Апелляционное определение СК по гражданским делам Курского областного суда от 04 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Журавлева А.В.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Прыгаевой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Уваровой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) по г. Курску и Курскому району Курской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по г. Курску и Курскому району Курской области на решение Ленинского районного суда г. Курска от 08 июня 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Уваровой Т.В. удовлетворить.
Признать за Уваровой Т.В. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району Курской области засчитать Уваровой Т.В. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период её работы с 22.09.1978 года по 30.06.1980 года в должности заведующей здравпунктом МСЧ "...", а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11.03.1997 года по 11.04.1997 года, с 10.01.2006 года по 10.02.2006 года, с 18.10.2010 года по 18.11.2010 года и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 08 марта 2012 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Курску и Курскому району в пользу Уваровой Т.В. государственную пошлину в размере "..." руб.".
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по г. Курску и Курскому району Курской области N от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения N от ДД.ММ.ГГГГ) Уваровой Т.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.
Из необходимых 30 лет специального стажа засчитано 27 лет 06 месяцев 01 день.
Период работы с 22.09.1978г. по 30.06.1980г. в должности заведующей здравпунктом МСЧ "..." в специальный стаж не включён (ни в льготном, ни в календарном порядке) со ссылкой на Списки профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённые Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. N 464, и Номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждённую приказом Минздрава России от 15.10.1999г. N 377, по мотиву, что данная должность не относится к среднему медицинскому персоналу и, кроме того, работа протекала в городе.
Период нахождения в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребёнком с 16.04.1979г. по 13.06.1980г. не включён в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца со ссылкой на п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", полагая, что льготный порядок предусмотрен только для периодов работы.
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11.03.1997г. по 11.04.1997г., с 10.01.2006г. по 10.02.2006г., с 18.10.2010г. по 18.11.2010г.; в отпусках без сохранения заработной платы: с 21.01.1991г. по 31.01.1991г., 26.04.1993г., 15.05.1996г., 28.08.2009г., с 29.09.2009г. по 30.09.2009г. не засчитаны в специальный стаж со ссылкой на п. 5 Разъяснений от 22.05.1996г., утверждённых Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996г. N 29, и п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N 516.
Не согласившись с данным решением, Уварова Т.В. обратилась в суд с иском, уточнив который, просила признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) по г. Курску и Курскому району Курской области N от ДД.ММ.ГГГГ с учётом изменений, внесённых решением N от ДД.ММ.ГГГГ, в части незаконным; обязать ответчика засчитать в специальный стаж в календарном исчислении период работы с 22.09.1978г. по 30.06.1980г. в должности заведующей здравпунктом МСЧ "...", периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 11.03.1997г. по 11.04.1997г., с 10.01.2006г. по 10.02.2006г., с 18.10.2010г. по 18.11.2010г.; назначить досрочную трудовую пенсию с момента возникновения права на нее - с 08.03.2012г.
Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное.
Принимая во внимание, что истицей решение суда не обжаловано, на основании ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Нягаковой Е.В., возражения истицы Уваровой Т.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Поскольку трудовая деятельность Уваровой Т.В. протекала только в городе, при оценке её пенсионных прав суд правомерно исходил из специального стажа в объеме 30 лет.
На основании материалов дела судом установлено, что с 22.09.1978г. истица была принята на должность заведующей здравпунктом МСЧ "...", 01.07.1980г. переведена на должность медицинской сестры в терапевтическое отделение N 1 "..." ЦРБ, 28.01.1985г. уволена по ст. 32 КЗОТ Каз. ССР (по собственному желанию). С 09.07.1990г. работала в должности цеховой медсестры взрослого поликлинического отделения НУЗ "...", с 11.02.1991г. переведена цеховой медсестрой взрослой поликлиники, с 31.01.2005г. уволена в порядке перевода в НУЗ "..." - по п. 5 ст. 77 ТК РФ. С 01.02.2005г. по настоящее время работает в должности медсестры участковой поликлинического отделения N 1 НУЗ "...".
При этом, в период с 16.04.1979г. по 13.06.1980г. находилась в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребёнком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения им возраста 1 года.
Данные обстоятельства подтверждены копиями: трудовой книжки истицы, архивных справок "..."., приказов работодателей, личных карточек формы Т-2, лицевых счетов, свидетельства о рождении "..."
Исходя из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вопрос о включении того или иного периода работы в специальный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения гражданином указанной работы.
К спорному периоду работы истицы применимы Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991г. N 464, а также Список должностей и Правила исчисления выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066 (п.3 которого предусматривал, что периоды работы до 1 ноября 1999г. засчитываются в специальный стаж в соответствии со Списком профессий и должностей 1991г., а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. При этом, правила, утвержденные п.1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999г.).
Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности предусмотрены пунктом 1 Списка 1991г.
