Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Беляковой В.Н., Вершининой О.Ю.,
при секретаре Шутовой Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя открытого акционерного общества "Северсталь" по доверенности Воскресенского И. Е. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 июля 2012 года, которым на открытое акционерное общество "Северсталь" возложена обязанность создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты и предоставлять в установленные законом сроки в государственное учреждение Вологодской области "Центр занятости населения города Череповца" информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения представителя открытого акционерного общества "Северсталь" по доверенности Воскресенского И.Е., прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
в открытом акционерном обществе "Северсталь" (далее - ОАО "Северсталь", Общество) при численности работников ... человек установлена квота на трудоустройство инвалидов в количестве 416 человек, трудоустроено фактически 62 человека, имеющих инвалидность.
Прокурор города Череповца, ссылаясь на нарушение ОАО "Северсталь" законодательства о занятости инвалидов, в интересах неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями обратился в суд к ОАО "Северсталь" о возложении обязанности создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты и предоставлять в установленные законом сроки в государственное учреждение Вологодской области "Центр занятости населения города Череповца" информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В обоснование требований указал, что Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлены гарантии трудовой занятости инвалидов. Статьей 21 указанного закона предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Данному положению соответствуют нормы Закона Вологодской области от 22.10.2004 N 1065-ОЗ "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области", конкретизирующие, что организациям, расположенным на территории Вологодской области, численность работников которых составляет более 100 человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников. Указанные требования законодательства ОАО "Северсталь" не исполняются.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Рямзина Г.В. требования просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ОАО "Северсталь" по доверенности Воскресенский И.Е. требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на иск (л.д. 17-18), в котором указано, что во исполнение требований статьи 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также приказа генерального директора ОАО "Северсталь" от 04.08.2003 N... приказом директора по персоналу от 05.07.2012 N... выделены рабочие места в соответствии с установленной квотой. Однако, законодательством не регламентирован порядок и формы предоставления информации, необходимой для организации занятости инвалидов. 05.07.2012 ОАО "Северсталь" исполнило обязанность по предоставлению в казенное учреждение Вологодской области "Центр занятости населения города Череповца" информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов за отчетный месяц по своей форме.
Представитель третьего лица казенного учреждения Вологодской области "Центр занятости населения города Череповца" (далее - КУ ВО "ЦЗН города Череповца") по доверенности Марковская А.А. требования прокурора города Череповца полагала подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Комитета социальной защиты населения города Череповца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Северсталь" по доверенности Воскресенский И.Е. просит об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о невыполнении Обществом обязанности по созданию и выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов вследствие отсутствия в представленной информации указаний на то, что предлагаемые вакансии являются специальными рабочими местами для инвалидов. Действующим законодательством не предусмотрено обязательное отражение сведений об адаптированности рабочих мест для инвалидов в предоставляемой информации.
В возражениях на апелляционную жалобу КУ ВО "ЦЗН города Череповца", прокуратура города Череповца просят решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Прокурор Зязина В.И. с доводами жалобы не согласилась, просила решение оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения исходя из доводов апелляционной жалобы, представленных возражений, полагает, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим спорные отношения.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Под квотированием рабочих мест понимается резервирование рабочих мест в организациях всех форм собственности для приема на работу инвалидов. Квота - минимальное количество рабочих мест для инвалидов.
В целях реализации положений федерального законодательства в Вологодской области принят закон от 22.10.2004 N 1065-ОЗ "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Вологодской области", согласно которому организациям, расположенным на территории Вологодской области, с численностью работников более 100 человек установлена квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников.
Статьей 24 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
По смыслу закона, квотирование предполагает, что работодатель в соответствии с установленной квотой обязан принять меры по устройству трудовых мест, пригодных для выполнения трудовой функции работником с ограниченными возможностями. Действия работодателя в таком случае должны быть активными, включающимися в себя целый комплекс мероприятий по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места с учетом личностных и физических характеристик лица с ограниченными возможностями.
Из пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации N 1032-1 от 19.04.1991 "О занятости населения в Российской Федерации" следует, что работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Таким образом, организация численностью более 100 человек обязана принимать на работу инвалидов в пределах установленной квоты и ежемесячно предоставлять в органы службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Из материалов дела следует, что исходя из средне списочной численности работников ОАО "Северсталь" на апрель 2012 года организацией должны быть трудоустроены 416 граждан с ограниченными возможностями, фактически работают 62 человека, при этом количество вакансий, заявленных в службу занятости равняется 1 (л.д. 9).
Согласно сведений о рабочих местах для трудоустройства инвалидов и о выполнении установленной квоты по приему на работу инвалидов ОАО "Северсталь" за июнь 2012 года количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты составило 414, работает инвалидов на квотируемых рабочих местах 66, не трудоустроено инвалидов в счет установленной квоты 348 (л.д.21).
17.07.2012 ОАО "Северсталь" представило в КУ ВО "ЦЗН города Череповца" информацию о выделения квоты для инвалидов по состоянию на 01.07.2012. В данной информации содержатся сведения о наименовании профессии, должности; количество должностей по квоте и количество должностей фактически занятых инвалидами; режим работы; профессионально-квалификационные требования, образование, дополнительные навыки, опыт работы (л.д.30-46).
Суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу, что специальные рабочие места для инвалидов в объеме установленной квоты ответчиком не организованы, информация о них в КУ ВО "ЦЗН города Череповца" не представлена, при этом суд обоснованно указал, что в информации представленной ОАО "Северсталь" в КУ ВО "ЦЗН города Череповца" 17.07.2012 отсутствуют данные, что предлагаемые вакансии являются специальными рабочими местами, адаптированными для работы инвалидов, обеспечивающими работу с незначительными или умеренными физическими нагрузками.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией и не являются основаниями к отмене решения суда, приводились ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции, исследованы судом, этим доводам дана оценка, с которой судебная коллегия согласна. Выводы суда основаны на законе, не противоречат фактическим обстоятельствам дела. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 24 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя открытого акционерного общества "Северсталь" по доверенности Воскресенского И. Е. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.В. Белозерова
Судьи В.Н. Белякова
О.Ю. Вершинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.