Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Образцова О.В.,
судей Белозеровой Л.В., Вершининой О.Ю.,
при секретаре Закутиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Павлюковой М. Н. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 28 июня 2012 года, которым исковые требования Павлюковой М. Н. об оспаривании постановления мэрии города Череповца N... от 26.03.2012 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма вне очереди как лицу, оставшемуся без попечения родителей на состав семьи 2 человека, оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения Павлюковой М.Н., ее представителя адвоката Крыловой Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Павлюкова (Тропина) М.Н., "ДАТА" года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением мэрии г. Череповца N... от 26.03.2012 Павлюковой М.Н. составом семьи 1 человек отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда области, предоставляемом по договору социального найма, по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно достижением 23-летнего возраста.
Павлюкова М.Н. 16.05.2012 обратилась в суд с иском к мэрии г. Череповца об оспаривании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении жилого помещения вне очереди.
В обоснование требований указала, что постановлением главы самоуправления Тотемского муниципального района N... от 01.03.2004 ФИО назначена её попечителем, вследствие чего она стала проживать в помещении ... средней школы Тотемского района до окончания школы. Постановлением главы самоуправления Тотемского муниципального района N... от 15.03.2004 за ней было сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" в течение всего периода пребывания в семье попечителя, муниципальных государственных учреждениях. После окончания ... школы она поступила в ГОУ ВПО " ... государственный педагогический университет", в период обучение проживала в общежитии университета. В 2009 году она окончила ГОУ ВПО " ... государственный педагогический университет" и переехала в г. Череповец, где зарегистрировала брак с ФИО1 и 14.10.2009 у нее родился сын. Заключением межведомственной комиссии N... от 24.02.2011 жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" признано непригодным для постоянного проживания. В настоящее время ни она, ни её ребенок регистрации не имеют, проживают на жилой площади свекрови.
Просила суд признать постановление мэрии г. Череповца N... от 26.03.2012 "Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении" незаконным и необоснованным. Обязать мэрию г. Череповца поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении государственного жилищного фонда области, предоставляемом по договору социального найма, по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Определением Череповецкого городского суда Вологодской области от 08.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент развития муниципальных образований Вологодской области.
В ходе судебного разбирательства Павлюкова М.Н. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей при прекращении опеки (попечительства).
В судебном заседании истец Павлюкова М.Н., ее представитель по ордеру Разживина Т.Ф. уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика мэрии г. Череповца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В возражениях на иск указал, что до 23 лет Павлюкова М.Н. в орган местного самоуправления с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не обращалась. В настоящее время Павлюкова М.Н. не может быть принята на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее возраст превышает допустимый (23 года). Оснований для принятия её на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или из их числа, отсутствуют. Постановление мэрии г. Череповца N... от 26.03.2012 является законным и обоснованным. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя мэрии г. Череповца.
Представитель третьего лица Департамента развития муниципальных образований Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен. В возражениях на иск начальник Департамента развития муниципальных образований Вологодской области Воробьев С.Н. исковые требования Павлюковой М.Н. не признал. Указал, что в настоящее время Павлюкова М.Н. не может быть поставлена на учет, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её возраст превышает установленный (до 23 лет) и составляет 25 лет. Просил рассмотреть дело без участия представителя.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Павлюковой М.Н. со ссылкой на доводы аналогичные доводам, приведенным в исковом заявлении, поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, нарушения судом норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Как следует из преамбулы Федерального закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996, а также из статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 закона Вологодской области от 17.07.2006 N1471-03 "О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области" учет нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется по выбору лица, нуждающегося в жилом помещении органами местного самоуправления области: по месту жительства ребенка, выявленного как оставшегося без попечения родителей, где он постоянно или преимущественно проживал до определения ему формы устройства, предусмотренной законодательством либо по месту пребывания ребенка в семье опекуна, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае, если ребенок находился там десять и более лет (при отсутствии закрепленного жилого помещения). В случае возникновения оснований для получения жилого помещения после достижения 18-летнего возраста лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с момента возникновения оснований, но не позднее, чем до достижения возраста 23 лет.
Судом установлено, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Павлюкова М.Н. обратилась в мэрию г. Череповца только в 2012 году, то есть после достижения ею возраста 23 лет.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.
На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.
По смыслу перечисленных выше правовых норм только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что правовых оснований для принятия Павлюковой М.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа не имелось.
Таким образом, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 28 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Павлюковой М. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Образцов
Судьи Л.В. Белозерова
О.Ю. Вершинина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.