Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Демьяновой Н.Н.,
судей Ворониной М.В., Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Лбовой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Калина В.А. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 апреля 2012 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Калина В.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Костроме и Костромскому району Костромской области о признании действий незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Г.Н., выслушав объяснения Калина В.А. и его представителя Березина Г.В., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда по г. Костроме и Костромскому району Костромской области по доверенности Анисимовой С.В., возражавшей относительно удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калин В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Костроме и Костромскому району Костромской области о признании неправомерными действий отделения Пенсионного фонда по г. Костроме и взыскании ущерба. Указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он является получателем трудовой пенсии по старости, назначенной в связи с работой в районах Крайнего Севера и на работах по Списку N 1. При назначении пенсии ответчиком была нарушена ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года, определяющая отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год при работе на Крайнем Севере севернее Полярного круга (Ямало-Ненецкий автономный округ) при начислении заработной платы применялся районный коэффициент 1,8. Ответчик при начислении пенсии применил районный коэффициент к заработной плате в размере 1,5, в результате чего пенсия истцу выплачивается в меньшем размере. В обоснование требований ссылался на постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов от 04.06.1968 г. N 165/15 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области севернее Полярного круга". Указал, что в результате незаконных действий ответчика ему были причинены убытки на сумму "..." руб., и моральный вред, размер компенсации которого оценивает в сумме "..." руб. С учетом этого просил признать действия отделения Пенсионного фонда РФ по г. Костроме неправомерными в части нарушения Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. ст. 30, нарушения постановления Сомина СССР N 165/15 от 04.06.1968 г., применения информационного письма Департамента Соцразвития N 1199-16/670-9/25-23/5995 от 19.05.2003 г., а также взыскать в его пользу ущерб на общую сумму "..." руб.
В ходе рассмотрения дела истец исковые требования изменил, просил признать незаконными действия Управления Пенсионного фонда по г. Костроме и Костромскому району Костромской области, выразившиеся в неправомерном применении районного коэффициента 1,5 при начислении размера трудовой пенсии, обязать ответчика устранить нарушения и произвести перерасчет трудовой пенсии в соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 23.08.2002 года с учетом повышающего коэффициента 1,9.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Калин В.А. просит решение суда отменить и постановить по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что при рассмотрении дела судом были нарушены нормы материального права. Считает, что суд неправомерно не принял в качестве доказательства постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов от 04.06.1968 г N 165/15, поскольку истец являлся работником транспортного предприятия, осуществлявшего воздушные перевозки в районах Крайнего Севера, в том числе и для обслуживания организаций, указанных в вышеназванном постановлении. Доказательств, опровергающих данный факт, в деле не имеется. Суд не посчитал нужным запросить соответствующие сведения в Государственном унитарном дочернем предприятии "Аэронавигация Севера Сибири" Федерального унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движении в Российской Федерации".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом суд верно исходил из того, что Калину В.А. при исчислении пенсии правомерно применено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации в размере 1,7.
Данный вывод судом мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований для признания его неправильным не имеется.
Судом установлено и участвующими в деле лицами не оспаривалось, что Калин В.А. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем досрочной трудовой пенсии по старости, назначенной со снижением пенсионного возраста в связи с работой в районах Крайнего Севера и на работах по Списку N 1. Работа Калина В.А. осуществлялась в Салехардском авиапредприятии на территории Ямало-Ненецкого национального округа севернее Полярного круга.
Пенсия истцу назначена с учетом повышенного отношения среднемесячного заработной платы Калина В.А. к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации в размере 1,7, исходя из районного коэффициента к заработной плате 1,5.
В период 2011-2012 г.г. Калин В.А. неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о перерасчете пенсии, полагая, что отношение его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации при исчислении пенсии должно учитываться в размере 1,9, исходя из районного коэффициента к заработной плате 1,8.
Из материалов пенсионного дела усматривается, что в период работы Калина В.А. в Салехардском авиапредприятии заработная плата ему выплачивалась с применением районного коэффициента в размере 1,8.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2).
Как следует из пункта 3 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии определяется по установленной формуле с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Тем же пунктом статьи 30 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ предусмотрено, что во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти ССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих местностях, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 г. N 1029 территория Ямало-Ненецкого автономного округа, трудовую деятельность в котором осуществлял истец, является районом Крайнего Севера.
