Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Н.А. Гусевой,
судей Н.Н. Демьяновой, О.Н. Зиновьевой,
при секретаре А.А. Рец
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Гаврилова Михаила Константиновича Негорюхиной Ольги Вадимовны на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 14 июня 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Гаврилова Михаила Константиновича о признании незаконным приказа комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по г.Костроме N 2539 от 16 декабря 2011 года об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказано.
Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав объяснения представителя М.К. Гаврилова О.В. Негорюхиной, представителя департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.Н. Скворцова, представителя администрации Костромской области С.В. Поройковой, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.К.Гаврилов обратился в суд с иском к администрации г. Костромы, в котором просил: признать незаконным решение ответчика об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения; обязать ответчика предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте г. Костромы по нормам предоставления площади жилого помещения.
Указал, что он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 09 декабря 2002 года был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а 07 февраля 2003 года включен в список детей-воспитанников детских домов. На основании постановления главы г. Костромы N 2739 от 14 сентября 2004 года ему было предоставлено жилое помещение в виде комнаты в общежитии площадью 12 кв. метров с частичными видами благоустройств в "адрес" "адрес", в котором он и проживает по настоящее время. После предоставления комнаты он не был снят с учета нуждающихся до получения жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям. Однако в январе 2012 года им было получено уведомление из комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Костромы о принятии решения об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Такое решение считал необоснованным, поскольку право на обеспечение жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим требованиям, им не реализовано. Занимаемое им жилое помещение не является изолированным, представляет собой комнату в общежитии, его площадь на 2004 год не соответствовала норме предоставления. В обоснование требований сослался на ст. 2, часть 1 ст. 15, ст. 18 Конституции РФ, ст. 49, пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ, Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Костромской области от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области", Закон Костромской области N 98-4-ЗКО от 25 декабря 2006 года "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма" и постановление администрации Костромской области от 01 сентября 2008 года N 290-а "О приобретении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Костромской области".
В ходе досудебной подготовки к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование городской округ г. Кострома, в качестве третьих лиц управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г. Костромы, комитет социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома, администрация Костромской области, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
В дальнейшем М.К. Гаврилов уточнил исковые требования, предъявив их департаменту социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, администрации г. Костромы, администрации Костромской области. Просил: признать незаконным приказ департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области N 2539 от 16 декабря 2011 года об исключении его из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обязать надлежащего ответчика предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте г. Костромы по нормам предоставления площади жилого помещения. В связи с уточнением М.К. Гавриловым исковых требований процессуальное положение комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома, департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, администрации Костромской области изменено на соответчиков. В судебном заседании 14 июня 2012 года представитель истца О.В. Негорюхина уточнила, что оспаривается приказ комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства от 16 декабря 2011 года N2539 в части исключения М.К. Гаврилова из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Определением Свердловского районного суда г. Костромы от 17 июля 2012 года внесены исправления в описательную часть решения суда, абзац первый на 2 странице изложен в следующей редакции: "В судебном заседании истец не участвует, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца исковые требования поддержала, уточнила их и просила признать незаконным приказ Комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по г. Костроме N 2539 от 16.12.2011г., суду пояснила, что жилое помещение является комнатой общежития, предоставлялось истцу временно".
В апелляционной жалобе представитель М.К. Гаврилова О.В. Негорюхина просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Повторяя изложенные в иске доводы, указывает, что жилое помещение в виде комнаты в общежитии было предоставлено М.К. Гаврилову временно, до подхода очередности по списку воспитанников детских домов. Право на получение жилого помещения, отвечающего установленным законом требованиям, истцом не реализовано. Суд не учел данные обстоятельства, а также позицию администрации г. Костромы и администрации Костромской области, каждая из которых признавала за истцом право на получение жилья, но считала, что жилым помещением М.К. Гаврилов должен быть обеспечен не ей.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель администрации Костромской области В.В. Пахомов выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения.
В настоящем судебном заседании представитель М.К. Гаврилова О.В. Негорюхина апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Представитель департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области И.Н. Скворцов, представитель администрации Костромской области С.В. Поройкова с апелляционной жалобой не согласились, просили в ее удовлетворении отказать.
