Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Крамаренко О.А.
судей Коноваленко А.Б., Струковой А.А.
с участием прокурора Чернышовой К.И.
при секретаре Фильчиной В.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Черняховской территориальной избирательной комиссии на решение Черняховского городского суда Калининградской области от 18 сентября 2012 года, которым заявление Наумова А.Г. об оспаривании решения Черняховской ТИК от 12 сентября 2012 года N 70/287-2 об отказе в регистрации кандидата в депутаты городского совета депутатов МО "Черняховское городское поселение" по одномандатному избирательному округу N 2 Наумова А.Г. удовлетворено: признано незаконным указанное решение и на Черняховскую ТИК возложена обязанность зарегистрировать Наумова А.Г. кандидатом в депутаты городского совета депутатов МО "Черняховское городское поселение" второго созыва по одномандатному избирательному округу N 2.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения председателя Черняховской ТИК Голубцова В.В., поддержавшего доводы жалобы, возражения Наумова А.Г. и его представителей Кравченко В.П. и Порфирьева Ю.С., полагавших решение законным и обоснованным, заключение прокурора об оставлении решения без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
На 14 октября 2012 года назначены выборы депутатов городского совета депутатов МО "Черняховское городское поселение" второго созыва.
Решением Черняховской ТИК от 12 сентября 2012 года N 70/287-2 отказано в регистрации кандидата в депутаты городского совета депутатов МО "Черняховское городское поселение" по одномандатному избирательному округу N 2 Наумова А.Г. по мотиву нарушения установленного порядка сбора подписей избирателей.
Наумов А.Г. обратился в суд 14 сентября 2012 года с заявлением об оспаривании указанного решения, ссылаясь на действительность и достоверность всех представленных для его регистрации подписей избирателей, а также на ненадлежащее исполнение избирательной комиссией положений п.п. 1, 2 ст. 80 Закона Калининградской области N 231 от 18 марта 2008 года "О муниципальных выборах в Калининградской области". Кроме того, дополнив основания заявленных требований, указал, что им правомерно в подписных листах указана занимаемая должность - глава МО "Черняховское городское поселение" - с учетом изменения с 1 января 2012 года редакции п. 11 ч. 6 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2033 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Судом вынесено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Черняховская ТИК просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований вследствие неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Согласно выписке из протокола заседания избирательной комиссии от 12 сентября 2012 года и текста оспариваемого решения от 12 сентября 2012 года об отказе в регистрации кандидата Наумова А.Г. избирательная комиссия, принимая такое решение, исходила из двух обстоятельств ? нарушения порядка сбора подписей избирателей и неправомерного указания в подписном листе занимаемой должности - глава МО "Черняховское городское поселение".
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 указанной статьи).
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (п. 3 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
В силу п. 11 ст. 37 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, а если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, одной и той же инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными (п. 6.2 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
На основании п.п. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 30 августа 2012 года Наумов А.Г. уведомил Черняховскую ТИК о самовыдвижении кандидатом в депутаты городского совета депутатов МО "Черняховское городское поселение" по одномандатному избирательному округу N 2, после чего представил заверенный 1 сентября 2012 года подписной лист с 23 подписями избирателей согласно решению Черняховской ТИК от 20 декабря 2010 года N 15/51-2 о минимальном количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатом в депутаты.
Поскольку решением Черняховской ТИК от 31 августа 2012 года N 66/246-2 было изменено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутата, до 14 подписей он начал вычеркивать излишне представленные подписи из подписных листов, а затем, опасаясь ошибки, подал 6 сентября 2012 года в 11.26 часов заявление о снятии своей кандидатуры.
Решением избирательной комиссии от 6 сентября 2012 года N 68/255-2 кандидатура Наумова А.Г. была снята.
Согласно ст. 80 Закона Калининградской области N 231 от 18 марта 2008 года "О муниципальных выборах в Калининградской области" кандидат не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования) вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры (п. 1); указанные действия не лишают лицо, их совершившее, права на повторное выдвижение на тех же выборах по любому избирательному округу в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом (п. 2).
Принимая во внимание, что с момента подачи Наумовым А.Г. заявления в избирательную комиссию о снятии своей кандидатуры, его выдвижение кандидатом в депутаты на основании заявления о согласии баллотироваться от 30 августа 2012 года было прекращено, а избирательные сроки позволяли повторно заявить о своем самовыдвижении, Наумов А.Г. 6 сентября 2012 года в 12.55 часов вновь уведомил Черняховскую ТИК о согласии баллотироваться по указанному округу и 7 сентября 2012 года представил необходимый для регистрации кандидата подписной лист с 14 подписями избирателей.
