Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Демьяновой Н.Н., Муравьевой Е.А.,
при секретаре Рец А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя администрации города Костромы по доверенности Коруховой А.Н. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 июля 2012 г. по гражданскому делу по заявлению Балакиной Ирины Николаевны об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, которым заявление Балакиной Ирины Николаевны удовлетворено.
Решение жилищной комиссии города Костромы от 03 октября 2011 года и ответ Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Костромы от 11 ноября 2011 года и от 15 июня 2012 года об отказе в принятии Балакиной Ирины Николаевны с членом семьи Зарубаевой Оксаной Борисовной на учет лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, признаны незаконными.
На администрацию города Костромы возложена обязанность по рассмотрению вопроса о постановке Балакиной Ирины Николаевны с членом семьи Зарубаевой Оксаной Борисовной на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на основании представленных документов.
Заслушав доклад судьи Муравьевой Е.А., выслушав объяснения заинтересованного лица Зарубаевой О.Б., ее представителя Виноградова А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Балакина И.Н. обратилась в суд с заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г. Костромы о признании отказа Управления ЖКХ и КС администрации г. Костромы о постановке ее и дочери Зарубаевой О.Б. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и обязании ответчика поставить их на данный учет. Свои требования мотивировала тем, что проживает в общежитии маневренного фонда по адресу: "адрес", 6 в двух комнатах: она с дочерью Зарубаевой О.Б. и сын Балакин А.Н. со своей несовершеннолетней дочерью ФИО10 Они совместного хозяйства с сыном не ведут и семьей не являются. Членом своей семьи считает дочь Зарубаеву О.Б.. Она обратилась с заявлением в Управление ЖКХ и КС администрации г. Костромы о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилья; ответом от 11.11 2011 года ей отказано в постановке на учет по основаниям ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что не представлены предусмотренные ч.4 ст. 52 ЖК РФ документы. Просит признать отказ незаконным и обязать ответчика поставить ее с дочерью на данный учет.
В процессе рассмотрения дела требования неоднократно уточняла, в окончательном виде просила признать незаконными действия администрации г. Костромы и Управления ЖКХ и КС администрации г. Костромы об отказе в постановке ее и дочери Зарубаевой О.Б. на учет нуждающихся в жилом помещении и обязать поставить их на учет.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г. Костромы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Костромы по доверенности Корухова А.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что решения об отказе в постановке на учет были приняты Управлением жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г. Костромы, а не Комитетом ЖКХ администрации г. Костромы, как указано в резолютивной части решения суда. Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г. Костромы именно данное Управление принимает решение об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, все документы находятся в Управлении, следовательно, судом безосновательно возложена на администрацию г. Костромы обязанность по рассмотрению вопроса о постановке заявителей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Полагает, что судом нарушены сроки рассмотрения дела, так как спор должен быть рассмотрен по правилам главы 25 ГПК РФ в течение 10 дней, а также судом безосновательно было принято к производству заявление от 01 июля 2012 года о признании незаконным отказа Управления ЖКХ и КС от 15 июня 2012 года. Суд должен был проверить законность лишь решения от 11.11.2011 года. Отмечает, что Зарубаевой О.Б. и Балакиной И.Н. не представлен весь перечень документов, необходимых для признания граждан малоимущими, так как для постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда гражданам необходимо быть признанными малоимущими. Документов, подтверждающих ведение раздельного хозяйства, заявителями представлено не было, следовательно, Управлением ЖКХ и КС решение от 11.11.2011 года было принято в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, судом при рассмотрении дела фактически был установлен юридический факт о признании Балакиной И.Н., Зарубаевой О.Б. и Балакина А.Н. с ФИО10 членами разных семей, что не являлось предметом заявленных требований.
В суде апелляционной инстанции представители администрации г. Костромы и Управления ЖКХ и КС администрации г. Костромы, Балакина И.Н. не присутствуют; о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Зарубаева О.Б., ее представитель Виноградов А.В. возражая относительно доводов апелляционной жалобы, полагают, что судом принято законное и обоснованное решение, которое они просят оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии сч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ч.ч.3,4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет
На основании п.4 Закона Костромской области от 22 ноября 2005 года N320-ЗКО (в ред. от 21 октября 2010 года) "О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" орган, осуществляющий постановку на учет, вправе принять решение об отказе в принятии на учет только по основаниям, предусмотренным ст. 54 ЖК РФ, при этом в соответствии с частью 3 данной нормы решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, по адресу: "адрес" комнаты 4,6 кроме заявителя Балакиной И.Н. зарегистрированы ее дочь Зарубаева О.Б., а также сын Балакин А.Н. и внучка Балакина В.А., которые проживают соответственно в комнатах 4 и 6. Нанимателем указанного жилого помещения является Балакина Н.И..
Проживающий в спорном жилом помещении сын нанимателя - Балакин А.В., имеет свою семью, жену и дочь, и ведет с Балакиной Н.И. раздельное хозяйство.
