей компанией с учетом инфляции или по результатам отчета за отработанный период, но не должен превышать размера оплаты, установленной органами самоуправления. Пунктом (...) договора размер платы за жилищные услуги, такие как уборка мусора и его вывоз с контейнерных площадок, содержание и текущий ремонт лифтов, содержание систем коллективного пользования устанавливается органами местного самоуправления и иными уполномоченными организациями и оплачивается собственником по отдельным статьям в квитанциях на оплату. В п. (...) договора указано, что плата за коммунальные услуги (теплоснабжение, горячая и холодная вода, энергоснабжение) устанавливается Региональной энергетической комиссией и иными уполномоченными организациями и оплачивается собственником исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления по отдельным платежным документам (квитанциям на оплату) от ресурсоснабжающих организаций. Согласно пунктам (...), (...), (...) указанного договора во всем остальном, что не предусмотрено договором, стороны руководствуются действующим законодательством РФ и РК. Любые изменения и дополнения к договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме. В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ и п. (...) договора, изменение размера данной платы возможно только в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Ответчик в одностороннем порядке изменил тариф на управление, содержание и текущий ремонт с ХХ.ХХ.ХХ с (...). до (...). за кв.м., не согласовав тариф с общим собранием собственников помещений. Согласно договору на управление тариф (...). устанавливается с ХХ.ХХ.ХХ до ХХ.ХХ.ХХ Однако ответчик повысил его раньше, с ХХ.ХХ.ХХ - до (...). Далее тариф увеличился с ХХ.ХХ.ХХ - до (...). Увеличение размера платы на содержание, управление и ремонт имущества многоквартирного дома ООО "Триал" в одностороннем порядке противоречит действующему законодательству и является незаконным. Истец просил суд признать повышение тарифов на управление, содержание и текущий ремонт многоквартирного дома по адресу: (...) в отношении квартиры (...) незаконным, обязать ООО "Триал" произвести перерасчет названных платежей за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ на сумму (...)., восстановить тариф в размере (...). за 1 кв.м. общей площади, взыскать с ООО "Триал" в счет компенсации морального вреда (...) руб., а также расходы по государственной пошлине.
Суд постановил решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
С решением не согласен истец, просит решение отменить, исковые требования удовлетворить. В апелляционной жалобе указывает, что по аналогичному делу о повышении тарифов вынесено решение ХХ.ХХ.ХХ, которым иск был удовлетворен; обращению истца в суд предшествовало направление жильцами дома в ООО "Триал" претензионного письма, в котором было выражено несогласие с односторонним повышением тарифа, поэтому истец считает данное письмо протоколом общего собрания собственников жилья, на это письмо ответчик дал лишь формальную отписку; истец заключил с ООО "Триал" договор с тарифом (...)., с которым Ефремов В.М. был согласен; в договоре с ответчиком было указано, что тариф не может быть изменен в течение года, однако ответчик повысил тариф через (...) дней до (...)., что является незаконным; руководство ООО "Триал" игнорирует проведение общего собрания, проводя собрания тогда, когда ему выгодно, поэтому жильцы не хотят присутствовать на них.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик указывает, что решение, на которое ссылается истец в жалобе, не относится к делу, так как вынесено в отношении другого дома; на претензионное письмо жителей дома ответчик письмом от ХХ.ХХ.ХХ дал подробные разъяснения по всем вопросам; ответчик не согласен, что претензионное письмо является протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, так как не соблюдена процедура проведения общего собрания, отсутствует указание на инициатора общего собрания, дату, повестку дня, форму проведения, кворум, а также принятое решение; ответчик не является собственником помещения в доме истца, поэтому собственники могут проводить общие собрания в отсутствие ответчика; довод истца о незаконном повышении тарифа с (...) руб. до (...) руб. ответчик считает необоснованным, направленным на переоценку установленных обстоятельств, так как ответчик выполнял условия действующего договора на управление от ХХ.ХХ.ХХ в утвержденной редакции. ХХ.ХХ.ХХ истец подписал данный договор управления, условия которого были утверждены решением общего собрания собственников от ХХ.ХХ.ХХ, протокол общего собрания в судебном порядке оспорен не был. Договор управления вступил в силу ХХ.ХХ.ХХ, пролонгирован, является действующим. Пункт (...) заключенного договора управления предусматривает изменение цены ответчиком в одностороннем порядке. Ответчик при изменении цены не превышал размер тарифа, рекомендованного на соответствующий период. С ХХ.ХХ.ХХ тариф (...) руб. действовал более одного года. По истечении данного срока размер оплаты может быть изменен управляющей организацией с учетом инфляции или по результатам отчета за отработанный период, но не должен быть выше установленного размера оплаты органами местного самоуправления (городского тарифа). Кроме того, согласно п.3 ч.3 ст. 162 ЖК РФ данное условие договора является существенным, следовательно, не требуется проведения собрания собственников. О применении новых тарифов ответчик заблаговременно информировал собственников помещений сообщив об этом в квитанциях, что не оспаривается истцом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным.