В Списке 1999г. среди должностей среднего медицинского персонала поименована должность "заведующий": фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер), п. 3 раздела "Наименование учреждений" поименована медико-санитарная часть.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999г. N377, должность "заведующий" отнесена к руководителям структурных подразделений учреждений; должности: "заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра)", "заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)", "заведующий медпунктом - фельдшер (медицинская сестра)", - отнесены к среднему медицинскому персоналу.
Кроме того, включение в специальный стаж периодов работы среднего медицинского персонала (медицинских сестёр) независимо от их наименования, в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований (поликлиники, медсанчасти, медицинские кабинеты и пункты и т.д.) предусматривалось действовавшим в спорный период Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённым Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959г. N 1397.
Судом установлено, что истица, окончившая в 1976г. "..." медицинское училище по специальности медицинская сестра, с 22.09.1978г. по 31.06.1980г., занимая должность заведующей здравпунктом МСЧ "...", входившего в структуру "..." центральной районной больницы, исполняла обязанности заведующей и медицинской сестры, осуществляя лечебную деятельность, за что получала заработную плату в размере "..." рублей, где "..." рублей - должностной оклад среднего медицинского персонала (медицинской сестры), а "..." рублей - доплата за заведование здравпунктом (при стаже работы до 5 лет).
Удовлетворяя требования истицы, с учетом разъяснений, содержащиеся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", согласно которому при разрешении вопроса о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, следует исходить из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, в том числе, из характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный период подлежит зачету в специальный стаж, и правомерно возложил на ответчика обязанность засчитать данный период в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что спорный период работы истицы не может быть включён в специальный стаж, так как занимаемая ею должность заведующей здравпунктом МСЧ не предусмотрена Списками 1991 и 1999 годов, а лечебная деятельность истицы в данной должности не подтверждена документально, судебная коллегия находит несостоятельным.
Кроме того, судом установлено, что в период работы в должности заведующей здравпунктом МСЧ, с 16.04.1979г. по 13.06.1980г. истица находилась в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГг.р., до достижения им возраста 1 года.
Как правильно указал суд, до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет, в связи с чем, данный период обоснованно засчитан судом в специальный стаж.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 11.03.1997г. по 11.04.1997г., с 10.01.2006г. по 10.02.2006г. и с 18.10.2010г. по 18.11.2010г. не могут быть включены в специальный стаж, судебная коллегия также находит несостоятельным.
В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N516 от 11.07.2002г., периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определённых видов деятельности (п. 4 ст. 196 ТК РФ).
Для допуска к осуществлению лечебной деятельности медицинский работник обязан проходить специализацию 1 раз в 5 лет, что предусмотрено в Перечне циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала, утверждённом приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.06.1998г. N 186.
Таким образом, трудовым законодательством на работодателя возложена обязанность определять необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд, создавать условия для совмещения работы с обучением и предоставлять установленные законом, иными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором гарантии.
Поскольку судом первой инстанции установлено и имеющимися в материалах дела копиями приказов по "..." больнице "...", по НУЗ "...", личными карточками Т-2, свидетельствами к диплому N о прохождении повышения квалификации от 1997г., от 2006г., от 2010г. подтверждено, что направление Уваровой Т.В. на курсы повышения квалификации было вызвано необходимостью профессиональной переподготовки и оформлено приказами работодателей, при этом за истицей в спорные периоды сохранялись как место работы и должность, так и средняя заработная плата, а страховые отчисления на обязательное пенсионное страхование работодателями производились ежемесячно, правовых препятствий к включению периодов нахождения истицы на усовершенствовании в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности не имеется.
В силу ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть пенсии).
С заявлением о назначении пенсии истица обратилась 16.09.2011г.
С учетом периодов, засчитанных пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, засчитанных судом, у истицы на момент обращения с заявлением отсутствовал специальный стаж, предусмотренный п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в объеме 30 лет.
Право на указанную пенсию возникло у Уваровой Т.В. в период производства по данному гражданскому делу при рассмотрении ее исковых требований судом первой инстанции, поэтому срок назначения трудовой пенсии правомерно определен судом в соответствии со ст. 19 названного Федерального закона с момента возникновения права на пенсию, но в рамках заявленных исковых требований - с 08.03.2012г.
С доводом апелляционной жалобы о том, что суд не вправе был переносить дату назначения пенсии позднее даты приема пенсионным органом заявления истицы о назначении пенсии, судебная коллегия согласиться не может, поскольку дела по спорам между гражданами и пенсионным органом рассматриваются судом в порядке искового производства. Требования граждан о назначении досрочной трудовой пенсии по старости представляют собой иски о признании права на пенсию. Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении пенсии, суд проверяет обоснованность такого отказа, а также выясняет - имеется ли у гражданина право на пенсию.
Таким образом, определяя дату назначения пенсии, выходящую за рамки времени обращения истца в пенсионный орган, суд первой инстанции не допустил нарушений действующего законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, не опровергают выводов суда.
Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Поскольку судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, судебные расходы ответчика по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 08 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по г. Курску и Курскому району Курской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.