Апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 27 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Кравцовой Г.В., Маклашова В.И.,
при секретаре Колесниченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Парамоновой Т.И. "27" сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя УМВД России по Брянской области Вяликовой Н.В. на решение Советского районного суда г. Брянска от "07" августа 2012 года по исковому заявлениюЛосуновой Елены Аркадьевны к Управлению Министерства внутренних дел России по Брянской области о взыскании невыплаченных сумм по денежному довольствию, единовременному пособию при увольнении,
УСТАНОВИЛА:
Лосунова Е.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 01.11.1983 года она проходила службу в органах внутренних дел. В июне 2011 года была назначена на должность старшего специалиста по профессиональной подготовке Центра профессиональной подготовки УМВД России по Брянской области с присвоением специального звания подполковника полиции.
02.09.2011 года приказом начальника УМВД России по Брянской области N 723од Центр профессиональной подготовки ликвидирован как структурное подразделение УМВД России по Брянской области. С указанной даты истец находится в распоряжении начальника УМВД России по Брянской области.
19.01.2012 года из справки Центра финансового обеспечения УМВД России по Брянской области истцу стало известно о том, что ей в неполном размере было выплачено денежное довольствие, без учета повышения должностного оклада, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 года N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
По мнению истца, находясь в распоряжении органа внутренних дел, она имела право на получение денежного довольствия с учетом предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2011 года N878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" изменения размеров окладов месячного денежного содержания в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел, поскольку действие указанного Постановления распространяется на сотрудников полиции, проходящих службу в органах внутренних дел.
Истец просила суд признать действия ответчика УМВД России по Брянской области незаконными, обязать УМВД области произвести перерасчет денежного довольствия, взыскать недополученное денежное довольствие за период с января по март 2012 года в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
17.07.2012 года истец увеличила сумму исковых требований. В расчете иска указала, что выплате по изложенным основаниям подлежали "данные изъяты" рублей, которые состоят из денежного довольствия за период с января по июнь 2012 года, ЕДВ при увольнении, материальной помощи к отпуску (л.д. 82-83).
В суде первой инстанции истец за вычетом сумм, фактически выплаченных ответчиком за спорный период, просила суд взыскать в её пользу с ответчика "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Решением Советского районного суда г. Брянска от "07" августа 2012 года исковые требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия УМВД России по Брянской области по отказу в перерасчете денежного довольствия Лосуновой Е.А.
В пользу Лосуновой Е.А. с УМВД России по Брянской области взыскано за счет средств федерального бюджета "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейка.
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по Брянской области Вяликова Н.В. просила отменить решение Советского районного суда г. Брянска от 07 августа 2012 года, так как решение суда является незаконным и необоснованным, вынесено с нарушением норм материального права. Полагает неправильным вывод суда о том, что понятие повышение и установление должностных окладов тождественны. Считает, что применение новых окладов денежного содержания предусмотрено только в отношении сотрудников, состоящих на службе в ОВД (кроме сотрудников зачисленных в распоряжение ОВД до 01.01.2012 года). Поскольку истица не была назначена на должность в УМВД России по Брянской области и уволена как находящаяся в УМВД России по Брянской области, постольку размер оклада ей обоснованно не переустанавливался.
Лосуновой Е.А. на вышеуказанную жалобу принесены возражения, в которых она просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Парамоновой Т.И., выслушав представителя УМВД России по Брянской области Вяликову Н.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения Лосуновой Е.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как следует из материалов гражданского дела, с 01.11.1983 года по 22.06.2012 года истец проходила службу в органах внутренних дел.
Приказом начальника УМВД России по Брянской области от 20.06.2011 года N 69 л/с по результатам внеочередной аттестации сотрудников ОВД подполковник милиции Лосунова Е.А., находившаяся в распоряжении УМВД по должности начальника цикла ЦПП УВД по Брянской области, назначена на должность старшего специалиста по профессиональной подготовке, с присвоением специального звания "подполковник полиции", на основании контракта, с сохранением всех ранее установленных ежемесячных процентных надбавок, выплат и доплат.
20.06.2011 г. между Лосуновой Е.А. (сотрудник) и МВД РФ в лице начальника УМВД России по Брянской области заключен контракт, в котором окончание срока его действия не указано. Данный контракт распространил на сотрудника все льготы и гарантии, установленные для работников органов внутренних дел действующим законодательством (п. 3 контракта).
