СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Сироткиной Е.М., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Груздевой С.В.
рассмотрела в судебном заседании 20 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации МР "Княжпогостский" на заочное решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 23 июля 2012 года, по которому
требования прокурора Княжпогостского района к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство" и Администрации муниципального образования муниципального района "Княжпогостский" об обязании устранить нарушения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к зданиям жилищно-коммунальной организации удовлетворены;
на Администрацию муниципального образования муниципального района "Княжпогостский", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство" возложена обязанность в срок до 01.12.2012 устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к зданиям, где располагаются помещения жилищно-коммунальной службы, по адресам: ..., путем оборудования в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятыми постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73, Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", утвержденного постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 N 73, входов в указанные здания пандусами, наружных лестниц - поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя АМР "Княжпогостский" Шепеленко Е.М., а так же прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Княжпогостского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ООО "Управляющая компания "Княжпогостское ЖКХ", администрации МР "Княжпогостский" об обязании в срок до 01.12.2012 устранить нарушения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к зданиям жилищно-коммунальной организации удовлетворены.
В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал.
Представитель ответчика МО МР "Княжпогостский" требования прокурора не признала.
Представитель ответчика ООО "Управляющая компания "Княжпогостское ЖКХ" в судебном заседании не присутствовал.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО МР "Княжпогостский" не согласна с решением суда и просит его отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда по существу правильным, но подлежащим изменению в части требований к администрации МО МР "Княжпогостский".
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 вышеназванного закона N 181-ФЗ предусмотрено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно указанным нормам действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относятся, в том числе, помещения жилищно-коммунальной службы ООО "Управляющая компания "Княжпогостское ЖКХ", расположенные по адресам: ..., поскольку Общество осуществляет функции общественного обслуживания и доступно для посещения маломобильных групп населения.
Судом установлено, что в нарушение приведенных норм в сфере социальной защиты инвалидов, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей" входы в здания жилищно-коммунальной службы района не оборудованы пандусами (иных входов, предусматривающих возможность беспрепятственного доступа в помещения Общества МГН, в частности использующих кресла-коляски, не имеется), наружные лестницы при входе в здания не имеют поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Разрешая заявленные прокурором требования суд, учитывая вышеприведенные нормоположения, обоснованно исходил из того, что создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики государства и является публичной обязанностью организаций, осуществляющих деятельность объектов социальной инфраструктуры и, установив, что доступ инвалидов в здания жилищно-коммунальной службы района ограничен по причине отсутствия пандусов, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Вместе с тем, возлагая обязанность по приведению здания жилищно-коммунальной службы района в соответствие с требованиями законодательства на администрацию МО МР "Княжпогостский" судом не было учтено следующее.
На основании Устава МО МР "Княжпогостский" и Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью муниципального района "Княжпогостский" между администрацией района и ООО "УК КЖКХ" заключен договор аренды муниципального имущества N от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является передача во временное пользование на правах аренды нежилые помещения первого этажа в жилом здании, общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу ..., а также договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ, предметом которого является передача во временное пользование на правах аренды нежилые помещения первого этажа в жилом здании, общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу ....
На основании п.п 2.2.2 п. 2.2. ч. 2 вышеприведенных договоров арендатор (ООО "УК КЖКХ") обязуется производить за свой счет без последующего возмещения со стороны арендодателя (администрация): своевременный текущий ремонт арендуемого объекта недвижимости; содержание, ремонт и реконструкцию фасада наружной части арендуемого объекта недвижимости; связанную с деятельностью арендатора перепланировку и переоборудование объекта недвижимости, изменений его функционального назначения.
В соответствии с п.п 2.2.3 вышеуказанных договоров арендатор обязуется также содержать объект недвижимости и прилегающую к нему территорию в соответствующем нормам состоянии до возврата объекта недвижимости арендодателю.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным решение суда первой инстанции в данной части изменить: возложив обязанность устранить нарушения требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к зданиям жилищно-коммунальной организации на ООО "Управляющая компания "Княжпогостское ЖКХ", отказав в удовлетворении иска к администрации МО МР "Княжпогостский".
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 23 июля 2012 года изменить: "На общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство" возложить обязанность в срок до 01.12.2012 устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа к зданиям, где располагаются помещения жилищно-коммунальной службы, по адресам: ..., путем оборудования в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятыми постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73, Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", утвержденного постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 N 73, входов в указанные здания пандусами, наружных лестниц - поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. В удовлетворении иска к администрации МО МР "Княжпогостский" отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.