Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Шанаевой И.Ю.
судей
Самойленко В.Г.
Малич Р.Б.
с участием прокурора Ленинского округа г. Мурманска
Степанчук Н.А.
при секретаре
Байжуминовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу "Севжилсервис" о признании противоречащими действующему законодательству отдельных положений договора управления многоквартирным домом
по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Севжилсервис" на
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 20 июня 2012 года, по которому постановлено:
"Исковые требования прокурора Ленинского административного округа города Мурманска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу "Севжилсервис" о признании противоречащими действующему законодательству отдельных положений договора управления многоквартирным домом удовлетворить.
Признать пункт 4.4 договора управления многоквартирным домом ... от 01 июня 2008 года, в части положений о том, что "в случае, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в указанный срок не проводилось или не приняло решение об определении нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то управляющая организация, начиная с первого месяца очередного года действия договора, вправе начислять плату за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из предложенной сметы расходов на исполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при этом приложения N 2 и N 3 в настоящему договору считаются измененными в соответствии с предложениями управляющей организации до согласования собственниками помещений и управляющей организации иного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения" не соответствующими действующему жилищному законодательству.
Обязать ответчика установить размер платы за услугу "Содержание и ремонт жилья" в многоквартирном доме ... в соответствии с пунктом 4.2. договора управления от 01 июня 2008 года, а именно, в размере 16 рублей 47 копеек с 1 квадратного метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику - с 01 января 2011 года..
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Севжилсервис" государственную пошлину в доход бюджета города Мурманска - *** рублей".
Заслушав доклад судьи Шанаевой И.Ю., возражения против жалобы прокурора Ленинского округа г. Мурманска Степанчук Н.А., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу "Севжилсервис" о признании противоречащими действующему законодательству отдельных положений договора управления многоквартирным домом.
В обоснование исковых требований указал, что ЗАО "Севжилсервис" является управляющей организацией по отношению к дому ... на основании договора управления многоквартирным домом от 01.06.2008.
Пунктом 4.4 названного договора управления установлена возможность изменения, в том числе и повышения, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения без принятия соответствующего решения собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома, что противоречит положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.
Просил суд признать пункт 4.4 договора управления многоквартирным домом ... противоречащим жилищному законодательству, а именно часть пункта следующего содержания: "в случае, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в указанный срок не проводилось или не приняло решение об определении нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то управляющая организация, начиная с первого месяца очередного года действия договора, вправе начислять плату за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из предложенной сметы расходов на исполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при этом приложения N 2 и N 3 в настоящему договору считаются измененными в соответствии с предложениями управляющей организации до согласования собственниками помещений и управляющей организации иного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения", противоречащими действующему жилищному законодательству, а также просил обязать ответчика исключить из п. 4.4 договора управления указанную часть пункта и установить размер платы за услугу "содержание и ремонт общего имущества" в многоквартирном доме в соответствии с п. 4.2. договора управления, а именно, в размере 16, 47 рублей в 1 кв. метра.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского административного округа города Мурманска Бойцов М.С. поддержал заявленные прокурором требования.
Представитель ответчика - ЗАО "Севжилсервис" Мареха Д.А. иск не признал.
Представитель третьего лица - администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил требования прокурора удовлетворить, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ЗАО "Севжилсервис" Юрченко А.А. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение.
Считает, что проведенный ответчиком порядок изменения цены за услуги по содержанию и ремонту жилого помещения не противоречит положениям пункта 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изменение цены было обусловлено объективными, независящими от управляющей организации причинами.
Правомерность действий ЗАО "Севжилсервис", связанных с изменением платы за содержание текущий ремонт, подтверждено Министерством регионального развития Российской Федерации.
