Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Вахониной А.М., Соколовой М.В.,
при секретаре Тарабукиной Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шишова А.В. на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 01 августа 2012 года, которым заявление Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области" удовлетворено частично.
Установлен в отношении Шишова А.В., родившегося "ДАТА" в селе "адрес" административный надзор сроком на ... год с момента постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Шишову А.В. установлены следующие административные ограничения:
-запрещение пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания с 23 часов до 06 часов утра следующего дня;
- обязательная явка один раз в месяц на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., заключение помощника прокурора Череповецкого района Вологодской области Хохловой Е.Н., действующей на основании доверенности от прокуратуры Вологодской области, полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором "адрес" от "ДАТА" Шишов А.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года N 26-ФЗ) и ему было назначено наказание в виде лишения свободы на срок ... года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Осужденный Шишов А.В. отбывает наказание в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Вологодской области" (далее - ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Вологодской области) со "ДАТА". Окончание срока отбывания наказания Шишовым А.В. - "ДАТА".
"ДАТА" начальник ФКУ ИК-3 УФСИН России по Вологодской области Головин В.А. обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы.
В обоснование заявления указал, что Шишов А.В. отбывает наказание за совершение тяжкого преступления, в период отбывания наказания постановлением начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Вологодской области от "ДАТА" признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, переведен в строгие условия отбывания наказания.
Просил установить в отношении Шишова А.В. административный надзор сроком на 2 года с момента постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства и установить в отношении его следующие административные ограничения: запретить пребывание вне жилого помещения, являющегося местом его жительства, в период с 22 до 06 часов; обязать явкой в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации три раза в месяц.
В судебном заседании представитель заявителя ФКУ ИК - 3 УФСИН России по Вологодской области по доверенности Колядко Р.И. заявление поддержал.
Осужденный Шишов А.В. с заявлением не согласился. Пояснил, что срок административного надзора в 2 года является для него очень длительным, в силу отдаленности его места жительства от органа внутренних дел у него будут значительные трудности три раза в месяц являться на регистрацию.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Шишов А.В. просит решение суда отменить, полагает, что установленные в отношении него меры административного надзора являются для него слишком суровыми.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник межрайонного прокурора Великоустюгской межрайонной прокуратуры Вологодской области Морошкин С.В. проси решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Шишова А.В. - без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленные возражения, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 6 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Закон N 64-ФЗ) административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
По смыслу части 1 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Закона N 64-ФЗ: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Таким образом, для установления административного надзора необходима совокупность оснований, указанных в части 1 и части 3 статьи 3 указанного Закона.
Согласно статье 4 вышеназванного Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона 06 апреля 2011 года N64 - ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с пунктом "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении шести лет после отбытия наказания.
На основании части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Шишов А.В. на основании приговора "адрес" от "ДАТА" отбывает наказание в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Вологодской области за совершение преступления, предусмотренного пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07 марта 2011 года N 26-ФЗ).
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что преступление, предусмотренное пунктом "а" части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством, относится к категории тяжких преступлений.
Факт признания Шишова А.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в период отбывания наказания в местах лишения свободы подтверждается характеристикой осужденного от "ДАТА", справкой о поощрениях и взысканиях осужденного от "ДАТА", копией постановления начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Вологодской области от "ДАТА" о признании Шишова А.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, которые оценены судом в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд, учитывая положения части 2 статьи 261.8 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", пришел к правильному и обоснованному выводу об установлении административного надзора за Шишовым А.В. сроком на ... год, запретив на период административного надзора Шишову А.В. пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания с 23 часов до 06 часов утра следующего дня и возложении обязанности являться один раз в месяц на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Тем самым ограничения, установленные Законом N 64-ФЗ, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации, и подлежат применению в отношении определенной категории граждан.
Установленные судом при административном надзоре административные ограничения соответствуют приведенному в статье 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"
перечню таких ограничений, чрезмерными не являются и способствуют предупреждению совершения Шишовым А.В. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, в полной мере отвечают целям административного надзора.
Доводы апелляционной жалобы Шишова А.В. судебная коллегия полагает несостоятельными, так как они основаны на неправильном толковании норм права.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом верно. Решение суда является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 01 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шишова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.А. Охапкина
Судьи: А.М. Вахонина
М.В.Соколова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.