Согласно Перечня изменений в штатных расписаниях УМВД России по Брянской области, утвержденного приказом УМВД России по Брянской области от 02.09.2011 года N723 од "Об организационно-штатных вопросах" Центр профессиональной подготовки УМВД России по Брянской области ликвидирован. Должность, занимаемая истцом, сокращена с 02.09.2011 года.
В соответствии с Приказом начальника УМВД по Брянской области от 03.09.2011 года N 132 л/с подполковник полиции Лосунова Е.А., старший специалист по профессиональной подготовке ЦПП УМВД, считается находящейся в распоряжении УМВД России по Брянской области, исполняющей обязанности по ранее занимаемой должности, с сохранением размеров денежного довольствия, всех ранее установленных ежемесячных процентных надбавок, выплат и доплат со 02.09.2011 года (л.д. 57).
В соответствии с Приказами начальника УМВД России по Брянской области от 13.03.2012 года N л/с, от 10.05.2012 года N л/с, от 06.07.2012 года N л/с подполковник полиции Лосунова Е.А., бывший старший специалист по профессиональной подготовке ЦПП УМВД России по Брянской области, находившаяся в распоряжении УМВД, уволена из ОВД по п. 7 ст. 40 ФЗ РФ от 07.02.2011 года N3-Ф3 "О полиции" (в связи с организационно-штатными мероприятиями) с должности находящейся в распоряжении УМВД России по Брянской области по должности старшего специалиста по профессиональной подготовке ЦПП УМВД России по Брянской области в звании подполковник полиции, с выплатой единовременного пособия. Выслуга лет для выплаты единовременного пособия составила более 25 лет.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Лосуновой Е.А., как зачисленной в распоряжение органа внутренних дел сотруднику, имеющему специальное звание подполковник полиции, денежное довольствие должно было выплачиваться с учетом предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2011 года N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" изменения размеров окладов месячного денежного содержания в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, поскольку действие указанного Постановления распространяется на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 01 января 2012 года.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О милиции" были введены две самостоятельных формы прохождения службы сотрудниками милиции не на должностях рядового и начальствующего состава, - нахождение сотрудника милиции в распоряжении органа внутренних дел и нахождение за штатом.
Отношения, связанные с зачислением в распоряжение органа внутренних дел, регулировались ст. 16 Положения о службе в органах внутренних дел.
Нахождение в распоряжении органов внутренних дел возможно при проведении организационно-штатных мероприятий. При этом выплата денежного довольствия осуществлялась в порядке, установленном Положением о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, утвержденным Приказом МВД России от 30 сентября 1999 г. N 750.(п. 16.1), согласно которому на период нахождения в распоряжении органов внутренних дел сотруднику сохраняется денежное довольствие в размере оклада по ранее занимаемой должности, оклада по специально присвоенному званию, процентной надбавки за выслугу лет, а по решению начальника соответствующего органа внутренних дел сотруднику органа внутренних дел могут также выплачиваться премия за образцовое исполнение служебных обязанностей, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года,
В соответствии с главой XXXI Положения о денежном довольствии сотрудников ОВД (п. 145) утверждено Приказом МВД России от 14.12.2009 N 960 (ред. от 10.01.2012, с изм. от 20.02.2012) "Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудникам, освобожденным от должности и зачисленным в распоряжение органа внутренних дел, в том числе сотрудникам, которым выплата денежного довольствия производится в порядке, предусмотренном разделом XXI настоящего Положения, денежное довольствие сохраняется и выплачивается в полном размере, но не более двух месяцев. Согласно п. 146 указанного положения, выплата денежного довольствия за время нахождения в распоряжении органа внутренних дел продлевается на периоды пребывания в очередном ежегодном и дополнительных отпусках и освобождения от служебных обязанностей по болезни.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции", сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание.
В соответствии с п. 1 ч. 2 вышеуказанной статьи, сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае нахождения в распоряжении федерального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа.
Согласно п.п. 1 п. 10 ст. 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в следующих случаях: упразднение (ликвидации) территориального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения либо сокращение замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел, не более двух месяцев.
В соответствии с п. 9 ст. 36 Федерального закона от 30 ноября 2011года N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за сотрудником, зачисленным в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения сохраняются установленные настоящим Федеральным Законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией).