Указывает, что ЗАО "Севжилсервис" как управляющая организация в силу закона не уполномочена ни выступать инициатором общего собрания, ни проводить его. Поскольку общее собрание собственников, предусмотренное ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, не было проведено, ЗАО "Севжилсервис" в строгом соответствии с действующим законодательством, разъяснениями Минрегиона РФ и договором управления изменило размер платы за содержание и ремонт.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ленинского административного округа города Мурманска Циркуленко М.В. полагает жалобу не подлежащей удовлетворению, просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика ЗАО "Севжилсервис", 3-его лица администрации г. Мурманска, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителя ответчика и третьего лица на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пунктов 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно частям 1, 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Частями 1, 3 (пункты 2 и 3) статьи 162 Жилищного кодекса РФ установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть, в том числе, указаны:
- перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
- порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Согласно пункту 31 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме?", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 06.05.2011) во исполнение требований части 3 статьи 39 Жилищного кодекса РФ при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Пунктом 8 Правил N 491 от 13.08.2006 установлено, что разъяснения о применении правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Письмом Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 N 6174-АД/14 разъяснено, что под порядком определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения необходимо понимать формулировку порядка (методику) определения (расчета) стоимости указанных в договоре в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ услуг и работ по содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При этом фиксированную стоимость отдельных услуг и работ целесообразно указывать в перечне услуг и работ только на момент заключения договора. Такая фиксированная стоимость может применяться не менее одного года (часть 7 статьи 156 Кодекса). В последующем указанная стоимость в соответствии с указанной в договоре управления формулировкой порядка (методикой) определения (расчета) стоимости может индексироваться при наличии указанных в договоре оснований (например, изменения уровня инфляции, уровня потребительских цен или значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей). При наличии в договоре управления положения о пересмотре размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ежегодных решений об изменении такой платы не требуется. Отсутствие в договоре управления указанного положения об индексации платы и указании в договоре управления только фиксированного размера такой платы приводит к необходимости изменения размера такой платы только в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 статьи 161 Кодекса).
Как установлено судом и следует из материалов дела, между собственником жилых помещений - 20-ти квартир в многоквартирном доме ... - Муниципальным образованием город Мурманск и ЗАО "Севжилсервис" (в настоящее время - ЗАО "Севжилсервис") заключен договор управления названным домом, который в соответствии с п. З.1.1., вступил в силу с 01 июня 2008 года (л.д. 19-36).
В соответствии с пунктом 3.2.7 указанного договора управляющая организация вправе информировать собственников о необходимости проведения внеочередного собрания путем размещения информации в местах общего пользования либо на платежных документах для решения вопросов об изменении размера платы за услуги управляющей организации, платы за содержание и ремонт общего имущества дома при недостаточности средств на проведение таких работ.
Пунктом 4.2 договора размер месячной платы за содержание и ремонт жилого помещения на момент настоящего договора составляет 16,47 рублей с 1 кв.метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику.
Согласно пункту 4.4 договора управляющая организация вправе за 30 дней до окончания каждого года действия настоящего договора предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по изменению перечней, указанных в приложениях N 2 и N 3 к настоящему договору, а также смету расходов на исполнение услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанная смета является основанием для принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об изменении на следующий отчетный период размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В случае, если общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в указанный срок не проводилось или не приняло решение об определении нового размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то управляющая организация, начиная с первого месяца очередного года действия договора, вправе начислять плату за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из предложенной сметы расходов на исполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при этом приложения N 2 и 3 к настоящему договору считаются измененными в соответствии с предложениями управляющей организации до согласования собственниками помещений и управляющей организации иного размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Разрешая настоящий спор, суд с учетом установленных по делу обстоятельств, проанализировав приведенные выше нормы материального права, пришел к правильному выводу о том, что изменение размера платы за содержание и ремонт жилых помещений многоквартирного дома может быть произведено в соответствии с решением собрания собственников жилого помещения.
Процедура установления и изменения такой платы однозначно регламентирована нормами жилищного законодательства, которые являются специальными по отношению к положениям гражданского законодательства и имеют своей направленностью, прежде всего, гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как более слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Договор управления многоквартирным домом ... от 01 июня 2008 года, устанавливая в пункте 4.4 возможность изменения платы за содержание и ремонт жилого помещения до принятия соответствующего решения собранием собственников жилых помещений многоквартирного дома, а также без принятия указанного решения, не содержит такого предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ существенного условия как порядок определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В договоре отсутствует порядок (методика) индексации расчета стоимости услуг и работ по содержанию и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Предусмотренный в оспариваемом пункте 4.4. Договора механизм начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения, исходя из предложенной сметы расходов на исполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не может быть признан в качестве такого порядка. В договоре указан только фиксированный размер платы (16 руб. 47 коп. с 1 кв.метра).
