СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО Яроцкой Н.В.,
СУДЕЙ Мурина В.А., Белоноговой Н.Ю.,
при секретаре Грибановской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Пскове 11 сентября 2012 года в апелляционном порядке гражданское дело по иску Васильева В.В. к УФСИН России по Псковской области о зачете в выслугу лет периода прохождения службы в таможенных органах.
по апелляционной жалобе Васильева В.В. на решение Псковского городского суда Псковской области от 18 июля 2012 года, которым постановлено:
Васильеву В.В. отказать в иске к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области о зачете в выслугу лет периода прохождения службы в таможенных органах с 20.02.2002 года по 18.01.2006 года.
Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Мурина В.А., объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области Васильевой Т.К., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Васильев В.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области о зачете в выслугу лет уголовно-исполнительной системы периода службы в таможенных органах.
В обоснование иска указал, что с 25 марта 2010 года по 02 апреля 2012 года проходил службу в УФСИН России по Псковской области.
30 марта 2012г. был уволен с занимаемой должности "наименование должности" по ст. 58 п. "В" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о службе в органах внутренних дел. Его выслуга лет составила 18 лет 04 месяца 00 дней в календарном исчислении и 23 года 04 месяца 08 дней в льготном исчислении.
Вместе с тем, при расчете выслуги лет в уголовно-исполнительной системе ему не был засчитан период службы в Великолукской таможне Северо-Западного таможенного управления Государственного таможенного комитета Российской Федерации таможенных органах с 20 февраля 2002 года по 18 января 2006 года.
Полагая, со ссылкой на положения Закона РФ от 12.02.1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", что в выслугу лет уголовно-исполнительной системы для выхода на пенсию должен быть включен период прохождения службы в таможенных органах, просил суд зачесть в выслугу лет указанный периода прохождения службы в таможенных органах.
Представитель ответчика УФСИН России по Псковской области исковые требования не признал, указав в письменных возражениях и в судебном заседании, что правовых оснований, установленных действующим законодательством для зачета службы в таможенных органах в выслугу лет в уголовно-исполнительной системы, не имеется.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
Истец, извещенный о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. Обратился с заявлением о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
На основании положений части 1 статьи 327 и части 3 статьи 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии истца, выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Судом установлено, что Васильев В.В. проходил службу в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Псковской области с 25 марта.2010 года по 02 апреля 2012 года.
30 марта 2012 г. приказом N... по личному составу он был уволен из УФСИН России по ст. 58 п. "В" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Положения о службе в органах внутренних дел с выслугой лет -18 лет 04 месяца 00 дней в календарном исчислении, в льготном исчислении 23 года 04 месяца 08 дней.
В период с 20 февраля 2002 года по 18 января 2006 года Васильев В.В. проходил службу в Великолукской таможне Северо-Западного таможенного управления Государственного таможенного комитета Российской Федерации. 18 января 2006 года был уволен по п.п.З п.2 ст. 48 "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (по выслуге срока, дающего право на пенсию).
Период прохождения им службы в таможенных органах с 20 февраля. 2002 года по 18 января 2006 года в Великолукской таможне Северо-Западного управления Государственного таможенного комитета Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии в уголовно-исполнительной системе не был включен.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст.18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц. проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", постановлением Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплате пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", определяющим перечень видов службы, подлежащих зачету в выслугу лет для назначения пенсии в системе исполнения наказаний, пришел к выводу, что включение спорного периода прохождения службы в таможенных органах РФ в выслугу лет в системе исполнения наказаний действующим законодательством не предусмотрено.
С выводами суда об отсутствии правовых оснований для включения в выслугу лет для назначения пенсии в уголовно-исполнительной системе периода службы в таможенных органах судебная коллегия соглашается.
В силу пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года N 103 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям".
Вышеназванные нормативные акты определяют правовой механизм реализации пенсионных прав исключительно для сотрудников таможенных органов и предусматривают возможность зачета соответствующих периодов работы в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов. Однако указанные нормы не применимы при назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, производится на основании специального закона - Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", статьей 18 которого предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также иные периоды.
При этом, служба лица, имеющего специальное звание, в таможенных органах, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не засчитывается в выслугу лет, необходимую для назначения сотрудникам УФСИН России пенсии за выслугу лет.
Утверждая, что время прохождения службы в таможенных органах лицам, имеющим специальные звания, должно засчитываться в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения из Государственного таможенного комитета Российской Федерации, истец фактически ставит вопрос о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Приведенное толкование правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения, согласуется с решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2009 года N ГКПИ09-737 и правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 ноября 2011 года N 1447-О-О.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что период прохождения службы в таможенных органах не подлежит зачету в выслугу лет, необходимой для назначения сотруднику органов уголовно исполнительной системы пенсии за выслугу лет основан на правильном толковании норм материального права.
При этом ссылка апеллятора на правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, применительно к данному делу правового значения не имеет, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации проверял конституционность части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и признал не противоречащим Конституции Российской Федерации законоположение, на основании которого пенсионерам, получающим пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с названным Законом, при поступлении их вновь на военную службу или на службу в органы внутренних дел, иную правоохранительную службу, выслуга на которой дает право на пенсионное обеспечение по нормам и на условиях, установленных данным Законом, выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В суде первой инстанции указанные правоотношения предметом рассмотрения не являлись.
В целом доводы апелляционной жалобы, оспаривающие решение суда, правовых оснований к отмене постановленного судом решения не содержат, фактически сводятся к выражению несогласия с произведенной судом правовой оценкой обстоятельств дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Псковского городского суда Псковской области от 18 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильева В.В., - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Яроцкая
Судьи В.А. Мурин
Н.Ю. Белоногова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.