Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
председательствующего: Победова В.В,
судей Орловой О.П., Яроцкой Н.В..,
при секретаре Павлович О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области на решение Куньинского районного суда Псковской области от 26 октября 2011 года, которым постановлено:
Исковые требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области об обязании поставить на учет в реестр федерального имущества сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения "Жижицкая волость" Куньинского района Псковской области в 2 километрах от д.Никиткино - удовлетворить.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области в срок до 01.06.2012 года поставить на учет в реестр федерального имущества сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения "Жижицкая волость" Куньинского района Псковской области в 2 километрах от д.Никиткино.
Судебные издержки отнести за счет средств местного бюджета.
Выслушав доклад судьи Орловой О.П., объяснения представителей ТУ ФАУГИ по Псковской области Можаева А.М. и Ковалева В.И., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области - Лукина В.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, объяснения представителя Администрации Псковской области Трониной Г.И., оставившей разрешение кассационной жалобы на усмотрение суда, заключение прокурора Лепихиной М.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, кассационной судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Псковского межрайонного природоохранного прокурора обратился в Куньинский районный суд в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области (Территориальное Управление Росимущества) о признании недвижимого имущества - сибиреязвенного скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения "Жижицкая волость" Куньинского района Псковской области в 2 километрах от д.Никиткино бесхозяйным и об обязании Территориального Управления Росимущества в Псковской области поставить его на учет в реестр федерального имущества.
В обоснование иска указано, что при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства при утилизации биологических отходов выявлен бесхозяйный скотомогильник, расположенный на территории Куньинского района, на расстоянии 2 километров от д.Никиткино сельского поселения "Жижицкая волость".
В ходе проверки установлено, что в указанном месте произведено захоронение останков животного, павшего от сибирской язвы в 1951 году, предполагаемая площадь захоронения составляет 60 кв.м.
Вместе с тем, собственник скотомогильника и лицо, ответственное за его состояние, отсутствуют, сведений о правах на скотомогильник не имеется, на балансе администрации Куньинского района он не состоит.
Ввиду отсутствия собственника, неисполнения обязанности по надлежащему содержанию, захоронение биологических отходов не отвечает требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года N 13-7-2/469.
Изложенные обстоятельства подтверждаются актом ветеринарно-санитарного обследования сибиреязвенного захоронения от 02.09.2010 года, информацией администрации Куньинского района от 11.08.2011 года.
Ненадлежащее состояние указанного объекта, согласно сведениям ГУ "Псковской областной станции по борьбе с болезнями животных" создает угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, поскольку может повлечь распространение эпидемий и эпизоотии, создают угрозу здоровью населения и окружающей среде, его ненадлежащее содержание может привести к доступу людей и животных на территорию скотомогильника, что повлечет инфицирование внешней среды.
Данная ситуация сложилась из-за отсутствия владельцев, ответственных за выполнение ветеринарно-санитарных требований.
Поскольку действующее законодательство не предусматривает обращение мест захоронения биологических отходов в муниципальную собственность, то признание скотомогильника бесхозяйным необходимо для передачи данного объекта в собственность Территоиального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Псковской области.
На основании изложенного, просил суд признать бесхозяйным сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на расстоянии 2 километров от д.Никиткино сельского поселения "Жижицкая волость" Куньинского района Псковской области и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области поставить его на учет в реестр федерального имущества.
В судебном заседании заместитель Псковского природоохранного межрайонного прокурора отказался от исковых требований в части признания сибиреязвенного скотомогильника бесхозяйным имуществом.
Представитель ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, для участия в деле не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержал позицию изложенную в отзыве на исковое заявление, в соответствии с которой ТУ ФАУГИ в Псковской области исковые требования не признает, не считает себя надлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочиями по учету бесхозяйного имущества в силу п.п.1, 4.9 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области, утвержденного Приказом ФАУГИ N 63 от 05.03.2009 года не обладает. В настоящее время скотомогильник, расположенный на территории сельского поселения "Жижицкая волость" на расстоянии 2 километров от д.Никиткино в реестре федерального имущества не значится, его точное местонахождение не определено, к исковому заявлению не приложены документы, подтверждающие нахождение скотомогильника в указанном заявителем месте, не определен земельный участок, на котором он расположен, а, следовательно, точное и достоверное местоположение скотомогильника не установлено. Полагает, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника должна быть возложена на органы местного самоуправления.
Представитель третьего лица - Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области - заместитель начальника ГУ "Псковская областная станция по борьбе с болезнями животных" по эпизоотическим вопросам Лукин В.А. полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, пояснил, что сибирская язва является особо опасным инфекционным заболеванием животных и человека, в картотеке на сибиреязвенные скотомогильники, расположенные на территории Куньинского района, под N 4 зарегистрирован указанный скотомогильник, где в 1951 году захоронено животное, павшее от сибирской язвы. По результатам обследования комиссией состояния скотомогильника было установлено, что он не отвечает требованиям ветеринарно-санитарных правил, отсутствует должное ограждение. Собственник скотомогильника и лицо, ответственное за его состояние, отсутствуют. Считает, что указанный скотомогильник должен быть поставлен на учет в реестр федерального имущества.
Представитель третьего лица - Администрации Куньинского района Псковской области Смирнов М.В. полагал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, не согласен с тем, что обязанность по обустройству скотомогильника должна быть возложена на администрацию муниципального образования, поскольку Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.
