Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 27 июня 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе :
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Тарасовой Н.В. и Алещенковой И.А.,
при секретаре - Николаеве Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. "27" июня 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел РФ по Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 02 апреля 2012 года, которым исковые требования Б. удовлетворены и постановлено:
обязать Новгородский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте зачесть в срок службы Б. в выслугу лет для назначения пенсии период прохождения срочной военной службы в составе действующей армии на территории Чеченской Республики с "..." по "..." в льготном исчислении - один день службы за три дня;
обязать Управление Министерства внутренних дел РФ по Новгородской области согласовать расчет выслуги лет Б. с учетом включенного в льготный стаж периода прохождения Б. срочной военной службы в составе действующей армии на территории Чеченской Республики с "..." по "..." в льготном исчислении - один день службы за три дня;
взыскать с Управления Министерства внутренних дел РФ по Новгородской области в пользу Б. судебные расходы в сумме 200 руб.,
УСТАНОВИЛА:
Б. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел РФ по "..." (далее - УМВД России по "...") об обязании произвести перерасчет выслуги для назначения пенсии, указав, что в период с "..." по "..." проходил срочную военную службу по призыву в составе "..." в период боевых действий на территории Чеченской Республики, принимая участие в выполнении задач по нормализации обстановки и наведению правопорядка, что дает ему право на включение этого периода в выслугу лет на льготных основаниях, однако ответчик в этом ему отказал, что считает неправомерным.
В последствии судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Новгородский линейный отдел МВД России на транспорте. Истец Б. увеличил исковые требования и просил суд обязать УМВД России по Новгородской области согласовать требуемый расчет выслуги лет.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по Новгородской области с данным решением не согласно, считает его незаконным и необоснованным, принятым с неправильным применением норм материального права, а поэтому просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители УМВД России по Новгородской области и Новгородского линейного отдела МВД России на транспорте не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона от 21.01.1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Согласно данному Закону порядок предоставления указанных в нем льгот и компенсаций определяет Правительство Российской Федерации, которое во исполнение этой нормы Закона 31.03.1994 года приняло Постановление N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций".
В Постановлении Правительства РФ N 280 от 31.03.1994 года "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено, что установленные Законом дополнительные гарантии и компенсации предоставляются (помимо военнослужащих, проходящих военную службу на территориях Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан) военнослужащим, выполняющим задачи:
-по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение или на территориях государств - республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);
-в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба (п.1).
Согласно п.5 этого Постановления перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах должны быть определены Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, в которых законом предусмотрена военная служба, а конкретные периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах в соответствии с п.2 Постановления должны оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Вместе с тем, согласно Закону РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", установленные в нем льготы должны предоставляться военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах. При этом каких-либо ограничений в предоставлении льгот и компенсаций в зависимости от выполняемых военнослужащими задач названный Закон не устанавливает. Из этого следует, что Закон предоставляет данные льготы и компенсации военнослужащим, выполняющим любые задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, то есть те задачи, которые на них возлагаются в связи с прохождением военной службы.Статьей 7 данного Закона Правительству Российской Федерации предоставлено право определить только лишь порядок обеспечения установленными в нем льготами и компенсациями. Устанавливать не предусмотренные Законом дополнительные условия их предоставления Правительство не уполномочено. Тем не менее, в Постановлении N 280 от 31.03.1994 года Правительство РФ вопреки Закону ограничило круг задач, выполнение которых в условиях чрезвычайного положения дает право на льготы, только задачами по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на указанной территории.
Таким образом, в соответствии с Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" установленные в нем льготы и компенсации предоставляются только тем военнослужащим, которые выполняют возложенные на них задачи непосредственно в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов на определенных в установленном порядке территориях.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.12.1994 года N 1360 вся территория Чеченской Республики относится к зоне вооруженного конфликта. (п.10).
11.12.1995 года Правительство РФ издало постановление N1210, в котором вновь было подтверждено отнесение всей территории Чеченской Республики к зоне вооруженного конфликта, и, кроме того, предоставлено право Министерству обороны Российской Федерации и другим воинским формированиям принимать совместные решения об отнесении отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зоне вооруженного конфликта.
В Постановлении Правительства РФ от 26.12.2001 года N 896 "О зонах вооруженных конфликтов" определено, что вся территория Чеченской Республики относилась к зоне вооруженного конфликта лишь с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Как установлено судом, истец в период прохождения срочной военной службы на территории Чеченской Республики с "..." по "..." принимал участие в выполнении возложенных задач непосредственно в условиях вооруженного конфликта. Данное обстоятельство помимо объяснений истца подтверждается также записью в учетной карточке (л.д.8), записью в военном билете (л.д.13)
Таким образом, факт выполнения истцом как военнослужащим в период прохождения военной службы возложенных задач непосредственно в условиях вооруженного конфликта на определенной в установленном порядке территории (Чеченская Республика) имел место.
При таких обстоятельствах истец имеет право на предоставление льгот и компенсаций, установленных Законом РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в части льготного исчисления выслуги лет.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно заявленные истцом требования удовлетворил.
Однако при этом суд неправильно указал льготное исчисление спорного периода военной службы для зачета в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один день службы за три дня. Частью 2 ст.2 Закона от 21.01.1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за три месяца, поэтому в этой части судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить.
Кроме того, судом неправильно разрешен вопрос о взыскании с УМВД России по Новгородской области в пользу истца судебных расходов по оплате государственной пошлины.
В соответствии с пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями в качестве истцов и ответчиков.
Согласно Положения, утвержденного приказом МВД России от 27.04.2011 г. N 309, УМВД России по Новгородской области является территориальным органом МВД России на территориальном уровне, т.е. относится к органам государственной власти, а потому пользуется указанной выше льготой по уплате государственной пошлины, в связи с чем решение суда в части взыскания с указанного ответчика государственной пошлины нельзя признать законным и обоснованным,
Поскольку решение суда состоялось в пользу истца, а ответчики в соответствии с действующим законодательством освобождены от уплаты государственной пошлины, то по аналогии с ч.2 ст. 102 ГПК РФ истцу должны быть возмещены понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины за счет средств федерального бюджета.
Учитывая вышеприведенное, судебная коллегия решение суда в части взыскания судебных расходов также находит подлежащим изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 02 апреля 2012 года изменить, изложить абзац второй и третий резолютивной части в следующей редакции:
"Обязать Новгородский линейный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте зачесть в срок службы Б. в выслугу лет для назначения пенсии период прохождения срочной военной службы в составе действующей армии на территории Чеченской Республики с "..." по "..." в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца.
Обязать Управление Министерства внутренних дел РФ по "..." согласовать расчет выслуги лет Б. с учетом включенного в льготный стаж периода прохождения Б. срочной военной службы в составе действующей армии на территории Чеченской Республики с "..." по "..." в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца".
Исключить из резолютивной части указание о взыскании с Управления Министерства внутренних дел России по Новгородской области в пользу Б. судебных расходов в сумме 200 руб.
Возместить Б. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. за счет федерального бюджета.
В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел РФ по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: И.А. Алещенкова
Н.В. Тарасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.