Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Беляковой В.Н., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Другове Д.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области на решение Вологодского городского суда от 24 июля 2012 года, которым решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области N... от 11 апреля 2012 года в части не включения Михайловой Н.В. в специальный стаж периодов работы: в должности заведующей - фельдшера здравпунктом "Станкозавод" Вологодской городской больницы N 1 с 01 ноября 1986 года по 30 сентября 1988 года, с 15 января 1990 года по 01 ноября 1991 года, с 01 ноября 1991 года по 12 октября 1993 года, с 05 февраля 1995 года по 31 декабря 1999 года; в должности заведующей - фельдшера здравпунктом администрации Вологодской области муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 3" с 01 января 2000 года по 01 декабря 2000 года; в должности фельдшера (специалиста 1 категории - медицинского работника) здравпункта администрации Вологодской области с 01 декабря 2000 года по 31 декабря 2008 года; в должности фельдшера Государственного учреждения "Управление по эксплуатации зданий администрации области" с 01 января 2009 года по 01 июля 2012 года и в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признано незаконным и не порождающим правовых последствий.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области возложена обязанность включить Михайловой Н.В. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы в должности заведующей - фельдшера здравпунктом "Станкозавод" Вологодской городской больницы N 1 с 01 ноября 1986 года по 30 сентября 1988 года, с 15 января 1990 года по 01 ноября 1991 года, с 01 ноября 1991 года по 12 октября 1993 года, с 05 февраля 1995 года по 31 декабря 1999 года; в должности заведующей - фельдшера здравпунктом администрации Вологодской области муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 3" с 01 января по 01 декабря 2000 года; в должности фельдшера (специалиста 1-й категории - медицинского работника) здравпункта администрации Вологодской области с 01 декабря 2000 года по 31 декабря 2008 года; в должности фельдшера Государственного учреждения "Управление по эксплуатации зданий администрации области" с 01 января 2009 года по 01 июля 2012 года и назначить Михайловой Н.В. трудовую пенсию по старости с 01 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Михайловой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области (далее ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда, пенсионный орган) от 11 апреля 2012 года N... Михайловой Н.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" как медицинскому работнику ввиду отсутствия 30-летнего специального стажа.
По состоянию на 24 февраля 2012 года специальный стаж у Михайловой Н.В. пенсионным органом определен в 6 лет 11 месяцев 10 дней.
При этом в такой стаж ей не зачтены периоды работы:
- с 01 ноября 1986 года по 30 сентября 1988 года, с 15 января 1990 года по 01 ноября 1991 года, с 01 ноября 1991 года по 12 октября 1993 года, с 05 февраля 1995 года по 31 декабря 1999 года в должности заведующей - фельдшера здравпунктом "Станкозавод" Вологодской городской больницы N 1;
- с 01 января 2000 года по 01 декабря 2000 года в должности заведующей - фельдшера здравпунктом администрации Вологодской области муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 3";
- с 01 декабря 2000 года по 31 декабря 2008 года в должности специалиста 1 категории - медицинского работника здравпункта администрации Вологодской области;
- с 01 января 2009 года по 01 июля 2012 год в должности фельдшера Государственного учреждения "Управление по эксплуатации зданий администрации области".
Михайлова Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда о назначении трудовой пенсии по старости.
Ссылаясь на незаконность решения ответчика 11 апреля 2012 года N..., истица просила признать его недействительным и не порождающим правовых последствий с момента принятия, обязать пенсионный орган зачесть в специальный стаж спорные периоды, возместить затраты по уплате госпошлины, ссылаясь, что, работая в указанных должностях, она занималась лечебной деятельностью, что дает ей право на пенсию по выслуге лет.
В судебном заседании Михайлова Н.В. свои требования уточнила, отказавшись от взыскания с ответчика в свою пользу расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части иск поддержала.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Куваева Ю.В. требованиями истицы не согласилась, полагая решение пенсионного органа постановленным правильно.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на необоснованность включения в специальный стаж истицы периодов работы с 01 января 2000 года по 01 декабря 2000 года в должности заведующей - фельдшера здравпунктом администрации Вологодской области муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 3"; с 01 декабря 2000 года по 31 декабря 2008 года в должности фельдшера (специалиста 1-й категории - медицинского работника) здравпункта администрации Вологодской области; с 01 января 2009 года по 01 июля 2012 года в должности фельдшера Государственного учреждения "Управление по эксплуатации зданий администрации области".
В возражениях на апелляционную жалобу Михайлова Н.В. просит решение суда оставить без изменения, считая его правильным.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам пенсионного законодательства, регулирующим правоотношения сторон спора.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 вышеназванного Закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения в действие нового правового регулирования.
