Апелляционное определение СК по гражданским делам Новгородского областного суда от 18 июля 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Сергейчика И.М. и Алещенковой И.А.,
при секретаре - Николаеве Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. "18" июля 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел РФ по городу Великий Новгород на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 28 апреля 2012 года, которым УВМД по г. Великий Новгород обязано произвести перерасчет денежного содержания и материальной помощи к отпуску А. за период с "..." по "..." из расчета увеличения установленного Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2011 года N 878 "Об установлении окладов месячного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ " О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и выплатить сумму недополученного за указанный период денежного содержания и материального помощи к отпуску,
УСТАНОВИЛА:
А. обратился в суд с иском к УМВД по г. Великий Новгород (далее - Управление) об обязании произвести перерасчет денежного содержания за период с января по февраль 2012 года и материальной помощи к отпуску и взыскать в его пользу недополученную сумму 58 038 руб., указав в обоснование, что проходит службу в Управлении с апреля 1994 года на различных должностях младшего и среднего начальствующего состава. Приказом Управления от "..." N "..." назначен на должность "..." с оплатой по "..." разряду (с должностным окладом "..." руб. (ф/б), с сохранением ранее установленной надбавки к должностному окладу в размере "..."% за сложность, напряженность и специальный режим службы, с установлением надбавки в размере "..."% за особые условия службы) с присвоением специального звания "..." в порядке переаттестации. Уведомлением от "..." в соответствии со ст.60 Положения о службе в ОВД РФ и приказа УМВД России по "..." от "..." "..." он был поставлен в известность о предстоящем увольнении по основании п.7 ч.1 ст.40 ФЗ РФ от 07.02.2011 года N 3 "О полиции", а приказом от "..." "..." был взят в распоряжение Управления в должности полицейского изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, за ним также сохранены установленные ранее надбавки и дополнительные выплаты. С "..." по "..." он находился на листке нетрудоспособности, с "..." по настоящее время находится в отпуске. Полагает, что вышеуказанные приказы по установлению надбавок необоснованны, как противоречащие ФЗ от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Постановлению Правительства РФ от 03.11.2011 года N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников ОВД РФ", Приказу МВД РФ от 14.12.2009 года N 960 "Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников ОВД РФ", и с "..." Управление обязано выплачивать ему денежное содержание в повышенном размере, установленном указанными нормативными актами. До настоящего времени Управление отказывает ему в произведении перерасчета денежного содержания.
В последующем истец изменил требования и просил обязать Управление произвести ему перерасчет денежного содержания и материальной помощи к отпуску за период с "..." по "..." из расчета увеличения установленного постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2011 года N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" и Федеральным законом от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УМВД России по Новгородской области.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по г. Великий Новгород с данным решением суда не согласно и просит его отменить, считает, что судом при разрешении данного спора неправильно применены нормы материального права, неверно определены и юридически значимые факты, что и привело к вынесению незаконного решения.
В возражениях на апелляционную жалобу А., указывая на несостоятельность приведенных доводов, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В суд апелляционной инстанции представитель УМВД России по г. Великий Новгород не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем дело в соответствие со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав истца А. и его представителя Михайлову Д.С., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия решение суда находит подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что А. проходит службу в Управлении с "..." года. На основании решения по результатам аттестации от "..." он приказом Управления от "..." "..." с "..." назначен на должность "..." с оплатой по "..." разряду (должностной оклад "..." руб.) с сохранением ранее установленной надбавки к окладу в размере "..."% за сложность, напряженность и специальный режим службы, установив надбавку в размере "..." % за особые условия службы, присвоив специальное звание "..." в порядке переаттестации.
"..." А. уведомлен о предстоящем увольнении из органов внутренних дел по основаниям, установленным п.7 ч.1 ст. 40 Федерального закона "О полиции".
Приказом Управления от "..." "..." А. с "..." освобожден от должности "..." и взят в распоряжение Управления с сохранением ранее установленных ему надбавок и иных дополнительных выплат.