В ходе проверки подписных листов Черняховская ТИК проверила не только представленные 7 сентября 2012 года (т.е. после повторной подачи заявления о согласии баллотироваться от 6 сентября 2012 года) подписи избирателей, но и подписи избирателей, представленные до подачи Наумовым А.Г. заявления о снятии своей кандидатуры, и при сравнении подписей избирателей в двух подписных листах пришла к выводу о том, что в нарушение закона избиратели дважды проставили подписи в поддержку одного кандидата, что недопустимо.
Однако избирательная комиссия не учла, что процедура самовыдвижения по заявлению Наумова А.Г. о согласии баллотироваться от 30 августа 2012 года была завершена 6 сентября 2012 года в 11.26 часов, вследствие чего достаточных правовых оснований к проверке подписей избирателей в представленном до этого времени подписном листе не имелось, а в представленном 7 сентября 2012 года подписном листе имеются подписи 14 различных избирателей.
То обстоятельство, что одни и те же избиратели дважды (до подачи заявления о снятии кандидатуры и после подачи заявления от 6 сентября 2012 года о согласии баллотироваться) поставили свою подпись в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, само по себе не свидетельствует о том, что выполненные 7 сентября 2012 года подписи таких избирателей подлежат признанию недействительными в силу п. 6.2 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, поскольку первоначальная процедура самовыдвижения кандидата Наумова А.Г. была прекращена 6 сентября 2012 года, вследствие чего совершенные до этого момента избирательные действия по выдвижению Наумова А.Г. не имеют юридического значения.
Принимая во внимание, что достоверность представленных 7 сентября 2012 года подписей избирательная комиссия не ставит под сомнение, а иных оснований к признанию недействительными этих подписей не усматривается, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что все 14 представленные для регистрации кандидата Наумова А.Г. подписи избирателей являются достоверными и действительными, в связи с чем решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата по мотиву нарушения порядка сбора подписей не основано на законе и нарушает пассивное избирательное право заявителя.
Кроме того, из представленного 7 сентября 2012 года для регистрации кандидата Наумова А.Г. подписного листа видно, что он указал занимаемую должность - глава муниципального образования "Черняховское городское поселение".
Как следует из материалов дела, Наумов А.Г. был избран главой городского поселения из состава депутатов городского совета МО "Черняховское городское поселение" первого созыва, состав которого вступившим в законную силу 15 августа 2012 года решением Калининградского областного суда от 4 июня 2020 года признан неправомочным.
Частью 6 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования.
Пунктом 11 ч. 6 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года) было предусмотрено такое основание досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования как досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.
Федеральным законом N 361-ФЗ от 30 ноября 2011 года пункт 11 ч. 6 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ признан утратившим силу. Закон вступил в силу с 1 января 2012 года.
Такие изменения пункта 11 ч. 6 ст. 36 Федерального закона N 131-ФЗ согласуются с содержащейся в части 3 ст. 40 этого же Федерального закона нормой о том, что полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Судебная коллегия находит основанными на ошибочном толковании закона ссылки избирательной комиссии на то, что устав МО "Черняховское городское поселение" не предусматривает возможность сохранения полномочий главы поселения в подобной ситуации, а также на то, что в силу ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а согласно ч. 10 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ перечень оснований для досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления не является исчерпывающим.
Так, согласно прямому указанию в ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ закрепленные в уставе муниципального образования гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления должны соответствовать федеральному и региональному законодательству, а п. 11 ч. 1 ст. 31 устава МО "Черняховское городское поселение" противоречит Федеральному закону N 361-ФЗ от 30 ноября 2011 года и в этой части не подлежит применению.
Кроме того, под выборным должностным лицом местного самоуправления понимается должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 Федерального закона N 131-ФЗ).
Поскольку частью 10 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрены основания прекращения досрочного прекращения полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, а также любого выборного должностного лица местного самоуправления (в том числе не избранного из состава представительного органа муниципального образования и исполняющего иные обязанности по сравнению с обязанностями главы муниципального образования), а пунктом 11 части 6 ст. 36 этого же Федерального закона до 1 января 2012 года было предусмотрено основание для досрочного прекращения полномочий исключительно главы муниципального образования, избранного из состава представительного органа, содержавшаяся в пункте 11 части ст. 36 норма являлась специальной по отношению к положениям части 10 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ.
С учетом приведенных положений закона Наумов А.Г. действительно до настоящего времени занимает должность главы МО "Черняховское городское поселение", несмотря на то, что он избран на эту должность советом депутатов, состав которого признан неправомочным и полномочия которого досрочно прекращены.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черняховского городского суда Калининградской области от 18 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.