Представители ответчика Ахмеджанова А.Л. и Каленская И.С. возражали против доводов жалобы, считают решение законным и обоснованным.
Заслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Ефремов В.М. является собственником квартиры (...), расположенной по адресу: (...), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права ХХ от ХХ.ХХ.ХХ.
Управляющей компанией в отношении жилого дома, в котором проживает истец, согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от ХХ.ХХ.ХХ является ООО "Триал.
Протоколом общего собрания в форме заочного голосования от ХХ.ХХ.ХХ собственники помещений дома решили заключить с ООО "Триал" договор управления домом с ХХ.ХХ.ХХ сроком на (...) года, условия договора определить на основании предложенного проекта договора. Указанное решение на общем собрании в форме заочного голосования принималось простым большинством голосов, при этом принятое решение является обязательным для всех собственников помещений многоквартирного дома.
Таким образом, единая для всех собственников помещений редакция договора на управление утверждена на общем собрании, договор управления является действующим.
В соответствии с пунктом (...) договора оплата собственником управляющей организации по договору включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников, плату за осуществление функций управления многоквартирным домом.
Размер платы за услуги по пункту (...) договора установлен в размере (...). за один кв.м. помещения собственника в соответствии с решением общего собрания собственников дома (пункт (...)
Пунктом (...) договора управления предусмотрено, что размер оплаты, предусмотренный пунктом (...) договора установлен на один календарный год. По истечение данного срока размер оплаты может быть изменен управляющей организацией с учетом инфляции или по результатам отчета за отработанный период, но не должен быть выше установленного размера оплаты органами местного самоуправления (городского тарифа).
Пунктом (...) договора предусмотрено условие о пролонгации договора.
Согласно п 1 и 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Из материалов дела усматривается, что с момента начала управления вышеуказанным домом со стороны ответчика, спорный тариф был установлен в размере (...). за 1 кв. м., с ХХ.ХХ.ХХ тариф увеличен до (...). за кв.м., что не превышало тариф, рекомендованный решением Петрозаводского городского совета от ХХ.ХХ.ХХ.
С ХХ.ХХ.ХХ плата за содержание и текущий ремонт была установлена (...). за кв.м., данный тариф соответствовал рекомендованному администрацией города (...), прошел анализ межведомственной тарифной комиссии по тарифам и ценам и был принят на очередной сессии Петрозаводского городского совета ХХ.ХХ.ХХ (решение N ХХ).
В указанной части, ссылаясь на положения ст. 44, ч.1 и 3 ст. 45, ч.1 ст. 156, ч. 1 и 2 ст. 162 ЖК РФ, исходя из положений пункта (...) договора управления, которым предусмотрена возможность изменения размера платы управляющей организацией в одностороннем порядке в рамках, не превышающих установленного размера оплаты органами местного самоуправления (городского тарифа), суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в (...) года изменение спорного тарифа осуществлено ответчиком правомерно в соответствии с условиями действующего договора управления и действующего законодательства, поскольку собственники помещений инициативу для созыва общих собраний и принятия решений об изменении размера соответствующей платы не проявляли, при этом на ответчике лежала обязанность по надлежащему оказанию услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, что в пределах действующего с (...) года тарифа невозможно, в том числе, в условиях инфляции.
Следовательно, суд правомерно отказал в удовлетворении требований истца о признании незаконным повышения тарифов с ХХ.ХХ.ХХ и об обязании ответчика произвести истцу перерасчет произведенных по указанному тарифу платежей за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ на сумму (...). и о восстановлении тарифа в размере (...). за 1 кв.м. общей площади.
В указанной части решение является законным и обоснованным.
В то же время судебная коллегия не может согласиться с данным решением об отказе в иске в части требований о признании незаконными действий ООО "Триал" по установлению платы с ХХ.ХХ.ХХ за содержание и текущий ремонт общего имущества в размере (...). по следующим основаниям.
Ссылаясь на Решение Петрозаводского городского Совета от 01.06.2010 N26/42-836 "Об утверждении Положения о порядке регулирования цен, тарифов, наценок, надбавок на товары, работы и услуги субъектов ценового регулирования", п.1.3 постановления администрации Петрозаводского городского округа от 18.08.2010 N2757 "О порядке регулировании цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг", ст.40 Устава Петрозаводского городского округа, указывая, что в структуру органов местного самоуправления входит созданная Комиссия по регулированию цен, тарифов, наценок, надбавок на товары, работы и услуги субъектов ценового регулирования, протоколом N3 заседания которой приняты размеры платы за содержание, текущий ремонт и управление общим имуществом многоквартирных домов по каждой категории жилищного фонда в зависимости от степени благоустройства, в Приложении N1 определен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, который и был применен с (...) г. управляющей организацией в отношении жилого дома, в котором проживает истец, поскольку собственниками многоквартирного дома не было принято решение об утверждении плановой годовой сметы расходов на техническую эксплуатацию общего имущества в многоквартирном доме, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ответчика нарушений требований действующего законодательства в части изменения размера указанной платы.