Дело рассматривается в отсутствие М.К. Гаврилова, его интересы представляет О.В. Негорюхина, представителей администрации г. Костромы и муниципального образования городской округ г. Кострома, комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома, управления жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г. Костромы, извещенных о месте и времени судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В Костромской области принят и действует Закон от 19 декабря 2005 года N 348-ЗКО "О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области".
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществляется по договорам социального найма в порядке, установленном Законом Костромской области от 25 декабря 2006 года N 98-4-ЗКО "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма".
Согласно пункту 2 части 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из материалов дела, М.К.Гаврилов, 30 января 1986 года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением администрации г. Костромы от 7 февраля 2003 года N 385 М.К.Гаврилов поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в список воспитанников детских домов.
Постановлением администрации г. Костромы от 14 сентября 2004 года N 2739 М.К.Гаврилову до подхода очередности по списку воспитанников детских домов предоставлена комната N 29 в муниципальном общежитии по адресу: "адрес"
Постановлением администрации г. Костромы от 24 июля 2008 года N 1353 жилой дом по адресу: "адрес" исключен из состава специализированного жилищного фонда со снятием статуса общежития.
Приказом комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства по городскому округу г. Кострома от 16 декабря 2011 года N 2539 М.К. Гаврилов исключен из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Разрешая спор, суд исходил из того, что М.К. Гаврилов не является нуждающимся в улучшении жилищных условий лицом, занимаемое им по договору социального найма жилое помещение относится к изолированным, его площадь превышает учетную норму, в установленном порядке непригодным для проживания оно не признано, жилой дом оборудован необходимыми инженерными системами.
Судебная коллегия не находит оснований считать выводы суда ошибочными, доводы апелляционной жалобы их не опровергают.
На основании частей 1, 2 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу частей 1, 4 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Согласно пункту 1 ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Поскольку комната прямо отнесена законом к самостоятельному объекту жилищных прав, то доводы апелляционной жалобы о нуждаемости истца со ссылкой на проживание в комнате являются несостоятельными. При этом из дела видно, что занимаемая истцом комната является изолированной от других жилых помещений жилого дома.
Нельзя согласиться и с доводами апелляционной жалобы, что занимаемое истцом жилое помещение представляет собой комнату в общежитии. Как указано ранее, жилой дом по адресу: "адрес" исключен из состава специализированного жилищного фонда со снятием статуса общежития, что свидетельствует о сложившихся отношениях между М.К. Гавриловым и администрацией г. Костромы по социальному найму жилого помещения. Оснований полагать, что М.К. Гаврилов занимает жилое помещение по договору специализированного найма, не имеется, комната ему предоставлялась не связи с трудовыми отношениями с органом местного самоуправления, а как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий.
Наличие оснований, предусмотренных пунктами 2-4 части 1 ст. 51 ЖК РФ, позволяющих признать М.К. Гаврилова лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения, из дела также не усматривается.
Общая площадь занимаемого М.К. Гавриловым жилого помещения по данным технического учета составляет 12, 5 кв. м, в том числе жилая 11, 5 кв. м, что превышает установленную решением Думы г. Костромы от 23 июня 2005 года учетную норму (л.д.21-23, 87).
Справкой Костромского городского филиала ГП Костромской области по техническому учету и инвентаризации объектов недвижимости "Костромаоблтехинвентаризация" от 25 апреля 2012 года N 462/1 подтверждается наличие в жилом доме всех видов благоустройства, его оборудование необходимыми инженерными системами.
Доказательств непригодности жилого помещения для проживания, его несоответствия санитарным и техническим требованиям со стороны М.К. Гаврилова не представлено. Соответствующего заключения межведомственной комиссии, принятого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, в материалах дела не имеется, от проведения экспертизы на предмет непригодности жилого помещения для проживания представитель истца отказалась (л.д.87).
Указание же в постановлении администрации г. Костромы от 14 сентября 2004 года N 2739 о предоставлении М.К. Гаврилову комнаты в муниципальном общежитии до подхода очередности по списку воспитанников детских домов, как и несвоевременное снятие с учета основанием для удовлетворения иска не является. В настоящее время с учетом вышеизложенных обстоятельств М.К. Гаврилов к лицам, нуждающимся в предоставлении жилых помещений, не относится, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отказе в иске.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Предусмотренные ст. 330 ГПК РФ основания для его отмены в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 14 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Гаврилова Михаила Константиновича Негорюхиной Ольги Вадимовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.