Приказами Управления от "..." и "..." А. в связи с его временной нетрудоспособностью продлен срок нахождения в распоряжении Управления.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации. руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные настоящим Федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (ч.9).
Сотрудник органов внутренних дел, зачисленный в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, до назначения на другую должность в органах внутренних дел либо увольнения со службы в органах внутренних дел выполняет поручения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо служебные обязанности по ранее замещаемой должности (ч. 12).
Денежное довольствие сотруднику органов внутренних дел в период нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения выплачивается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 16).
В соответствии ч.23 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" за сотрудником, находящимся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, до истечения срока, определенного федеральным законом, регулирующим прохождение службы в органах внутренних дел, сохраняется денежное довольствие в размере должностного оклада по последней замещаемой должности и оклада по специальному званию, а также ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). Сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного им руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного им руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, и не выполняющему обязанностей но последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты, предусмотренные частью 6 настоящей статьи.
Согласно ч.6 ст. 2 Закона сотрудникам устанавливаются следующие дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством Российской Федерации (ч.5 ст.2).
Таким образом, за сотрудником, находящимся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сохраняется денежное довольствие в размере должностного оклада по последней замещаемой должности и оклада по специальному званию, а также ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), подлежащие увеличению (индексации) в установленном законом порядке.
Удовлетворяя заявленные исковые требования А., суд исходил из того, повышение денежного довольствия в установленном законодательством порядке в период нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении, предполагает автоматическое повышение такому сотруднику наравне с другими сотрудниками как должностного оклада, так и дополнительных выплат, установленных ч.6 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку иное противоречило бы ст. 37 Конституции Российской федерации, устанавливающей принцип вознаграждения за труд без какой-либо дискриминации, повлекло бы за собой нарушение прав истца на получение денежного довольствия, являющегося его основным средством материального обеспечения.
Однако судебная коллегия такой вывод суда первой инстанции находит не соответствующим требованиям закона.
В соответствии с действующим законодательством (ч.23 ст.2 ФЗ от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ), за сотрудником, находящимся в распоряжении, сохраняется денежное довольствие в размере должностного оклада по последней замещаемой должности и оклада по специальному званию, а также ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). Дополнительные доплаты, предусмотренные ч.6 ст. 2 Закона, таким сотрудникам могут производится только по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей.
За ним в силу ч.23 ст.2 Закона сохранено денежное довольствие в размере должностного оклада по последней замещаемой должности полицейского изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, оклада по специальному званию "старший прапорщик полиции" и надбавки к окладу за выслугу лет. Дополнительные выплаты, предусмотренные ч.6 ст.2 Закона, ему не назначались. При этом законом (ч.5 ст.2) предусмотрена возможность увеличения ранее установленных размеров окладов денежного содержания только в случае их увеличения в связи с индексацией в установленном порядке.
Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 года N 878 (в редакции от 31.01.2012 г.) "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" установлены новые оклады месячного содержания сотрудникам органов внутренних дел в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а не увеличены (проиндексированы) ранее установленные оклады месячного содержания.
При этом применение новых окладов денежного содержания, установленных в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 года N 247-ФЗ, предусмотрено только в отношении сотрудников, состоящих на службе в органах внутренних на соответствующих должностях до 01 января 2012 года.
А., находящемуся в распоряжении Управления, новый оклад денежного довольствия не устанавливался и не мог быть установлен, так как какую-либо должность в УМВД России по г. Великий Новгород он не замещает
Исходя из вышеприведенного, правовых оснований для перерасчета ранее установленного оклада месячного содержания, сохраненного истцу на период нахождения его в распоряжении Управления, не имеется.
Учитывая изложенное, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, а поэтому оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 28 апреля 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований А. к УМВД России по г. Великий Новгород об обязании произвести перерасчет денежного содержания и материальной помощи к отпуску о т к а з а т ь.
Председательствующий : Л.П. Бобряшова
Судьи : И.М. Сергейчик
И.А. Алещенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.