При этом, сотрудник органов внутренних дел, зачисленный в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, до назначения на другую должность в органах внутренних дел либо увольнения со службы в органах внутренних дел выполняет поручения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя либо служебные обязанности по ранее замещаемой должности.
Согласно п. 16 ст. 36 Федерального закона от 30 ноября 2011года N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", денежное довольствие сотруднику органов внутренних дел в период нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения выплачивается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 23 ст. 2 ФЗ от 19.07.2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", за сотрудником находящимся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, до истечения срока, определенного федеральным законом, регулирующим прохождение службы в органах внутренних дел, сохраняется денежное довольствие в размере должностного оклада по последней замещаемой должности и оклада по специальному званию, а также ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). Сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного им руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного им руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или организации, входящей в систему указанного федерального органа, и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты, предусмотренные частью 6 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 2 указанного закона, размеры окладов денежного содержания увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания принимается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03 ноября 2011 года N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", установлены новые размеры окладов месячного денежного содержания в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 3 указанного постановления Правительства установлено, что действие настоящего постановления распространяется на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 01 января 2012 года.
По смыслу вышеприведенных норм, сохранение денежного довольствия в размере должностного оклада по последней замещаемой должности, в случае повышения его в установленном законодательством порядке в период нахождения сотрудника в распоряжении органа внутренних дел, предполагает повышение такому сотруднику наравне с другими сотрудниками должностного оклада.
Таким образом, отказ ответчика в пересмотре размера оклада истцу нельзя признать обоснованным, поскольку, данные действия нарушают право истца, предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации", устанавливающее, что сотрудник органов внутренних дел имеет право на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей.
Также в соответствии с п. 36 Приложения N1 к Постановлению Правительства РФ от 31 января 2012 года N 60 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР", которое распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года, признаны утратившими силу Постановления Правительства Российской Федерации от 04 июля 2002 года N487 "Об установлении окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации", п. 1-3 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2007 года N 837 "О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации".
Судебная коллегия отклоняет как необоснованные доводы ответчика в апелляционной жалобе о сохранении оклада по последней занимаемой должности в размере, действовавшем до 2012 года, поскольку нет оснований для регулирования денежного довольствия истца недействующими нормативными актами.
Как ранее действовавшее, так и действующее законодательство предусматривает сохранение за сотрудником, находящимся в распоряжении, должностного оклада по последней замещаемой должности, независимо от того, как он изменяется, индексируется или устанавливается вновь.
При этом ни один из приведенных выше нормативно-правовых актов не содержит указаний, ограничивающих возможность их применения в отношении сотрудников, проходящих по состоянию на 01.01.2012 г. службу в органах внутренних дел, но по каким-либо причинам зачисленным в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и не назначенным на новые штатные должности.
Судом верно определен должностной оклад по последней занимаемой должности с 01.01.2012 на основании Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 878, подлежащий выплате истцу, при отсутствии оснований для сохранения ранее установленного оклада, с учетом положений ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещающей дискриминацию.
Доводы апелляционной жалобы о том, что применение новых окладов денежного содержания предусмотрено только в отношении сотрудников, состоящих на службе в ОВД, кроме сотрудников зачисленных в распоряжение ОВД до 01.01.2012 года, судебная коллегия отвергает, поскольку это противоречит вышеприведенным нормам закона.
Обратное противоречило бы принципу вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации, предусмотренному ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, а также конституционному принципу равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ).
Такой вывод является обоснованным еще и постольку, поскольку Приказ начальника УМВД по Брянской области от 03.09.2011 года N 132 л/с о том, что подполковник полиции Лосунова Е.А., старший специалист по профессиональной подготовке ЦПП УМВД, считается находящейся в распоряжении УМВД России по Брянской области, не ограничен во времени, и не прекратил свое действие в связи с изменением расчета денежного довольствия сотрудников. Доказательства обратного ответчиком суду по правилам ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлены.
Расчет денежных средств, подлежащих взысканию в пользу истца, приведен в решении суда первой инстанции. В апелляционной жалобе размер взыскиваемых денежных средств не оспаривается. Проверив приведенный судом первой инстанции расчет, судебная коллегия признает его верным.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, они подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Доводы апелляционной жалобы выводов решения не опровергают, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, которое коллегия полагает неверными, основанием к отмене решения такие доводы быть не могут. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 07 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Парамонова Т.И.
Судьи облсуда: Кравцова Г.В.
Маклашов В.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.