Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Супроненко И.И.,
судей областного суда Фроловой И.М., Маклашова В.И.,
с участием адвоката Хамейкиной О.В,, при секретаре Милице Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Фроловой И.М. "04" сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе МКА на решение Брянского районного суда Брянской области от 21 июня 2012 года по делу по иску МКА к МУ Домашовская сельская администрация Брянского района Брянской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛА:
МКА обратилась в суд с иском МУ Домашовская сельская администрация Брянского района Брянской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований указала на то, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, зарегистрирована и проживает в доме, принадлежащем на праве собственности ее дочери АТВ, своего жилья не имеет. Для реализации своих прав на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, обратилась к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако постановлением от 24.05.2012 года N 14 ей было отказано в постановке на учет по тем основаниям, что она умышленно ухудшила свои жилищные условия 06.03.2009 года. Считает, что ухудшения своих жилищных условий ею не было произведено. Просила суд признать незаконным постановление ответчика от 24.05.2012 года N 14, в части отказа ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать МУ Домашовская сельская администрация Брянского района Брянской области поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением Брянского районного суда Брянской области от 21 июня 2012 года в удовлетворении иска МКА отказано.
В апелляционной жалобе МКА просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Считает, что суд не исследовал полно и всесторонне представленные доказательства, не установил обстоятельства дела, неправильно применил нормы материального права и необоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения представителей МКА - НЕА, адвоката Хамейкиной О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N714 (в редакции Указа Президента РФ от 09 января 2010 года) предусмотрено обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семьей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с ч.1 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 189-ФЗ, с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям ч.1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п.2).
В соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 1 ст. 54 ЖК РФ определено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок (п.3).
В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной правовой нормы, с учётом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 19.04.2007 года N 258-0-0, ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса РФ должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Таким образом, ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что МКА является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны МВМ. Зарегистрирована и проживает в жилом доме, общей площадью 51,5 кв.м., жилой площадью 32,8 кв.м., расположенном по адресу: д. "адрес", принадлежащем на праве собственности ее дочери АТВ Указанный жилой дом 06.03.2009 года АТВ подарил ее отец, МВМ, с согласия супруги МКА На момент подписания договора дарения, в доме были зарегистрированы и проживали МВМ, МКА Согласно выписке из домовой книги истица проживает в данном жилом помещении постоянно с 1976 года.
06.04.2009 года между АТВ и МКА был заключен договор безвозмездного пользования, согласно которому, АТВ (наймодатель) обязалась предоставить МКА (наниматель) в безвозмездное пользование для постоянного проживания с правом сохранения регистрации постоянного места жительства жилое помещение - комнату, площадью 7,1 кв.м., расположенную в указанном жилом доме.
14.02.2011 года МКА обратилась в администрацию Брянского района с заявлением о выделении субсидии для улучшения жилищных условий, как вдове участника ВОВ.
На основании Постановления Домашовской сельской администрации от 24.05.2012 года N 14, в соответствии со ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, МКА было отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на жилищный учет в связи с ухудшением своих жилищных условий 06.03.2009 года.
Проверяя доводы истицы о нуждаемости в жилом помещении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что МКА не может быть отнесена к категории граждан, нуждающихся в жилом помещении, поскольку, она обеспечена жилой площадью более учетной нормы, установленной Решением Брянского районного Совета народных депутатов от 28.12.2005 года N 3-10-9 в размере 12 кв.м. на одного человека.
Доводы МКА о том, что она не может использовать большую комнату, площадью 20,3 кв.м., в качестве жилой комнаты пожилого человека, так как она является проходной, и, кроме того, для проживания наймодателем ей определена комната, площадью 7,1 кв.м., судебная коллегия находит неубедительными, поскольку, в данном жилом помещении истица фактически проживает одна, дочь истицы, АТВ, имеет другое жилое помещение и проживает в г.Сельцо Брянской области.
Кроме того, учитывая, что истица совершила умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем, оснований для постановки в настоящее время на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не имеется, поскольку не истек 5-летний срок с момента заключения договора дарения между МВМ и АТВ, в отношении жилого дома расположенного по адресу: д. "адрес", принадлежавшего супругам М.
Довод МКА о том, что она не являлась стороной договора дарения жилого дома, а выступала в данном договоре третьим лицом, дающим согласие свое согласие на данную сделку, следовательно, свидетельство ее преднамеренных действий в ухудшении жилищных условий отсутствует, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку, являясь супругой МВМ, и давая свое согласие на данную сделку, она распорядилась принадлежащей ей долей в совместной собственности супругов.
Довод о том, что исходя из ответа администрации Брянского района от 22.02.2011 г, направленного главе Домашовского сельского поселения о том, что она была поставлена на жилищный учет в нарушение закона, в связи с чем было рекомендовано снять ее с учета, ответчик должен был снять МКА с жилищного учета, а не отказывать в постановке на него, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку требования о незаконном снятии МКА с жилищного учета сторона истца в суде первой инстанции не заявляла.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Брянского районного суда Брянской области от 21 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Супроненко И.И.,
Судьи облсуда: Фролова И.М.,
Маклашов В.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.