Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 27 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе :
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Тарасовой Н.В. и Алещенковой И.А.,
при секретаре - Николаеве Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. "27" июня 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел РФ по Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 04 апреля 2012 года, которым Управление Министерства внутренних дел РФ по Новгородской области обязано зачесть А. в выслугу лет для назначения пенсии в связи с прохождением службы в "..." "..." дней из период с "..." по "..." в льготном исчислении - один день службы за три дня,
УСТАНОВИЛА:
А. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел РФ по "..." (далее - УМВД России по "...") об обязании произвести перерасчет выслуги для назначения пенсии, указав, что в период с "..." по "..." она проходила службу в "...", где в тот период времени было военное положение, в связи с чем полагает, что весь период службы подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении, однако ответчик в этом ей необоснованно отказал.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по Новгородской области с данным решением не согласно, считает его незаконным и необоснованным, принятым с неправильным применением норм материального права, а поэтому просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
В возражениях на апелляционную жалобу А., указывая на несостоятельность приведенных ответчиком доводов, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции представитель УМВД России по Новгородской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав А., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
При рассмотрении настоящего дела судом полно и правильно установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального права, не допущено и существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения. С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений материального закона суд правомерно заявленные истцом требования удовлетворил.
В соответствии со ст. 2 Закона от 21.01.1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Действие настоящего Закона распространяется на лиц рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (ст. 8 Закона).
Согласно данному Закону порядок предоставления указанных в нем льгот и компенсаций определяет Правительство Российской Федерации, которое во исполнение этой нормы Закона 31.03.1994 года приняло Постановление N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций".
В п.1 указанного Постановлении Правительства РФ предусмотрено, что установленные Законом дополнительные гарантии и компенсации предоставляются (помимо военнослужащих, проходящих военную службу на территориях Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан) военнослужащим (сотрудникам внутренних дел), выполняющим задачи:
-по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);
-в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.
Согласно п.5 этого Постановления перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах должны быть определены Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, в которых законом предусмотрена военная служба, а конкретные периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками внутренних дел задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в соответствии с п.2 Постановления должны оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Вместе с тем, согласно Закону РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", установленные в нем льготы должны предоставляться военнослужащим (сотрудникам внутренних дел), постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. При этом каких-либо ограничений в предоставлении льгот и компенсаций в зависимости от выполняемых военнослужащими (сотрудниками внутренних дел) задач названный Закон не устанавливает. Из этого следует, что Закон предоставляет данные льготы и компенсации военнослужащим, выполняющим любые задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, то есть те задачи, которые на них возлагаются в связи с прохождением военной службы (службы).
Статьей 7 данного Закона Правительству Российской Федерации предоставлено право определить только лишь порядок обеспечения установленными в нем льготами и компенсациями. Устанавливать не предусмотренные Законом дополнительные условия их предоставления Правительство не уполномочено. Тем не менее, в Постановлении N 280 от 31.03.1994 года Правительство РФ вопреки Закону ограничило круг задач, выполнение которых в условиях чрезвычайного положения дает право на льготы, только задачами по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на указанной территории.
Таким образом, в соответствии с Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" установленные в нем льготы и компенсации предоставляются только тем военнослужащим (сотрудникам внутренних дел), которые выполняют возложенные на них задачи непосредственно в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов на определенных в установленном порядке территориях.
В связи с обострившейся ситуацией и межнациональными конфликтами согласно Указу Президента РФ N 1337 от 02.11.1992 года на всей территории Республик Северная Осетия и Ингушетия со 2 ноября 1992 года до 2 декабря 1992 года было введено чрезвычайное положение, которое затем в 1993-1995 г.г. различными указами Президента РФ продлевалось в отдельных районах этих республик.
Согласно Указу Президента РФ от 15.02.1995 года N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года" чрезвычайное положение в этих регионах не было продлено. Однако льготы, проходившим там службу военнослужащим (а соответственно и сотрудникам внутренних дел) не были отменены, о чем свидетельствует специальное указание в п.5 Указа Президента РФ от N 139 от 15.02.1995 года о распространении на личный состав соединений и воинских частей федеральных органов исполнительной власти, участвующих в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, действия Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 года N 280.
При этом в Указе Президента РФ от 15.02.1995 года N 139 не определено, какие конкретно действия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел следует относить к выполнению задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, а лишь в общем виде говорится о необходимости восстановления законности и правопорядка в данном регионе.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 года N 280, военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполняющие задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, находятся в условиях чрезвычайного положения, в связи с чем предоставлять им соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.
В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 года N 343, выполнение на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики в соответствии с Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 15.02.1995 года N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года" отнесены к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
В последующем содержащиеся в п.8 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 года N 343 положения о льготах военнослужащим (сотрудникам органов внутренних дел) были изложены в той же редакции в пункте 5 Постановления Правительства РФ N 1276 от 28.10.1996 года.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 года N 896 в целях упорядочения предоставления дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и сотрудникам силовых структур выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия вновь отнесено с выполнению задач при вооруженных конфликтах в период с октября 1992 года (с 06.01.2002 года отменено выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел при вооруженных конфликтах).
Во исполнение Указа Президента РФ от 15.02.1995 года N 629 для выполнения поставленных задач МВД Республики Северная Осетия-Алания в дополнение к перечню N 04 от 05.02.1997 года и дополнительному перечню N 016 от 18.02.1997 года было включено в состав сил и средств, выполняющих задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года.
Таким образом, исходя из приведенных правовых норм, дополнительные гарантии и компенсации, установленные Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", предоставляются военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, проходившим службу в период чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте.
Как установлено судом, истец в период службы в МВД Республики Северная Осетия-Алания с 23 февраля 1999 года по 01.09.2001 года принимала участие в выполнении возложенных задач непосредственно в условиях вооруженного конфликта, что, как правильно указано судом, дает ей право на льготное исчисление этого периода в соответствии с Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно заявленные истцом требования удовлетворил.
Однако при этом суд неправильно указал льготное исчисление спорного периода военной службы для зачета в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один день службы за три дня. Частью 2 ст.2 Закона от 21.01.1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" предусмотрено льготное исчисление из расчета один месяц службы за три месяца, поэтому в этой части судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить.
Кроме того, судом неправильно разрешен вопрос о взыскании с УМВД России по Новгородской области в пользу истца судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В соответствии с пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в качестве истцов и ответчиков.
Согласно Положения, утвержденного приказом МВД России от 27.04.2011 г. N 309, УМВД России по Новгородской области является территориальным органом МВД России на территориальном уровне, т.е. относится к органам государственной власти, а потому пользуется указанной выше льготой по уплате государственной пошлины, в связи с чем решение суда в части взыскания с указанного ответчика государственной пошлины нельзя признать законным и обоснованным,
Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, а ответчики в соответствии с действующим законодательством освобождены от уплаты государственной пошлины, то по аналогии с ч.2 ст. 102 ГПК РФ истцу должны быть возмещены понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины за счет средств федерального бюджета.
Учитывая вышеприведенное, судебная коллегия решение суда в части взыскания судебных расходов также находит подлежащим изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 04 апреля 2012 года изменить, изложить абзац второй резолютивной части в следующей редакции:
"Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новгородской области зачесть в срок службы А. в выслугу лет для назначения пенсии в связи с прохождением службы в "..." дней из периода с "..." по "..." в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца".
Исключить из резолютивной части указание о взыскании с Управления Министерства внутренних дел России по Новгородской области в пользу А. судебных расходов в сумме 200 руб.
Возместить А. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. за счет федерального бюджета.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел РФ по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: И.А. Алещенкова
Н.В. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.