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу, что в данном случае, изменение платы ответчиком может быть произведено только в соответствии с решением собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Суд обоснованно указал, что ЗАО "Севжилсервис" не лишено возможности в установленном законом порядке предусмотреть в договоре управления механизм индексации стоимости услуги по содержанию и ремонту жилых помещений многоквартирного дома, определив методику (порядок) определения расчета стоимости данной услуги.
При таком положении, у суда имелись правовые основания для удовлетворения требований прокурора о признании оспариваемой части пункта 4.4 договора управления многоквартирным домом не соответствующей действующему жилищному законодательству.
Вместе с тем, судебная коллегия не может признать законным и обоснованным вывод суда о возложении обязанности на ЗАО "Севжилсервис" установления размера платы за услугу "Содержание и ремонт жилья" в размере 16 руб. 47 коп. с 1 квадратного метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику, с 01 января 2011 года.
Как установлено судом, с 2009 года по 2012 год собственники жилых помещений общее собрание не проводили.
Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6, 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 г N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления осуществляют расчет цен (тарифов) для потребителей, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги, по субъектам Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными комплексами по муниципальным образованиям.
Постановлением Правительства Мурманской области от 10 октября 2008 года N 479-ПП/18 установлены предельные минимальные и максимальные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Мурманской области на 2009 год. Постановлениями Управления по тарифному регулированию Мурманской области от 06 ноября 2009 г. N 37/13 и от 19 ноября 2010 года N 34/3 установлены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Мурманской области на 2010 год и на 2011 год соответственно.
Для г. Мурманска предельные максимальные индексы изменения размера платы за ремонт и содержание жилого помещения установлены по годам в размере 120 %, 120 %, 115 % соответственно.
Из представленного тарифа на 01 января 2011 года для собственников - 18, 91 руб./кв.м., для нанимателей - 16, 54 руб./кв.м.; с февраля 2011 г. - 18, 91 руб./кв.м. и с июня 2011 г. - 21. 75 руб./кв.м. - для всех проживающих в жилых помещениях, следует, что рост не превысил установленных предельных максимальных индексов изменения размера платы.
В соответствии с п. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Исходя из положений вышеприведенных норм материального права, определение тарифов на ремонт и содержание жилья является прерогативой собственников, которые учитывают предложения управляющей организации.
Учитывая тот факт, что данных действий ими произведено не было, то органы местного самоуправления обязаны устанавливать тарифы на ремонт и содержание частного жилищного фонда (ст. 19 ЖК РФ), если соответствующее решение собственников не принималось или не состоялось, следовательно, ответчик правильно начисляет плату за содержание и ремонт жилого помещения по тарифам, установленным органом местного самоуправления.
Нарушений прав собственников в данном случае не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на ЗАО "Севжилсервис" установления размера платы за услугу "Содержание и ремонт жилья" в размере 16 руб. 47 коп. с 1 квадратного метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику, с 01 января 2011 года нельзя признать законным и обоснованным, поэтому в этой части решение суда подлежит отмене.
В соответствии со статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции принимает новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В остальной части решение суда принято с правильным применением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения судебная коллегия не усматривает.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им в решении суда дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Мурманска от 20 июня 2012 года отменить в части возложения обязанности на ЗАО "Севжилсервис" установления размера платы за услугу "Содержание и ремонт жилья" в многоквартирном доме ... в соответствии с пунктом 4.2 договора управления от 01 июня 2008 года, а именно, в размере 16 руб. 47 коп. с 1 квадратного метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику, с 01 января 2011 года отменить, принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении указанного требования - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО "Севжилсервис" - удовлетворить частично.
председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.