судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Тельных Г.А.
судей Федосовой Н.Н., Михалевой О.В.
при секретаре Еремкиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика МОМВД России "Данковский" на решение Данковского городского суда Липецкой области от 07 августа 2012 года
, которым постановлено:
"Обязать М ОМВД России "Данковский", УМВД России по Липецкой области в течение 12 месяцев: оборудовать ИВС Лев Толстовского отделения полиции санпропускником, дезинфекционной камерой и прогулочным двориком; оборудовать камеры 1, 2 и 3 ИВС санитарным узлом, краном с водопроводной водой, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, светильниками дневного и ночного освещения, приточной и (или) вытяжной вентиляцией."
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Лев-Толстовского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту прав неопределённого круга лиц к М ОМВД России "Данковский" о признании незаконным бездействия М ОМВД России "Данковский" и просил обязать ответчика МОМВД России "Данковский" в течение 8 месяцев после вступления в законную силу судебного решения оборудовать ИВС Лев-Толстовского отделения полиции (далее - ИВС) в соответствии с требованиями закона, а именно: оборудовать ИВС санпропускником, дезинфекционной камерой и прогулочным двориком; оборудовать камеры 1, 2 и 3 ИВС санитарным узлом, краном с водопроводной водой, радиоприемником для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, светильниками дневного и ночного освещения, приточной и (или) вытяжной вентиляцией. Исковые требования обосновал тем, что в результате проведённой проверки исполнения законодательства при содержании следственно-арестованных лиц в изоляторе временного содержания Лев-Толстовского отделения полиции, являющегося структурным подразделением МОМВД России "Данковский", выявлены нарушения ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
При подготовке дела к судебному разбирательству по инициативе прокурора к участию в деле в качестве соответчика привлечено УМВД России по Липецкой области.
В последующем прокурор просил обязать М ОМВД России "Данковский" и УМВД России по Липецкой области в течение 12 месяцев оборудовать ИВС Лев-Толстовского отделения полиции санпропускником, дезинфекционной камерой и прогулочным двориком; оборудовать камеры 1, 2 и 3 ИВС санитарным узлом, краном с водопроводной водой, радиоприемником для вещания общегосударственной программы, кнопкой для вызова дежурного, светильниками дневного и ночного освещения, приточной и (или) вытяжной вентиляцией.
Представитель ответчика М ОМВД России "Данковский" Чумакова Е.А. исковые требования не признала и объяснила, что ответчик является учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета. Здание, в котором расположен ИВС, находится в собственности Российской Федерации, а у МОМВД России "Данковский" - на праве оперативного управления. Обязанность по содержанию недвижимого имущества законом возлагается на собственника. Выявленные нарушения в Лев Толстовском ИВС не оспаривала, указав, что для их устранения финансовые средства в не выделены, но в 2013-2014 г.г. планируется строительство нового здания ИВС.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик МОМВД России "Данковский" просит отменить решение суда и принять новое решение, ссылаясь на то, что МОМВД России "Данковский" является государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета. Финансирование целевое. Здание МОМВД России "Данковский", в котором расположен ИВС принадлежит на праве собственности РФ, а им на праве оперативного управления.
Выслушав прокурора, возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно Федеральному закону от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений":
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (ст. 15).
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей соответствующим федеральным органом исполнительной власти утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка) (ст. 16).
Правилами внутреннего распорядка для подозреваемых и обвиняемых устанавливается порядок: приема и размещения по камерам, материально-бытового обеспечения и медико-санитарного обеспечения, проведения ежедневных прогулок.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право: 9) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; 11) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа (ст. 17).
Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания (ст. 23).
Лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (ст. 24).
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждёнными Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950:
Камеры ИВС оборудуются: санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией (п. 45).
Подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя (п. 130, 132).
Согласно приказу УМВД России по Липецкой области от 18 июля 2011 г. N 466, ОВД по Данковскому району переименовано в МОМВД России "Данковский", который реализует свои функции на территории Данковского и Лев Толстовского районов.
Как правильно установил суд, в соответствии с Положением об ИВС, являющимся приложением N4 к приказу МОМВД России "Данковский" от 30.01.2012 г. N 35, ИВС, расположенный в п.Лев Толстой, входит в состав Лев Толстовского отдела полиции МОМВД России "Данковский".
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 48 АГ N096428 от 24.11.2011 г., здание районного ОВД, расположенное в п. Лев Толстой, ул.Льва Толстого, д.73, принадлежит МОМВД России "Данковский" на праве оперативного управления.
Как следует из акта прокурорской проверки от 27.04.2012 г., в ИВС Лев Толстовского отделения полиции отсутствуют санпропускник, дезинфекционная камера и прогулочный дворик. Камеры 1, 2 и 3 ИВС не оборудованы санитарным узлом, краном с водопроводной водой, кнопкой для вызова дежурного, светильниками дневного и ночного освещения, приточной и (или) вытяжной вентиляцией, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы. Наличие данных нарушений ответчики не оспаривали.
Доводы жалобы о невозможности устранения указанных нарушений ввиду недостаточности финансовых средств, а также довод о том, что здание ИВС находится в оперативном управлении МО МВД России "Данковский" были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно были отвергнуты судом.
Как следует из ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Принадлежность здания ИВС МОМВД России "Данковский на праве оперативного управления, не освобождает ответчиков от обязанности обеспечивать в соответствии с законодательством РФ содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых.
Обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, выводы основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального права и процессуального законодательства, судебная коллегия, рассмотрев жалобу в пределах ее доводов, не находит оснований для отмены решения суда.
Ответчиком УМВД России по Липецкой области апелляционная жалоба не подавалась.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Данковского городского суда Липецкой области от 07 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика МОМВД России "Данковский" без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.