Представитель третьего лица - Администрации сельского поселения "Жижицкая волость" Балмышев Н.И. исковые требования полагал обоснованным и подлежащим удовлетворению, пояснил, что данный скотомогильник расположен на землях сельскохозяйственного назначения на значительном удалении от населенных пунктов, дороги к скотомогильнику нет, собственник скотомогильника и лицо, ответственное за его состояние, отсутствуют, согласен с позицией по данному вопросу Администрации Куньинского района.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об обязании Администрации Псковской области поставить на учет в реестр имущества Псковской области сибиреязвенный скотомогильник. Указывает на то, что итарно-эпидемиологического ального права.дминистрации Псковской области поставить на учет в реестр имущества Псагаетязвенный скотомогильник и Российской Федерации. санитарно-эпидемиологического благо в силу ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 49 п. 2 ст. 26.3, п.п. "ц" п.2 ст.26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочиями в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, в связи с чем, обязанность по учету и содержанию скотомогильника может быть возложена на Российскую Федерацию и субъект Российской Федерации. Полагает, что вывод суда о включении скотомогильника в реестр именно федерального имущества с целью возможной передачи его субъекту Российской Федерации не основан на законе. Судом не исследован вопрос о том, значится ли спорный скотомогильник в реестре имущества субъекта Российской Федерации, а также вопрос о принадлежности земельного участка, на котором расположен скотомогильник. Также судом не указана норма права, на основании которой суд посчитал данный скотомогильник федеральной собственностью. Полагает, что решение суда не соответствует положениям нормативных актов, на которые суд сослался при его принятии.
В соответствии с ч.2 ст.354 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте его рассмотрения, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей Администрации Куньинского района и Администрации сельского поселения "Жижицкая волость", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела с учетом доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене, поскольку судом нарушены нормы материального права, неправильно применен закон, подлежащий применению, не установлены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, выводы суда не мотивированы и не подтверждены имеющимися в деле доказательствами.
Из материалов дела следует, что на расстоянии 2 километров от д.Никиткино Жижицкой волости Куньинского района расположен скотомогильник, являющийся захоронением животного, павшего от сибирской язвы в 1951 году.
Проверкой установлено, что состояние скотомогильника не соответствует требованиям "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 г. N 13-7-2/469, что подтверждается актом ветеринарно-санитарного обследования от 02.09.2010 г. (л.д. "данные изъяты").
Скотомогильник ни за кем не закреплен, на балансе Администрации Куньинского района не числится (л.д. "данные изъяты").
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 49 п. 2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п.2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Из изложенного следует, что вопросы создания и учета скотомогильников (биотермических ям) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.
Удовлетворяя требования прокурора о постановке скотомогильника на учет в реестр федерального имущества, суд исходил из того, что данный скотомогильник находится в федеральной собственности и приватизации не подлежит.
Однако, доказательства того, что данный скотомогильник является федеральной собственностью, в материалах дела отсутствуют.
При не установлении собственника данного объекта, меры по постановке его на учет должны приниматься компетентными органами, определяемыми Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации в рамках предоставленных им полномочий.
Судом не был исследован вопрос о полномочиях органов государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения для установления обязанности этих органов по постановке скотомогильника на учет.
Как следует из ст.6 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществление мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, ликвидации их последствий является обязанностью субъекта Российской Федерации.
На уровне Псковской области высшим исполнительным органом государственной власти, который обладает государственно - властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера в области охраны окружающей среды, является Администрация Псковской области (п.2 ст.1, ст.27.1 Закона Псковской области от 19.02.2002 г. N 174-оз "О системе органов исполнительной власти Псковской области").
В соответствии с п.п.2, 3 п.2 ст.27 Закона Псковской области от 19.02.2002 г. N 174-оз в сфере ветеринарии Администрация Псковской области организует проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных,
В соответствии с п.п.4, 10 п.1 ст.27.1 названного Закона в сфере природопользования и охраны окружающей среды Администрация Псковской области осуществляет государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории области, ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду.
Из указанных норм права следует, что на территории Псковской области органом, который осуществляет меры государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах, подлежащих такому контролю, независимо от форм собственности, ведет учет объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду является Администрация Псковской области.
При таких обстоятельствах вывод суда о возложении на ТУ ФАУГИ в Псковской области обязанности по включению в реестр федерального имущества сибиреязвенного скотомогильника нельзя признать правильным.
Судом не был исследован вопрос о праве собственности на земельный участок, на котором расположен скотомогильник и не установлено точное местонахождение скотомогильника, что не позволяет его идентифицировать как объект, подлежащий учету.
Поскольку обстоятельства дела требуют дополнительной проверки, что не может быть восполнено в суде кассационной инстанции, то решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, обсудить вопрос о привлечении Администрации Псковской области к участию в деле в качестве соответчика, установить собственника земельного участка, на котором расположен сибиреязвенный скотомогильник, определить точное местонахождение скотомогильника, установить полномочия Российской Федерации и субъекта Российской Федерации по учету данного скотомогильника, привлечь к участию в деле орган, осуществляющий данный учет, дать надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам, постановить законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куньинского районного суда Псковской области от 26 октября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий В.В.Победов
Судьи: О.П.Орлова
Н.В.Яроцкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.