судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Лепехиной Н.В.,
судей Давыдовой Н.А. и Москалевой Е.В.,
при секретаре Тутыхиной О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ОАО "Российские железные дороги" на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 23 июля 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Тимохина ФИО13 и Тимохиной ФИО14 к администрации г. Ельца, ОАО "РЖД", Территориальному управлению Министерства имущественных отношений РФ о признании права собственности на гараж удовлетворить.
Признать за Тимохиным ФИО15 и Тимохиной ФИО16 право собственности на гараж "адрес" в равных долях, то есть по 1/2 доле за каждым.
Данное решение является основанием для государственной регистрации права собственности за Тимохиным ФИО17 и Тимохиной ФИО18 на указанный гараж в равных долях в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Заслушав доклад судьи Давыдовой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы Тимохины обратились в суд с иском к администрации г. Ельца, ОАО "Российский железные дороги" (ОАО "РЖД") о признании права собственности на гараж.
Свои требования обосновывали тем, что на земельном участке, переданном в субаренду ПГК "Железнодорожник", в 1996 году построили гараж, находящийся в полосе отвода железной дороги. Земли железнодорожного транспорта являются землями федерального значения. Представление земельного участка под строительство гаражей на территории гаражного кооператива было согласовано и выданы технические условия. В органах БТИ гараж значится как самовольно выстроенный.
Поскольку гараж соответствует всем строительным нормам, просят признать за ними право собственности по 1/2 доли за каждым на гараж "адрес"
Определением суда от 24 мая 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ по Липецкой области.
Представитель ОАО "РЖД" иск не признал, поскольку гараж расположен в полосе отвода железной дороги, что не обеспечивает безопасность движения и транспортную безопасность.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права.
Выслушав объяснения истицы и ее представителя, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующей до 01 сентября 2006 года, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия от 20 марта 2000 года зарегистрирован потребительский гаражный кооператив (ПГК) "Железнодорожник" (л.д. 10).
В 1996 году Тимохины в период брака собственными силами и на совместные средства построили гараж "адрес"", которым пользуются до настоящего времени.
С 2001 года истцы являются членами ПГК "Железнодорожник".
По состоянию на 10 сентября 2011 года гараж значится за истцами, право собственности не оформлено (л.д. 23).
Из карточки учета гаражей ПГК "Железнодорожник" (район Нефтебазы) следует, что гараж под лит. Г возведен самовольно, поскольку не было предъявлено разрешение на строительство (л.д. 24-25).
Спорный гараж возведен на земельном участке в полосе отвода железной дороги, земельный участок находится в федеральной государственной собственности (л.д. 89).
Из договора аренды N 45/671 от 14 апреля 2004 года, заключенного между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений РФ по Липецкой области и ОАО "РЖД", следует, что земельный участок, находящийся в полосе отвода железной дороги, передан в аренду ОАО "РЖД" (л.д. 74-79).
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 31.12.2005 года N 206-ФЗ) предусмотрено, что свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно договору субаренды части земельного участка, заключенному 01 января 2010 года, ПГК "Железнодорожник" в субаренду передана часть земельного участка площадью 5443 кв.м, расположенная по адресу: "адрес", на котором расположены капитальные гаражи, в том числе и гараж, построенный ФИО12.
Пунктом 1.4 договора предусмотрено, что участок предоставляется для использования под существующие капитальные гаражи.
Из пункта 2.1 следует, что настоящий договор заключен на 364 дня и вступает в силу с даты его подписания.
Если Субарендатор продолжает пользоваться Участком после истечения срока действия настоящего договора при отсутствии возражений со стороны Арендатора, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, не превышающий срока действия договора аренды, указанного в п. 1.1 настоящего договора (п. 2.2).
Согласно п. 2.3 условия договора применяются к фактически сложившимся отношениям сторон, возникшим с 01 мая 2006 года (л.д. 14-19).
Представитель ответчика в судебном заседании подтвердил те обстоятельства, что до настоящего времени договор субаренды не расторгнут, ПГК "Железнодорожник" пользуется участком на условиях аренды, оплачивает арендную плату.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих наличие прямой угрозы расположения гаража безопасности поездов.
Судом установлено, что гараж "адрес" не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует всем требованиям, предъявляемым к объектам недвижимости, отвечает требованиям прочности, устойчивости, долговременной эксплуатации и соответствует нормам пожарной безопасности.
Поскольку земельный участок предоставлен ПГК "Железнодорожник" в субаренду именно для использования под существующие капитальные гаражи, возведенный истцами гараж построен без существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил; его эксплуатация не создает угрозу жизни и здоровью граждан, суд правомерно удовлетворил заявленные Тимохиными исковые требования о признании за ними права собственности на спорный гараж.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил установления и использования полос отвода охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 611 от 12 октября 2006 года, действительно в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана не допускать размещения капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающие угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, вместе с тем суд обоснованно пришел к выводу о том, что коль скоро гараж построен до утверждения данных Правил, то к данным правоотношениям они неприменимы.
Доводы жалобы о том, что на момент возведения гаража в 1996 году истцами нарушены требования существовавшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации Положения о землях транспорта, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 08 января 1981 года N 24 (в редакции Постановления Совмина СССР от 08 октября 1990 года N 999), а также Инструкции о нормах и порядке отвода земель для железных дорог и использования полосы отвода, утвержденной заместителем Министра путей сообщения СССР от 30 января 1963 года, являются несостоятельными, поскольку как следует из заключенного договора субаренды земельного участка площадь в 5443 кв.м. передана гаражному кооперативу именно для использования под существующие капитальные гаражи, именно на этой территории расположен гараж, построенный истцами, оснований для отказа в иске истцам при таких обстоятельствах и представленных ими доказательствах не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой указанных обстоятельств и представленных по делу доказательств, а также основаны на неправильном толковании действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного постановления.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Оснований к отмене судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елецкого городского суда Липецкой области от 23 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.