Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кабировой Е.В.,
судей Ночевника С.Г., Тумашевич Н.С.,
прокурора Гавриловой Е.В.,
при секретаре Лопатиной А.Б.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью "Инрост" Ковалева П.А. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2012 года, которым удовлетворено исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "Инрост" об обязании организовать процесс сбора и вывоза отходов производства и потребления.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., возражения представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью "Инрост" Ковалева П.А., заключение представителя прокуратуры Ленинградской области Гавриловой Е.В., не находившей оснований к отмене судебного решения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" об обязании организовать процесс сбора и вывоза бытовых отходов путем вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных в границах населенного пункта Верхнее Черкасово в шести метрах справа от грунтовой поселковой дороги, на въезде в населенный пункт, в сорока метрах от автодорожного знака "начало населенного пункта "Верхнее Черкасово", установленного у обочины полотна автодороги "населенный пункт Каменка - город Выборг", специализированным транспортом и силами организации, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО.
В обоснование искового заявления прокурор ссылается на то, что рейдовой проверкой, проведенной Комитетом государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области установлено, что в муниципальном образовании "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов, складирование их ведется беспорядочно, что повлекло несанкционированное скопление отходов производства и потребления в границах населенного пункта Верхнее Черкасово, в шести метрах справа от грунтовой поселковой дороги, на въезде в населенный пункт, в сорока метрах от автодорожного знака "начало населенного пункта "Верхнее Черкасово", установленного у обочины полотна автодороги "населенный пункт Каменка - город Выборг". Объем отходов, сброшенных на почву, по визуальному наблюдению составляет 3.5 кубических метров. Признаки, указывающие на принадлежность отходов, сброшенных на почву, к какому-либо собственнику установить не представляется возможным. Ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву. Ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям и обязанностям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Ссылаясь на ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации истец указывает, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом ненадлежащее исполнение возложенных законом обязанностей администрацией муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Ленинградской области по организации надлежащим образом процесса сбора и вывоза бытовых отходов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среды.
Определением от 06 июля 2012 года к участию в деле было привлечено в качестве соответчика общество с ограниченной ответственностью "Инрост" (л.д. 23-25).
В судебном заседании 25 июля 2012 года Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор отказался от требований к администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" (л.д. 41), определением суда от 25 июля 2012 года производство по делу в части требований Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора к администрации муниципального образования "Гончаровское сельское поселение" Выборгского района Ленинградской области прекращено (л.д. 42-43).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2012 года требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью "Инрост" удовлетворены (л.д. 64-68).
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Инрост" (далее - ООО "Инрост") Ковалев П.А. не согласился с законностью и обоснованностью постановленного 10 августа 2012 года решения, представил апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда в части возложения обязанностей сбора и вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных в границах населенного пункта Верхнее Черкасово.
В качестве оснований для отмены решения суда представитель ответчика ссылается на п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации, в которой закреплено положение о том, что меры санитарной безопасности на лесных участках, переданных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании Проектов освоения лесов. Проектом освоения лесов, переданные в ООО "Инрост", предусмотрены мероприятия по санитарно-оздоровительным мероприятиям изготовление гнездований для птиц и проведение сплошных санитарных рубок на площади 22,1 га. Также представитель ссылается на приказ N 66 от 10 июня 2008 года Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, которым обязанности по выявлению нарушителей и очистке леса возложены на лесничих. Кроме того, представитель указывает, что действующим законодательством Российской Федерации полномочия и обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора и ликвидации несанкционированных свалок в лесу возложены исключительно на органы местного самоуправления (л.д.69-70).
На рассмотрение и разрешение жалобы в суде апелляционной инстанции представитель Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области не явился, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель ответчика ООО "Инрост" Ковалев П.А., действующий на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Ленинградской областной прокуратуры Гаврилова Е.В. не находила оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы.
В отсутствие возражений со стороны лиц, принимавших участие в деле, суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д. 79).
Проверив материалы дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области и ООО "Инрост" заключен договор аренды части лесного участка Рощинского лесничества, находящегося в государственной собственности лесного участка. Предметом договора является передача в аренду участка лесного фонда общей площадью 17244 га для использования в целях заготовки древесины сроком до 31 декабря 2053 года (л.д. 29-40).
По условиям подп. "а", "з", "н" п. 18 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Инрост" обязалось использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия в соответствии с проектом освоения лесов, выполнять требования Санитарных правил в лесах Российской Федерации, утвержденных уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации.
В Проекте освоения лесов в разделе 5.2.4 о мерах санитарной безопасности в лесах установлено, что для обеспечения санитарной безопасности на лесном участке планируются и осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия, очистка лесов от загрязнения и иного негативного воздействия (л.д. 51).
Согласно акту осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ N в ходе рейдовой проверки старшим государственным инспектором Ленинградской области по охране природы при визуальном осмотре земельного участка, расположенного в границах муниципального образования "Гончаровское сельское поселение", в населенном пункте Верхнее Черкасово, в шести метрах справа от полотна грунтовой поселковой дороги, на въезде в населенный пункт, в сорока метрах от автодорожного знака "начало населенного пункта "Верхнее Черкасово", установленного у обочины автодорожного полотна автодороги "населенный пункт Каменка - город Выборг" обнаружены места несанкционированного размещения отходов (л.д.5-9).
Определить принадлежность отходов какому-либо собственнику не представляется возможным.
Согласно ст. 51 Федерального Закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 Федерального Закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе, биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со ст. 616 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
Обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 г. N 414).
Содержащееся в названных нормах указание на то, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка.
Изложенное также подтверждается положениями ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", которой установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Так, согласно ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
В соответствии с п. 18 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Вместе с тем, как указывалось выше, обязанность арендаторов участков лесного фонда проводить очистку лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия прямо предусмотрена нормами специального законодательства, регулирующего правоотношения по использованию лесов, а потому общие положения Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в данном случае неприменимы.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории, арендуемой ООО "Инрост", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности требований Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, удовлетворив иск об обязании ООО "Инрост" организовать надлежащим образом процесс сбора и вывоза отходов путем вывоза бытовых отходов, незаконно размещенных в границах населенного пункта Верхнее Черкасово, в шести метрах справа от грунтовой дороги, на въезде в населенный пункт, в сорока метрах от автодорожного знака "начало населенного пункта "Верхнее Черкасово", установленного у обочины полотна автодороги "населенный пункт Каменка - город Выборг", специализированным транспортом и силами организации, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон ТБО.
Указанный вывод суда является правильным, в решение суда подробно мотивирован и в апелляционной жалобе по существу не опровергнут.
При таких данных судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда, полагая, что его выводы основаны на законе и соответствуют материалам дела.
Решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения судебной коллегией по гражданским дела Ленинградского областного суда не установлено.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.1 ст.328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью "Инрост" Ковалев П.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья: Красоткина Ю.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.