Таким образом, при оценке пенсионных прав работников здравоохранения в период до 01 ноября 1999 года может быть применено постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, в период с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, затем постановление Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года.
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, действовавшем с 6 сентября 1991 года до 1 ноября 1999 года, указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В соответствии с письмом Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29 сентября 2000 года N 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении стажа на соответствующих видах работ, имевшего место до 01 ноября 1999 года, применяется номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года N 395.
Согласно Примечанию к номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденному приказом Минздрава России от 03 ноября 1999 года N 395, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений, и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.
Таким образом, здравпункты, независимо от того являлись ли они структурными подразделениями учреждений здравоохранения либо структурными подразделениями иных предприятий, были отнесены законодателем к системе учреждений здравоохранения.
В наименовании должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочную пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
Как следует из материалов дела, здравпункт как структурное подразделение муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница N 3" был организован администрацией Вологодской области в 1999 году.
Согласно трудовой книжке истицы Михайлова Н.В. 01 января 2000 года была принята на работу в муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N 3" на должность заведующей здравпунктом администрации Вологодской области. В связи с тем, что она работала в здравпункте в единственном числе, фактически ею выполнялись также должностные обязанности фельдшера при оказании доврачебной помощи сотрудникам этого учреждения при травмах, острых заболеваниях, отравлениях, проведение лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с назначениями врача (инъекции, перевязки, процедуры и т.д.), проведение профилактических прививок.
01 декабря 2000 года истица в порядке перевода в Государственное учреждение "Управление по эксплуатации зданий администрации области" продолжила выполнение тех же должностных обязанностей, сменив наименование должности на должность специалиста 1 категории (медицинский работник) без изменения функциональных обязанностей и рабочего места.
01 января 2009 года Михайлова Н.В. была переведена на должность фельдшера здравпункта Государственного учреждения Вологодской области "Управление по эксплуатации зданий", которое на основании постановления Правительства Вологодской области переименовано в бюджетное учреждение по обеспечению содержания и эксплуатации недвижимого имущества Вологодской области "Управление по эксплуатации зданий", где работает в указанной должности по настоящее время (л.д.10-12).
Из положения о фельдшерском здравпункте администрации Вологодской области от 17 января 2000 года, следует, что основной задачей здравпункта является оказание первичной доврачебной помощи сотрудникам администрации Вологодской области. Здравпункт возглавляет заведующий - фельдшер (л.д.120).
Согласно отчету о работе здравпункта Правительства Вологодской области от 30 декабря 2001 года и положению о нем от 02 апреля 2002 года фельдшерский здравпункт - структурное подразделение Государственного учреждения "Хозяйственное управление Правительства Вологодской области". Здравпункт возглавляет заведующий - фельдшер 1 категории (л.д.32, 36).
Должностная инструкция специалиста 1 категории медицинского работника Государственного учреждения "Хозяйственное управление" от 18 марта 2003 года свидетельствует о том, что на данную должность назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности "фельдшер" (л.д.37, 38).
Справкой бюджетного учреждения по обеспечению содержания и эксплуатации недвижимого имущества Вологодской области "Управление по эксплуатации зданий" от 24 июля 2012 года N... подтверждается факт работы Михайловой Н.В. в должности фельдшера с 01 декабря 2000 года по настоящее время.
Из карточки-справки за 2000 год, расчета расходов на содержание работника здравпункта, штатных расписаний за 2001-2012 годы следует, что в штате здравпункта был лишь один медицинский работник - Михайлова Н.А. Таким образом, доводы истицы о выполнении ею обязанностей фельдшера-заведующей здравпунктом в спорные периоды в течение полного рабочего дня, факт неизменности ее трудовых функций, несмотря на различное наименование занимаемой должности, подтверждены документально. Ответчиком в ходе слушания дела в суде первой инстанции, представленные стороной истца, документы не опровергались.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что в спорные периоды истец фактически работала в должности заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшером, которая предусмотрена Списком, в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования.
Поскольку на момент обращения истицы за назначением пенсии, необходимый стаж, требуемый подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом спорных периодов у истицы имелся, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Михайловой Н.А. возложения на ответчика обязанности назначения ей трудовой пенсии с даты обращения в пенсионный орган.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку как следует из представленных истцом доказательств, характер работы истицы не изменился, должностные обязанности остались прежними, что свидетельствует о том, что в это время истица осуществляла лечебную деятельность, предусмотренную Списком.
Оценка представленных доказательств в их совокупности произведена судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны основаниям, указанным в решении ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области N... от 11 апреля 2012 года, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, правильности его выводов не опровергают.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда от 24 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Вологда Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В.Образцов
Судьи: В.Н.Белякова
Л.В.Белозерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.