Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Симакова А.В.
судей
Малич Р.Б.
Самойленко В.Г.
при секретаре
Благополучной Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кандалакшского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Негосударственному учреждению здравоохранения "Узловая больница на станции Кандалакша Открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о возложении обязанности оборудования входа в здание пандусом,
по апелляционной жалобе Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Кандалакша Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 16 мая 2012 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Кандалакшского транспортного прокурора удовлетворить: признать бездействие Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Кандалакша" Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" незаконным и обязать за счет собственных средств оборудовать здание поликлиники, расположенное по адресу ..., специальным приспособлением - пандус, позволяющий инвалидам иметь беспрепятственный доступ к данному объекту социальной инфраструктуры. Установить срок для исполнения обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность оборудовать наружную лестницу при входе в здание поликлиники Узловой больницы на станции Кандалакша разделительными поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р51261. Установить срок для исполнения обязанности в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность выполнить контрастную расцветку поручней, которыми оборудована наружная лестница при входе в здание поликлиники Узловой больницы станции Кандалакша. Установить срок для исполнения обязанности в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность оборудовать вход в здание поликлиники Узловой больницы на станции Кандалакша дверями, обеспечивающими задержку автоматического их закрывания продолжительностью не менее 5 секунд. Установить срок для исполнения обязанности в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность оборудовать дверной проем в кабинет N2 здания поликлиники Узловой больницы на станции Кандалакша, выделенный для оказания медицинской помощи инвалидам, шириной не менее 0,9 метра. Установить срок для исполнения обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность оборудовать дверной проем уборной общего пользования, расположенный на первом этаже здания поликлиники Узловой больницы на станции Кандалакша шириной не менее 0,9 м. Установить срок для исполнения обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность оборудовать уборную общего пользования, расположенную на 1 этаже здания поликлиники Узловой больницы на станции Кандалакша универсальной кабиной, доступной для всех категорий граждан, с учетом требований по СНИП 35-01. Установить срок для исполнения обязанности в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Кандалакша Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" государственную пошлину в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 200 руб.".
Заслушав доклад судьи Самойленко В.Г., объяснения представителя Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Кандалакша" Ситкевич О.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Кандалакшский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Негосударственному учреждению здравоохранения "Узловая больница на станции Кандалакша Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - НУЗ "Узловая больница на станции Кандалакша ОАО "РЖД") о возложении обязанности по оборудованию входа в здание и здание поликлиники приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ в здание поликлиники инвалидам и другим маломобильным группам населения.
В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что вход в здание, в котором расположена поликлиника, не оборудован пандусом; ширина наружной лестницы главного входа составляет 4,28 метра, разделительные поручни отсутствуют; поручни, оборудованные по всей длине и по обеим сторонам (краям) наружной лестницы главного входа, окрашены темной краской и не имеют контрастной расцветки; наружные и внутренние двери главного входа оборудованы возвратным механизмом, не обеспечивающим задержку их автоматического закрывания продолжительностью не менее 5 секунд; прием врачей поликлиники производится на первом и втором этажах здания, не оборудованного лифтами и подъемными устройствами.
Для оказания медицинского обслуживания инвалидов-колясочников на первом этаже здания выделен кабинет N2, к которому обозначен маршрут передвижения от главного входа (гардероба), при этом, ширина дверного проема общественной уборной (для пациентов), расположенной на 1 этаже здания поликлиники, составляет 60 см, уборная не оборудована универсальной кабиной, доступной для всех категорий граждан, в том числе, для использования инвалидами-колясочниками.