Данный вывод суда первой инстанции является ошибочным.
Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся в том числе выбор способа управления многоквартирным домом, другие вопросы, отнесенные Жилищным Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст.161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к таковым относится и управление управляющей организацией.
Согласно ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой с другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Одним из обязательных условий договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В силу ч.1 ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу ч.ч.4,7 ст.155 ЖК РФ указанная плата производится собственниками помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищества собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, этой управляющей организации.
В соответствии с ч.7 ст.156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч.1 ст.156 ЖК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены перечни продукции, товаров и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" представительные органы муниципальных образований осуществляют полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, в том числе, устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.
Статьей 1 данного Федерального закона установлен исчерпывающий перечень тарифов, которые подлежат регулированию, среди которых отсутствует плата (тариф) за содержание и текущий ремонт жилого помещения.
Согласно ст. 2 вышеуказанного Федерального закона тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Вместе с этим, в силу ч.4 ст.158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Однако ответчиком не представлено доказательств об установлении спорного размера платы органом местного самоуправления.
Комиссия, о которой указывает ответчик, с учетом положений ст.ст.2,34 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положений Устава Петрозаводского городского округа, органом местного самоуправления не является. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями во решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона N131-ФЗ)
Согласно Положению о комиссии по регулированию цен, тарифов, наценок, надбавок на товары, работы и услуги субъектов ценового регулирования, утвержденному постановлением администрации Петрозаводского городского округа 18.08.2010 N2757, комиссия создается и ликвидируется Главой Петрозаводского городского округа (п.1.4), она создается в администрации Петрозаводского городского округа с целью рассмотрения цен, тарифов, наценок, надбавок на товары, работы и услуги субъектов ценового регулирования, их согласования и вынесения рекомендаций о принятии цен, тарифов, наценок, надбавок Петрозаводскому городскому Совету. (п.1.3). Комиссия рассматривает заявления субъектов ценового регулирования об установлении или изменении цен, тарифов, наценок и надбавок, подлежащих регулированию Петрозаводским городским Советом, Администрацией Петрозаводского городского округа, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, РК и органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа (п.1.6). В протоколе комиссии указывается в том числе решение о рекомендации Главе Петрозаводского городского округа или администрации Петрозаводского городского округа совершать либо не совершать определенные действия (п.6.14). В течение 3 рабочих дней курирующий комитет осуществляет подготовку проектов соответствующих правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа (п.6.17).
Подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, коллегия полагает, что действия ответчика по установлению спорного размера платы (за содержание и ремонт - (...). за 1 кв.м.) с (...) г. не соответствуют требованиям приведенного законодательства, нарушают права истца. В связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части нельзя признать законным и обоснованным, в силу п.п.1,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ, ст.328 ГПК РФ оно подлежит отмене, по делу в указанной части следует принять новое решение о частичном удовлетворении иска и признании незаконными действий ООО "Триал" по самостоятельному установлению платы с ХХ.ХХ.ХХ за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (...), и обязании ответчика восстановить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в отношении квартиры (...) указанного дома в размере (...). за 1 кв. м.
Поскольку на отношения между управляющей организацией, оказывающей услуги по управлению многоквартирным домом, и собственником жилого помещения в указанном доме распространяется действие Закона РФ "О защите прав потребителей", и в ходе рассмотрения дела установлен факт нарушения прав потребителя, в соответствии со ст. 15 данного закона с учетом п.45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17, с ООО "Триал" в пользу Ефремова В.М. подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере (...) руб.
В соответствии с ч.3 ст. 98 и ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ООО "Триал" подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Петрозаводского городского округа в размере (...) руб.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 июля 2012 г. по настоящему делу об отказе в иске в части требований о признании незаконными действий ООО "Триал" по установлению платы с ХХ.ХХ.ХХ за содержание и текущий ремонт общего имущества по квартире (...) отменить.
Принять в этой части по делу новое решение о частичном удовлетворении исковых требований.
Признать действия ООО "Триал" по самостоятельному установлению платы с ХХ.ХХ.ХХ за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома (...) незаконными.
Обязать ООО "Триал" восстановить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в отношении квартиры (...) в размере (...). за 1 кв. м.
Взыскать с ООО "Триал" в пользу Ефремова В.М. компенсацию морального вреда в размере (...) руб.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Триал" государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа в размере (...) руб.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.