Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Беляковой В.Н., Образцова О.В.,
при секретаре Николаевой Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чиликова Д.Б., действующего по доверенности Еремина С.В., на решение Вологодского городского суда от 12 июля 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Еремину С.В. к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению "Межобластная больница N 10" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Беляковой В.Н., объяснения Еремина С.В., его представителя Чиликова Д.Б., представителя Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Межобластная больница N 10" Молевой Е.А., а также Серовой Е.В., действующей по доверенности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Еремин С.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению "Межобластная больница N 10" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области (далее ФКЛПУ "Межобластная больница N 10" Управления ФСИН России по Вологодской области, учреждение) о признании решения жилищно-бытовой комиссии незаконным, включении в список лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, признании права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В обоснование своих требований истец требований указал, что 09 марта 2010 года обратился к ответчику с заявлением о включении в списки нуждающихся в получении жилья, поскольку на этот момент проходил службу и не имел в собственности либо на праве социального найма жилого помещения.
23 марта 2010 года руководитель учреждения вернул его заявление без передачи на рассмотрение жилищной комиссии с рекомендацией обращения в орган местного самоуправления.
Решением Вологодского городского суда от 05 мая 2011 года признан недействительным и не порождающим правовых последствий отказ исполняющего обязанности Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Межобластная больница N 10" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области от 23 октября 2010 года в передаче его заявления на рассмотрение жилищной комиссии учреждения. На учреждение возложена обязанность рассмотреть его заявление на жилищной комиссии.
Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии от 13 сентября 2011 года N... его заявление не принято к производству комиссии по мотиву того, что решение данного вопроса относится к компетенции органов местного самоуправления.
Просит суд признать решение жилищно-бытовой комиссии ФКЛПУ "Межобластная больница N 10" Управления ФСИН России по Вологодской области от 13 сентября 2011 года незаконным и не порождающим правовых последствий со дня принятия; признать его нуждающимся в обеспечении жильем, обязав ответчика включить его в соответствующий список; признать за ним право на участие на основании подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В судебное заседание истец Еремин С.В. не явился.
Его представитель на основании доверенности Чиликов Д.Б. исковые требования поддержал.
Представитель ФКЛПУ "Межобластная больница N 10" Управления ФСИН России по Вологодской области Молева Е.А. с иском Еремина С.В. не согласилась, указав, что обязанностью ФСИН России является обеспечение жильем сотрудников уголовно-исполнительной системы, вставших на учет по месту службы до 1 марта 2005 года. После указанной даты принятие на учет граждан в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма в государственном и муниципальном жилом фонде осуществляется в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. Истец с рапортом о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий обратился 09 марта 2010 года, что послужило правовым основанием для отказа в рассмотрении его рапорта жилищной комиссией учреждения. В связи с тем, что он не признан в установленном законом порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент увольнения, оснований для удовлетворения требований истца о включении в список на получение государственного жилищного сертификата также нет.
Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области, привлеченного к участию в деле качестве третьего лица, Серова Е.В., дав суду показания, аналогичные доводам ответчика, просила в удовлетворении требований истцу отказать.
Администрация города Вологды, также участвующая в споре в качестве третьего лица, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила. Согласно заявлению от 02 июля 2012 года оставила разрешение требований истца на усмотрение суда.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Чиликов Д.Б., действуя по доверенности Еремина С.В., просит решение суда отменить, ссылаясь на преюдициальность решения Вологодского городского суда от 05 мая 2011 года для настоящего спора, которым установлено право его доверителя на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище", недопустимость отказа в реализации этого права в связи с отсутствием механизма реализации.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции Еремин С.В. с 24 февраля 1995 года проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Приказом начальника УФСИН России по Вологодской области N...-лс 29 марта 2010 года он уволен в звании капитана внутренней службы с должности оперативного дежурного дежурной части отдела безопасности 31 марта 2010 года по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении 15 лет 01 месяц 07 дней, в льготном исчислении - 23 года 02 месяца 24 дня (л.д.10).
По данным Государственного предприятия Вологодской области "Вологдатехинвентаризация" и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области у Еремина С.В. по состоянию на 03 марта 2010 года в собственности жилья не имеется.