Поскольку данные обстоятельства нарушают социальные права маломобильных групп населения, просил суд признать бездействие НУЗ "Узловая больница на станции Кандалакша ОАО "РЖД" незаконным и обязать за счет собственных средств оборудовать здание поликлиники, расположенное по адресу: ..., специальным приспособлением - пандусом, позволяющим инвалидам иметь беспрепятственный доступ к данному социальному объекту инфраструктуры в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Просил возложить на ответчика обязанность оборудовать наружную лестницу при входе в здание поликлиники Узловой больницы на станции Кандалакша разделительными поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р51261 в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Прокурор просил также возложить на ответчика обязанность выполнить контрастную расцветку поручней, которыми оборудована наружная лестница при входе в здание поликлиники Узловой больницы станции Кандалакша, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу; оборудовать вход в здание поликлиники Узловой больницы на станции Кандалакша дверями, обеспечивающими задержку автоматического их закрывания продолжительностью не менее 5 секунд, в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Просил также возложить на ответчика обязанность оборудовать дверной проем в кабинет N2 здания поликлиники Узловой больницы на станции Кандалакша, выделенный для оказания медицинской помощи инвалидам, шириной не менее 0,9 метра, в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу; возложить обязанность оборудовать дверной проем уборной общего пользования шириной не менее 0,9 м. в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Прокурором заявлены требования о возложении на ответчика обязанности оборудовать уборную общего пользования, расположенную на 1 этаже здания поликлиники Узловой больницы на станции Кандалакша универсальной кабиной, доступной для всех категорий граждан, с учетом требований по СНИП 35-01 в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 23 апреля 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО "РЖД".
В судебном заседании старший помощник Кандалакшского транспортного прокурора Михеев А.В. просил иск прокурора удовлетворить.
Представитель ответчика НУЗ "Узловая больница на станции Кандалакша ОАО "РЖД" Загайнова Н.Н. в судебном заседании иск не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя соответчика ОАО "РЖД", предоставившего письменный отзыв на исковое заявление, в котором он просил в удовлетворении исковых требований к ОАО "РЖД" отказать.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе (включая дополнения к ней) главный врач НУЗ "Узловая больница на станции Кандалакша ОАО "РЖД" Савченко Т.М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указывает, что, руководствуясь при вынесении решения положениями статей 2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", суд не учел, что действующим законодательством не предусмотрен механизм реализации указанных норм по отношению к уже построенным стационарным объектам.
Вместе с тем, здание поликлинического отделения узловой больницы на станции Кандалакша было построено в 1934 году, реконструкция здания не производилась. Вопрос о технической возможности возведения требуемых прокурором устройств судом не исследовался.
Считает ошибочным вывод суда о том, что ответчик вправе самостоятельно провести реконструкцию и капитальным ремонт помещения поликлиники, без согласования с учредителем, поскольку такие работы требуют подготовки проектно-сметной документации и согласования ее с собственником имущества - ОАО "РЖД", что следует из условий учредительного договора от 02 октября 2006 года N окт-8.
Ссылается на то, что судом установлен невыполнимый срок для исполнения судебного решения.
Кроме того, не принят судом во внимание тот факт, что бюджет учреждения на текущий год уже сформирован в предыдущем году и расходы на выполнение требований прокурора, которые являются существенными, в бюджет не заложены.
Обращает внимание на то, что поликлиническое отделение НУЗ "Узловая больница на станции Кандалакша ОАО "РЖД" является ведомственным и за время существования поликлиники по статистическим данным ни одного обращения инвалида-колясочника не зарегистрировано.
В возражениях на апелляционную жалобу Кандалакшский транспортный прокурора Шевченко М.А. не соглашается с изложенными в жалобе доводами, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель Кандалакшской транспортной прокуратуры и НУЗ "Узловая больница на станции Кандалакша ОАО "РЖД", извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, главный вход в здание поликлиники, расположенное по адресу: ..., не оборудован пандусом; ширина наружной лестницы главного входа составляет 4,28 метра; разделительные поручни отсутствуют; поручни, оборудованные по всей длине и по обеим сторонам (краям) наружной лестницы главного входа, окрашены темной краской и не имеют контрастной расцветки, позволяющей инвалидам, в том числе, с нарушением функции зрения, легко и быстро находить опорные устройства и пользоваться ими; наружные и внутренние двери главного входа оборудованы возвратным механизмом, не обеспечивающим задержку их автоматического закрывания продолжительностью не менее 5 секунд; прием врачей поликлиники производится на первом и втором этажах здания, не оборудованного лифтами и подъемными устройствами; для оказания медицинского обслуживания инвалидов-колясочников на первом этаже здания выделен кабинет N2, к которому обозначен маршрут передвижения от главного входа (гардероба), при этом, ширина дверного проема общественной уборной (для пациентов), расположенной на 1 этаже здания поликлиники, составляет 60 см.; уборная не оборудована универсальной кабиной, доступной для всех категорий граждан, в том числе, для использования инвалидами-колясочниками.
