Судья Калининградского областного суда Костиков С.И., при секретаре Елиной А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ООО "СтройТрансБалт" Минченко А.И. на не вступившее в законную силу постановление судьи Ленинградского районного суда города Калининграда от 5 июля 2012 года, которым ООО "СтройТрансБалт" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и назначено ему административное наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения: панелей (ламината), упакованных в 153 картонные коробки с маркировкой " Е." "данные изъяты": 10 paneli на 4 паллетах общим весом 2450 кг (брутто), находящихся на хранении в камере хранения вещественных доказательств в Калининградской областной таможни.
Доложив обстоятельства дела, выслушав объяснения защитника ООО "СтройТрансБалт" Минченко А.И., поддержавшей доводы жалобы, уполномоченного отдела административных расследований Калининградской областной таможни Б., считавшего постановление законным,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СтройТрансБалт" вменено в вину то, что 23 апреля 2012 года в 01 час 10 минут на таможенный пост МАПП Багратионовск Калининградской областной таможни, следуя из Польши в Россию, прибыл на грузовом автомобиле марки " Д." (тягач сидельный), государственный регистрационный знак N, с п/прицепом марки " К.", государственный регистрационный знак N, водитель перевозчика ООО "СтройТрансБалт" А. Для таможенного оформления им были представлены товаросопроводительные документы (далее - ТСД): международная товарно-транспортная накладная (CMR) от 20.04.2012 N, инвойс от 20.04.2012 N, согласно которым из страны отправителя Польша в страну получатель Россию на таможенную территорию Таможенного союза прибыл товар - панели (ламинат), на 36 паллетах, общий вес товара - 20300 кг (брутто), общая стоимость товара - "данные изъяты" евро. Для таможенных целей А. пассажирскую таможенную декларацию не заполнял.
В соответствии с профилем риска N при проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра было установлено, что вес товара составляет не 20300 кг (брутто), а 22750 кг (брутто), что на 2450 кг (брутто) больше, чем указано в ТСД.
Товар - панели (ламинат), упакованные в 153 картонные коробки с маркировкой " Е." "данные изъяты": 10 paneli на 4 паллетах общим весом 2450 кг (брутто), изъят протоколом изъятия вещей и документов от 23 апреля 2012 года как предмет административного правонарушения и помещен на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Калининградской областной таможни.
23 апреля 2012 года по данному факту государственным таможенным инспектором отдела административных расследований Калининградской областной таможни в отношении ООО "СтройТрансБалт" было возбуждено дело об административном правонарушении.
По окончании административного расследования 23 мая 2012 года в отношении указанной организации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, материалы дела были переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Судом вынесено изложенное выше постановление.
В жалобе на постановление судьи защитник ООО "СтройТрансБалт" Минченко А.И. указывает, что водитель А. не имел возможности проверить вес груза из-за отсутствия технической возможности провести взвешивание, при этом ошибочно сделал об этом оговорку не в графе 18, а в графе 17 CMR, информация о товаре была им указана на основании сведений, представленных отправителем и указанных в ТСД. Считая, что вина общества в нарушении таможенных правил отсутствует и действия ООО "СтройТрансБалт" не содержат состава и события административного правонарушения просил производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Нахожу постановление судьи подлежащим отмене с прекращением производства по делу.
В соответствии с частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ административным правонарушением признается сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Положениями ст. 159 ТК ТС предусмотрено, что при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик обязан сообщить таможенному органу, помимо прочего, сведения о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов.
В ходе рассмотрения дела установлено, что перевозчиком были предоставлены для таможенного оформления документы, содержащие недостоверные сведения о весе брутто товара. Вместе с тем в этих документах были указаны сведения и об объеме товара (в кубических метрах). Данные о том, что и эти сведения являются недостоверными, в деле отсутствуют.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что, оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (КДПГ, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. и др.) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
В силу п. 1 ст. 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года (далее - Конвенция), при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, маркировки, номеров, внешнего состояния груза и его упаковки.
Как следует из п. 2 ст.8 Конвенции, если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает.
Пункт 3 ст.8 Конвенции только отправителю предоставляет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения.
Из приведенных положений Конвенции следует, что перевозчик не имеет достаточных возможностей проверить правильность записей относительно веса брутто груза.
Кроме этого в ч.2 п.29 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указывается на то, что при определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей.
Учитывая, что перевозилось 22750 кг груза, а расхождения составили примерно одну десятую часть, при том, что объем груза указан верно, отсутствуют основания утверждать, что такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе.
С выводом суда о том, что сделанная А. в 17 графе CMR запись об отсутствии технической возможности для взвешивания товара не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, согласиться нельзя, т.к. наличие обоснованных оговорок в товаротранспортных документах, содержащих недостоверные сведения о товаре, может свидетельствовать, в совокупности с другими доказательствами, об отсутствии у перевозчика реальной возможности проверить груз и соблюсти требования таможенного законодательства, а следовательно, и об отсутствии вины в его действиях.
Какие-либо достоверные данные о наличии у перевозчика реальной возможности проверить груз и соблюсти требования таможенного законодательства в деле отсутствуют.
С учетом изложенного в деле отсутствуют доказательства вины ООО "СтройТрансБалт" в совершении административного правонарушения, т.е. в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, что в силу п.2 ч.1 ст.24.5 КобАП РФ является основанием для прекращения производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ленинградского районного суда города Калининграда от 5 июля 2012 года отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "СтройТрансБалт" по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Панели (ламинат), упакованные в 153 картонные коробки с маркировкой " Е." "данные изъяты": 10 paneli на 4 паллетах общим весом 2450 кг (брутто), находящиеся на хранении в камере хранения вещественных доказательств в Калининградской областной таможни возвратить ООО "СтройТрансБалт".
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.