Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Чистяковой Н.М.,
судей Вахониной А.М., Федосеевой О.А.,
при секретаре Смыковой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Попова В. А. по доверенности Рубенса А. Е. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 09 июля 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Попова В. А. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области, федеральному казенному учреждению Управлению по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области, администрации города Вологды отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Федосеевой О.А., Попова В.А., его представителя по доверенности Рубенса А.Е., представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области по доверенности Козловой Г.Ю., представителя федерального казенного учреждения Управления по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области по доверенности Никитенкова А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попов В.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее - УФСИН по ВО), федеральному казенному учреждению Управлению по конвоированию Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее - ФКУ УК УФСИН по ВО), администрации города Вологды о признании незаконным отказа от "ДАТА" о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, (далее - Подпрограмма) мотивируя тем, что истец проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы с "ДАТА" по настоящее время.
Попов В.А. "ДАТА" обратился в ФКУ УК УФСИН по ВО с заявлением (рапортом) о включении его в состав участников Подпрограммы.
Письмом от "ДАТА" ФКУ УК УФСИН по ВО Попову В.А. во включении в список кандидатов на участие в Подпрограмме отказано, со ссылкой на принятие его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях органами местного самоуправления.
Просил признать незаконным отказ ФКУ УК УФСИН по ВО во включении его в состав участников Подпрограммы и возложить на ответчиков обязанность по включению истца в состав участков Подпрограммы (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании истец Попов В.А. уточненные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ УК УФСИН по ВО по доверенности Никитенков А.Е. иск не признал, в его удовлетворении просил отказать.
Представитель ответчика УФСИН по ВО по доверенности Серова Е.В. иск не признала, пояснив, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с 01.03.2005 не осуществляется.
Представитель ответчика администрации города Вологды в судебное заседание не явился, о времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Попова В.А. по доверенности Рубенс А.Е. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности в связи с неправильным применением норм материального права, указывая на то, что истец подпадает под действие подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (далее - Правила). Полагает, что постановка Попова В.А. на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении не может служить основанием для отказа во включении его в состав участников Подпрограммы. Кроме того, "ДАТА" Попов В.А. обращался с соответствующим рапортом к председателю жилищной комиссии ФКУ УК УФСИН по ВО, однако указанный документ зарегистрирован и рассмотрен не был.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, полагает, что решение принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу положений Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам отнесено к расходным обязательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации 21.03.2006 N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации Подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно разделу II указанной Подпрограммы гражданами - участниками Подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до "ДАТА" были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в Подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции. При этом право на улучшение жилищных условий в рамках Подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, которые до "ДАТА" были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Выдача государственных жилищных сертификатов в уголовно-исполнительной системе осуществляется в соответствии с Правилами, а также Инструкцией о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе", утвержденной приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации 16.05.2012 N 267 (далее - Инструкция).
Как следует из абзаца 6 подпункта "а" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 9 Правил сотрудники, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам Подпрограммы, указанным в "а" и "б" пункта 5 Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
Для участия в Подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов (пункт 19 Правил).
На основании пункта 6 Инструкции организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа уголовно-исполнительной системы рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников Подпрограммы (пункт 7 Инструкции).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Попов В.А. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы с "ДАТА" по настоящее время.
В связи с расторжением брака с ФИО11 "ДАТА", истец выехал из "адрес", где проживал совместно с семьей.
В настоящее время временно зарегистрирован по мету пребывания в "адрес", расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности ФИО12
По данным государственного предприятия "Вологдатехинвентаризация" и Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Вологодской области право собственности на объекты недвижимого имущества за Поповым В.А. не зарегистрировано.
Попов В.А. "ДАТА" обратился в ФКУ УК УФСИН по ВО с рапортом о признании его нуждающимся в жилом помещении и постановке на очередь с целью включения в состав участников Подпрограммы, в чем ему отказано.
Признание сотрудников уголовно-исполнительной системы нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществлялось учреждениями до 01.03.2005, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. После указанной даты постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01.03.2005 принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 01.03.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела, до 01.03.2005 истец на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоял, принят на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма постановлением главы города Вологды от "ДАТА" N....
Таким образом, суд первой инстанции, учитывая, что Попов В.А. не был поставлен в установленном порядке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований истца.
Ввиду изложенного доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для отказа во включении истца в состав участников Подпрограммы основаны не неправильном толковании норм материального права и не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Кроме того, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Из представленных документов следует, что Попов В.А. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы в настоящее время, рапорта об увольнении со службы не подавал, не подлежит увольнению по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Приложенный к апелляционной жалобе рапорт от "ДАТА" не является допустимым доказательством, подтверждающим факт обращения истца до 01.03.2005 по месту службы для его постановки на учет, поскольку не содержит отметку о его поступлении в ФКУ УК УФСИН по ВО. Доказательств направления ответчику названного документа посредством почтовой связи либо другим способом истцом не предъявлено.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 09 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Попова В. А. по доверенности Рубенса А. Е. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.