В силу ст. 10 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, фиксированного базового размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Согласно приложению N 1 к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов от 29.11.1960 г. N 1310/29 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников гражданского воздушного флота" к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,60 относится Тюменская область - Ямало-Ненецкий национальный округ к северу от Полярного круга.
Приложением N 1 к Постановлению Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов от 04.09.1964 г. N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" установлено, что к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,50 в числе прочих относится Тюменская область - Ямало-Ненецкий национальный округ к северу от Полярного круга.
В Информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 09.06.2003 г. N 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда Российской Федерации от 19.05.2003 г. N 670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 09.06.2003 г. N 25-23/5995 разъяснено, что к заработной плате работников непроизводственных отраслей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа применяется районный коэффициент в размере 1,50.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов от 04.06.1968 г. N 165/15 "О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области севернее Полярного круга" утвержден районный коэффициент 1,80 к заработной плате работников предприятий и организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности, работников строительных, строительно-монтажных и специализированных управлений, подсобно-вспомогательных производств, транспорта, хозяйств и организаций (за исключением работников организаций и учреждений материально-технического снабжения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей, непосредственно обслуживающих население), обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия и организации по бурению и геологоразведке, строительство объектов нефтяной и газовой промышленности и геологоразведки, занятых на работах на территории Ямало-Ненецкого национального округа севернее Полярного круга. Установлено, что расходы, связанные с введением указанного коэффициента, производятся в пределах фонда заработной платы, утвержденного соответствующим министерствам и ведомствам.
Следовательно, на территории Ямало-Ненецкого национального округа севернее Полярного круга в период работы истца в централизованном порядке были установлены различные районные коэффициенты к заработной плате. В силу этого с учетом положений пункта 3 статьи 30 ФЗ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ в целях пенсионного обеспечения подлежит применению коэффициент к заработной плате, установленный в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, равный 1,5.
С учетом районного коэффициента к заработной плате 1,5 при определении размера трудовой пенсии отношение среднемесячного заработка заявителя к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,7.
Таким образом, правовых оснований для применения при исчислении пенсии истца районного коэффициента равного 1,8, установленного Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов от 04.06.1968 г. N 165/15, не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного акта, выводов суда не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, являются результатом ошибочного толкования норм действующего законодательства.
Изложенные в решении суждения суда о том, что за период работы истца в Салехардском авиапредприятии к его заработной плате применялся районный коэффициент 1,8, а не централизованный коэффициент 1,5, поскольку работодатели исходя из своих финансовых возможностей на основании коллективных договоров, соглашений или иных локальных нормативных актов, применяя положения ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации, вправе устанавливать размеры районных коэффициентов к заработной плате свыше 1,5, являются ошибочными. Повышенные коэффициенты к заработной плате для работников отдельных отраслей и для отдельных территорий устанавливались в централизованном порядке, а не непосредственно работодателями, расходы на установление таких коэффициентов осуществлялись в пределах фондов заработной платы, утвержденных соответствующими министерствами и ведомствами. Кроме того, нормы Трудового кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.02.2002 г., в период работы Калина В.А. в Салехардском авиапредприятии с 05.12.1979 г. и до 01.02.2002 г. не применялись.
Ошибочными являются суждения суда о том, что районный коэффициент к заработной плате работников подразделений и организаций гражданского воздушного флота в Тюменской области - Ямало-Ненецкий национальный округ к северу от Полярного круга был установлен в размере 1,6, а не 1,8, о чем заявлял истец. Районный коэффициент к заработной плате работников гражданского воздушного флота в данном районе действительно был установлен в размере 1,6. Однако это не исключало установление указанным работникам районного коэффициента к заработной плате в повышенном размере, установленном в этом районе для работников иных предприятий и организаций, в период постоянного обслуживания работниками гражданского воздушного флота данных предприятий и организаций (п. 4 Постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов от 29.11.1960 г. N 1310/29 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников гражданского воздушного флота").
В то же время ошибочность указанных выводов суда на правильность постановленного решения не влияет, о его незаконности не свидетельствует.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 16 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.