До 01 марта 2005 года истец на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях не состоял. 09 марта 2010 года обратился к ответчику с рапортом о признании его нуждающимся в жилом помещении и постановке на очередь с целью включения в состав участников подпрограммы на получение жилищного сертификата.
23 марта 2010 года Еремин С.В. получил ответ за подписью руководителя учреждения, согласно которому его рапорт и приложенные к нему документы не рассматривались на жилищно-бытовой комиссии учреждения, с рекомендацией обращения в орган местного самоуправления.
Решением Вологодского городского суда от 05 мая 2011 года признан недействительным и не порождающим правовых последствия отказ исполняющего обязанности ФКЛПУ "Межобластная больница N 10" Управления ФСИН России по Вологодской области от 23 октября 2010 года в передаче заявления Еремина С.В. на рассмотрение жилищной комиссии учреждения. На учреждение возложена обязанность рассмотреть заявление Еремина С.В. о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий на жилищной комиссии учреждения.
Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии учреждения от 13 сентября 2011 года N... заявление Еремина С.В. не принято к производству комиссии по мотиву того, что его рассмотрение в соответствии с пунктом 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК Российской Федерации) относится к компетенции органов местного самоуправления, что послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Суд, анализируя собранные по делу доказательства, пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении иска, указав на то, что до 1 марта 2005 года истец не состоял на учете в ФКЛПУ "Межобластная больница N 10" Управления ФСИН России по Вологодской области, а после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации ответчик утратил право принятия сотрудников на жилищный учет.
Такой вывод суда нельзя признать правильным, поскольку основанием для обращения истца о постановке на учет послужило его намерение участвовать в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", а не предоставление жилого помещения из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) был предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями работников уголовно-исполнительной системы. В силу статьи 35 приведенного Закона сотрудники уголовно-исполнительной системы имели право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, предоставляемых местными органами власти. Кроме того, предусматривалось, что уголовно-исполнительная система может иметь ведомственный жилой фонд.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым с 1 января 2005 года статья 35 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" признана утратившей силу, и определено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам является расходным обязательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 33).
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 2.2 определения от 12 апреля 2011 года N 551-О-О, по смыслу этой нормы, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из абзаца 6 подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 9 Правил сотрудники, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации N 287 от 04 июня 2007 года была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам вышеуказанной федеральной подпрограммы (утратила силу в связи с утверждением новой Инструкции приказом Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации от 16 мая 2012 года N 267), согласно пункту 3 которой для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья и оперативным подразделением учреждения или органа уголовно-исполнительной системы рассматриваются представленные заявления, организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме (п. 8).
По результатам проверки выносится решение о включении (отказе во включении) заявителей в число граждан - участников подпрограммы.
В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган уголовно-исполнительной системы, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году (пункты 12, 13).
Должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья подразделения, подведомственного территориальному органу уголовно-исполнительной системы, на основании заявлений граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, формируется список на планируемый год согласно приложению N 2 к Правилам.
Список, утвержденный начальником подразделения и сформированные в установленном порядке учетные дела до 1 августа года, предшествующего планируемому, представляются в территориальный орган уголовно-исполнительной системы.
По результатам рассмотрения представленных списков принимается решение о включении граждан в состав участников подпрограммы по территориальному органу, образовательному учреждению уголовно-исполнительной системы и организуется работа по составлению сводного списка.
В силу приведенных положений правовых норм надлежащим органом, в который должен был обратиться Еремин С.В., являлся орган исполнительной власти, где проходила его служба, то есть ФКЛПУ "Межобластная больница N 10" Управления ФСИН России по Вологодской области. При этом обязательного предварительного приема на учет нуждающихся в получении жилого помещения в органах местного самоуправления законом и правовыми актами для него не предусмотрено.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы истца судебная коллегия признает обоснованными, а решение суда, подлежащим отмене.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда от 12 июля 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать решение жилищно-бытовой комиссии Федерального казенного лечебно-профилактического учреждения "Межобластная больница N 10" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области от 13 сентября 2011 года об отказе в принятии к производству заявления Еремина С.В. о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий незаконным.
Признать Еремина С.В., нуждающимся в обеспечении жильем по установленным федеральным законодательством нормам.
Признать за Ереминым С.В. право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Председательствующий: И.Н.Бочкарева
Судьи: В.Н.Белякова
О.В.Образцов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.