Согласно сообщения УГПС N1 от 01 марта 2000 года, указанная квартира выгорела по всей площади а результате пожара, произошедшего 29 февраля 2000 года.
14 июня 2011 года Балакина И.Н. обратилась в администрацию г. Костромы с заявлением о признании малоимущем и о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении по основаниям: отсутствие жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности, обеспеченность общей площадью на одного члена семьи ниже учетной нормы, проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В качестве членов семьи указала Балакину И.Н. и Зарубаеву О.Б.
Решением городской жилищной комиссии от 03.10.2011 года, ответом Управления ЖКХ и КС администрации г. Костромы от 11.11.2011 года Балакиной И.Н. было отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по п.1 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку не предоставлены документы о наличии (отсутствии) жилой площади у Балакина А.Н. и ФИО10, являющихся членом семьи заявителя.
14 мая 2012 года Балакина И.Н. вновь обратилась в администрацию г. Костромы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма, указав, что Балакин А.Н. и ФИО10 членами семьи заявителя не являются, проживают отдельно.
Письмом Управления ЖКХ и КС администрации г. Костромы Балкиной И.Н. снова в постановке на учет было отказано со ссылкой на то, что заявителем не представлены документы о наличии (отсутствии) жилой площади у членов ее семьи - Балакина А.Н. и ФИО10
Разрешая требования о признании отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным, суд исходил из следующего.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается только в случаях, перечисленных в ст. 54 ЖК РФ, в частности, если не представлены предусмотренные ч.4 ст. 52 ЖК РФ документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;не истек предусмотренный статьей 53 того же кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Таких оснований к отказу судом не установлено.
Представленные заявителем документы являлись достаточными для решения вопроса о постановке его на учет и соответствовали перечню документов, определенному ст. 5 упомянутого выше Закона Костромской области N320-ЗКО от 22.11.2005.
Кроме того, в заявлении о постановке на учет Балакина И.Н. не указала Балакина А.Н. и его дочь в качестве членов своей семьи, в состав семьи не включила, в связи с чем у нее не было оснований для предоставления документов, подтверждающих наличие (отсутствие) жилой площади у Балакина А.Н. и ФИО10
Согласно ст. 5 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 года N345-ЗКО " О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в Костромской области" при проживании в одном жилом помещении двух или более семей, имеющих собственные источники дохода и ведущих раздельное хозяйство, о чем свидетельствует заявление и акт обследования условий проживания заявителя, учет доходов и стоимости имущества в целях признания малоимущими производится по каждой семье отдельно.
Как видно из материалов дела, заинтересованными лицами не представлено доказательств того, что органом местного самоуправления принималось решение о признании либо отказе в признании семьи заявителя малоимущими.
В основаниях отказа в постановке на учет не указано на отсутствие решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим.
Принимая во внимание выше установленные обстоятельства, нормы действующего законодательства, судебная коллегия считает, что, отказав Балакиной И.Н. по указанным основаниям в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, уполномоченным органом нарушены ее жилищные права, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно признал незаконными решение городской жилищной комиссии от 03 октября 2011 года и отказ администрации г. Костромы в постановке заявительницы на учет нуждающейся в жилых помещениях, выраженный в письмах от 11 ноября 2011 года и от 15 июня 2012 года.
Проанализировав положения ч.7 ст. 52 ЖК РФ, статей 3, 6, 7 Закона Костромской области от 22.11.2005 года N320-ЗКО о порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию города Костромы, как на орган, осуществляющий учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений обязанность принять решение о постановки заявителя на учет и определения ее очередности, исходя из времени подачи заявления о принятии на учет.
При этом доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в силу Закона Костромской области от 19.12.2005 года N345-ЗКО Балакина И.Н. обязана была предоставить документы на зарегистрированных в спорном жилом помещении Балакина А.Н. и ФИО10 нельзя признать состоятельными. Доказательств проживания Балакина А.Н. и его дочери в спорном жилом помещении в качестве члена семьи нанимателя Балакиной И.Н. в материалах дела не имеется.
По существу заявленные Балакиной И.Н. требования были разрешены судом первой инстанции с учетом норм главы 25 ГПК РФ, так какна стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер - гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления; при этом судом проверено соблюдение установленного ст. 256 ГПК РФ срока обращения в суд.
Каких-то иных правовых доводов, могущих повлечь отмену судебного решения, в апелляционной жалобе не содержится, за пределы заявленных требований суд не вышел.
Вместе с тем, следует исправить описку, допущенную в абзаце 2 резолютивной части решения, уточнив наименование заинтересованного лица - Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации города Костромы, а не Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации города Костромы, как указано в резолютивной части решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 11 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации города Костромы по доверенности Коруховой А.Н. - без удовлетворения.
Исправить описку в абзаце 2 резолютивной части решения, уточнив наименование заинтересованного лица - Управление жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации г. Костромы, а не Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Костромы.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.