Установив изложенное, суд первой инстанции при разрешении дела правильно руководствовался положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющего государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
Согласно статьи 2 части 1 ФЗ N 181-ФЗ социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Удовлетворяя иск прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в здании поликлиники специальных приспособлений, позволяющих инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми ответчиком, не соответствует требования статьи 15 части 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Данная норма устанавливает, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), к которым относится здание поликлиники.
Необходимость обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры вытекает также из положений Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в силу части 1 статьи 12 которого, жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Системное толкование приведенного правового регулирования позволило суду придти к выводу о том, что бездействие ответчика является незаконным и нарушает права инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в интересах которых прокурором заявлен иск.
Возлагая обязанность по устранению нарушений законодательства на НУЗ "Узловая больница на станции Кандалакша ОАО "РЖД", суд правомерно исходил из содержания Устава НУЗ "Узловая больница на станции Кандалакша ОАО "РЖД", согласно которому учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, переданное ему учредителем в оперативное управление, основными целями которой является охрана здоровья граждан посредством выполнения медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно - поликлинической, стационарной помощи, медицинского обеспечения безопасности движения поездов, а также принял во внимание, что здание поликлиники, расположенное по адресу: ..., закреплено на праве оперативного управления за ответчиком, о чем свидетельствует распоряжение ОАО "РЖД" от 31.12.2004г.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанные нормы распространяются лишь на вновь проектируемые и возводимые здания и сооружения, при реконструкции или капитальном ремонте ранее возведенных зданий и сооружений и не предусматривают механизм реализации этих норм по отношению к уже построенным зданиям и сооружениям, судебная коллегия находит основанными на ошибочном толковании закона, противоречащими общей концепции государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, целью которой является обеспечение указанным лицам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
То обстоятельство, что здание поликлинического отделения узловой больницы на ст. Кандалакша было построено в 1934 году, не может служить основанием для отказа в иске прокурору, поскольку оно не признано аварийным и подлежащим сносу, зарегистрировано в УФРС по Мурманской области в качестве здания поликлиники, эксплуатируется ответчиком - юридическим лицом по своему целевому назначению, в силу части 1 статьи 15 ФЗ N 181-ФЗ является объектом социальной инфраструктуры и должно соответствовать требованиям действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что возражения ответчика не содержали доводы о том, что указанные в исковом заявлении прокурора действия, направленные на обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к объекту социальной инфраструктуры, технически не возможны и доказательства в подтверждение этого обстоятельства в соответствии с требованиями статей 12 части 1, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суду не представлены. Не содержит ссылку на них и апелляционная жалоба.
Доводы жалобы о том, что предоставленный судом срок для исполнения решения суда не достаточен, у ответчика отсутствуют для этого денежные средства, не являются основанием для отмены решения суда, принятого в соответствии с нормами материального права и направленного на защиту интересов инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, но могут служить основанием для предоставления судом отсрочки исполнения решения суда по заявлению заинтересованной стороны. Кроме того, в отзыве на иск представитель ОАО "РЖД" указал, что НУЗ "Узловая больница на ст. Кандалакша" имеет финансовую возможность решить вопрос об оборудовании здания поликлиники в соответствии с требованиями законодательства об инвалидах.
Ссылка представителя ответчика в жалобе на то, что поликлиническое отделение НУЗ "Узловая больница на станции Кандалакша ОАО "РЖД" является ведомственным и за время существования поликлиники по статистическим данным ни одного обращения инвалида-колясочника не зарегистрировано, не может быть признана состоятельной ввиду императивности положений ФЗ N 181 -ФЗ, а также с учетом объяснений прокурора в судебном заседании 23.04.2012г. о том, что распоряжением президента ОАО "Российские железные дороги" от 24.04.2008г. N 872р за инвалидами признано право на прикрепление для медицинского обеспечения к негосударственным учреждениям здравоохранения Общества. Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто. При этом решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации направлено не только на пресечение действий, нарушающих в настоящее время права данной категории лиц, но и на пресечение действий, создающих угрозу их нарушения в будущем.
Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, по существу, направлены на иное толкование действующего законодательства и иную оценку установленных судом обстоятельств, к чему оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 16 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая больница на станции Кандалакша Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.