Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Бочкаревой И.Н.,
судей Образцова О.В., Белозеровой Л.В.,
при секретаре Николаевой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вологда Вологодской области на решение Вологодского городского суда от 23 мая 2012 года, которым Кудряшовой О. В. восстановлен пропущенный срок на обращение в суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вологда Вологодской области об обязании произвести перерасчёт размера пенсии по случаю потери кормильца.
Исковые требования Кудряшовой О. В. удовлетворены.
На ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вологда Вологодской области возложена обязанность произвести Кудряшовой О. В. перерасчёт размера пенсии по случаю потери кормильца в установленном порядке за период с "ДАТА" по "ДАТА" с учётом индексации, предусмотренной действующим законодательством при перерасчёте пенсии по случаю потери кормильца.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Образцова О.В., объяснения Кудряшовой О.В., ее представителя Пушменковой Т.А., представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вологда Вологодской области по доверенности Куваевой Ю.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"ДАТА" Кудряшова О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учрежденияю - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вологда Вологодской области (далее - ГУ-УПФ Российской Федерации в г.Вологда Вологодской области) о взыскании суммы задолженности по выплате пенсии по случаю потери кормильца.
В обоснование требований указала, что является вдовой участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалида первой группы с причиной инвалидности "увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанное с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС" К.С.Л., умершего "ДАТА". Получает два вида пенсий: по инвалидности и по случаю потери кормильца. Все документы для назначения пенсии по потере кормильца были предоставлены в Пенсионный фонд, в том числе и экспертное заключение по установлению причинной связи между заболеванием, инвалидности и смерти у лиц, подвергшихся радиационному воздействию N... от "ДАТА", больше никаких документов от нее не требовали.
"ДАТА" представила справку медико-социальной экспертизы по Вологодской области N... от "ДАТА" о смерти К.С.Л. по причине военной травмы, и ей сделали перерасчёт пенсии по потере кормильца в правильном объёме в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ. Полагает, что пенсия по потере кормильца ей выплачивалась неправильно по вине Пенсионного фонда.
Срок исковой давности для обращения с заявлением в суд пропущен по причине того, что она является инвалидом второй группы, (ампутированы обе ноги) ходит на двух протезах, часто лежит в больницах, в том числе в связи с необходимостью замены и ремонта протезов.
Просит восстановить пропущенный срок исковой давности на обращение в суд с исковым заявлением и обязать ГУ-УПФ Российской Федерации в г.Вологда Вологодской области произвести перерасчёт размера пенсии по случаю потери кормильца в установленном законом порядке за период с "ДАТА" по "ДАТА" с учётом индексации.
В судебном заседании истец Кудряшова О.В. и её представитель Пушменкова Т.А. требования уточнили, просят обязать ответчика произвести перерасчёт размера пенсии по случаю потери кормильца за период с "ДАТА" по "ДАТА" с учётом индексации.
Представитель ответчика ГУ-УПФ Российской Федерации в г.Вологда Вологодской области по доверенности Андреева С.Н. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что оснований для восстановления истице пропущенного срока исковой давности для обращения с требованиями в суд не имеется, как и оснований для перерасчёта пенсии по случаю потери кормильца.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе ГУ-УПФ Российской Федерации в г.Вологда Вологодской области просит об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального права. Указывает, что изменение вида получаемой гражданином пенсии может быть осуществлено только на основании письменного заявления со сроков, установленных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ. Обязанность представления соответствующих документов лежит на заявителе.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае гибели или смерти военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца.
Для определения размера пенсии по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин и умерших не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы, за исключением случаев, когда смерть наступила в результате противоправных действий, в соответствии с нормами пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" необходимо документальное подтверждение причинной связи смерти бывшего военнослужащего с военной травмой или заболеванием, полученным в период военной службы.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пункту 2 статьи 24 Федерального закона N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 года N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии с пунктом 9.1 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионным Фондом России от 27 февраля 2002 года N 16/19па, к заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца из числа военнослужащих должны быть представлены все необходимые документы. В их числе - документ, удостоверяющий причинную связь смерти бывшего военнослужащего с военной травмой или заболеванием, полученными в период прохождения военной службы.
Причинная связь смерти бывших военнослужащих с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, подтверждается заключением учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2004 года N 805 "О порядке организации и деятельности учреждений медико-социальной экспертизы" государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причину смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки.
В настоящее время за государственными учреждениями медико-социальной экспертизы не закреплена функция по установлению причинной связи смерти бывших военнослужащих, не являвшихся инвалидами, с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Поэтому в качестве документа, подтверждающего причинную связь смерти бывшего военнослужащего с ранением, контузией, увечьем или заболеванием, полученным в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, следует принимать справку государственных учреждений медико-социальной экспертизы произвольной формы или решение суда об установлении данного факта.
Как усматривается из материалов дела, муж истца К.С.Л. являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом первой группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой ФКУ Главного бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области от "ДАТА" N... (л.д. ...).
"ДАТА" К.С.Л. умер (л.д. ...). Согласно решению Санкт-Петербургского межведомственного экспертного Совета N... от "ДАТА", представленному истцом в ГУ-УПФ Российской Федерации в г.Вологда Вологодской области, причина его смерти связана с воздействием радиационного и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС (л.д. ...).
Назначенная истцу пенсия по случаю потери кормильца как вдове ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС выплачивалась без учета связи смерти мужа с военной травмой. Перерасчет пенсии произведен ответчиком с "ДАТА" при предоставлении справки ФКУ Главного бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области от "ДАТА" N..., подтвердившей связь смерти кормильца с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанным с аварией на Чернобыльской АЭС.
Суд, анализируя собранные доказательства, пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности перерасчета получаемой Кудряшовой О.В. пенсии по случаю потери кормильца, поскольку при ее обращении за назначением пенсии законодатель не требовал предоставления экспертного заключения медико-социальной экспертизы для подтверждения связи смерти умершего кормильца с военной травмой (такой документ был утвержден Постановлением Минтруда России и Пенсионным Фондом России лишь 27 февраля 2002 года), на момент назначения пенсии все необходимые документы истцом были предоставлены. При необходимости истец могла представить документы, подтверждающие связь смерти умершего кормильца с военной травмой, но данные документы ответчиком запрошены не были, в связи с чем истец была лишена возможности назначения пенсии по подпункту 1 пункта 4 статьи 15 Федерального закона N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1 Пенсионный фонд, в том числе должен обеспечивать разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда России.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что право истца на получение пенсионного обеспечения, гарантированного Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", было ущемлено по вине Пенсионного фонда, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования, однако судебная коллегия полагает, что оснований для перерасчета пенсии с "ДАТА" не имеется.
Руководствуясь статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой общий срок исковой давности составляет три года, в пользу Кудряшовой О.В. подлежит взысканию пенсия за три года до момента ее обращения за перерасчетом, то есть с "ДАТА" по "ДАТА".
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вологодского городского суда от 23 мая 2012 года изменить, изложив абзацы второй и третий резолютивной части решения в следующей редакции:
Исковые требования Кудряшовой О. В. удовлетворить частично.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вологда Вологодской области произвести Кудряшовой О. В. перерасчёт размера пенсии по случаю потери кормильца в установленном порядке за период с "ДАТА" по "ДАТА" с учётом индексации, предусмотренной действующим законодательством.
В остальном решение Вологодского городского суда от 23 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Вологда Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий: И.Н. Бочкарева
Судьи: О.В. Образцов
Л.В. Белозерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.