Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.
при секретаре Трушкине Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе Чеснокова Г.И., Матрениной Е.Е., Нарцис Е.А., Мазулевского К.Д., Хомякова А.Н., апелляционной жалобе Всероссийского общества охраны природы на решение Видновского городского суда Московской области от 29 мая 2012 года по заявлению Чеснокова Г.И., Матрениной Е.Е., Нарцис Е.А., Музалевского К.Д., Хомякова А.Н. о признании незаконным решения Совета депутатов городского поселения Видное от 20.10.2011 N 21/38 "Об утверждении муниципальной адресной программы комплексного развития застроенной территории городского поселения Видное", признании незаконными действия главы городского поселения Видное по принятию решения, признании незаконными действия администрации Ленинского муниципального района Московской области по проведению аукциона, обязании расторгнуть договора с победителем аукциона.
Заслушав доклад судьи Хлопушиной Н.П., объяснения представителя главы городского поселения Видное - Молчановой В.И., представителя Совета депутатов городского поселения Видное - Беляковой А.А., представителя ООО "Евротранс" - Шабалдина В.В., Нарцис Е.А., Хомякова А.Н.
УСТАНОВИЛА:
Чесноков Г.И., Матренина Е.Е., Нарцис Е.А., Музалевский К.Д.,Хомяков А.Н. обратились в суд с заявлением о признании о незаконным решение Совета депутатов городского поселения Видное от 20.10.2011 N 21/38 "Об утверждении муниципальной адресной программы комплексного развития застроенной рии городского поселения Видное" в части застройки территории Тимоховского оврага г. Видное, признании незаконными действия главы городского поселения Видное, выразившиеся в инициировании принятия Советом депутатов городского поселения Видное незаконного решения от 20.10.2011 N 21/38 "Об утверждении муниципальной адресной программы комплексного развития иной территории городского поселения Видное" в части застройки территории Тимоховского оврага г. Видное, повлекшего нарушения прав граждан, его подписании и обнародовании, признании незаконными действия администрации Ленинского муниципального района Московской области по проведению аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории, по разрешению начать разработку проекта планировки и проекта межевания подлежащего застройке, обязании администрации Ленинского муниципального района расторгнуть договора с победителем аукциона.
Зявители полагают, что в результате реализации указанной программы, будет нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку Тимоховский овраг является целостной экосистемой, и любое строительство на его территории нарушит хрупкое биологическое равновесие, изменит состав почв, водный режим, все это приведет к гибели всей фауны и флоры оврага, включая сосны, которые застройщик пообещал сохранить.
Также заявители считают, что принимая программу, депутаты лишили жителей города права на участие в публичных слушаниях, а также права физических и юридических лиц контролировать принятие органами исполнительной власти решений в области землепользования и застройки, права граждан в принятии таких решений, права жителей на участие в решении вопросов местного значения, поскольку в данном случае, по сути, производится изменение территориальных зон городского поселения и целевого назначения категории земель.
16.11.2011 главой Ленинского муниципального района Московской области было принято решение "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории". Данный аукцион состоялся 27.12.2011, победителем стало общество с ограниченной ответственностью "ЕвроТранс". Стоимость права на заключение договора составила 28 690 560 рублей, что является ничтожной суммой по сравнению с рыночной стоимостью данного земельного участка в 30 гектар. 31.01.2012 главой администрации Ленинского района Кошманом С.Н. было подписано постановление о разрешении ООО "Евро Транс" начать разработку проекта планировки и проекта межевания участка, подлежащего застройке.
Представитель Совета депутатов городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области, представитель главы городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области, представитель администрации Ленинского муниципального района Московской области, генеральный директор и представитель 3-его лица ООО "ЕвроТранс" с заявлением не согласились, просили отказать в удовлетворении требований, указали на пропуск заявителями срока на обращение в суд, полагали, что оспариваемые действия и решения приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО, Всероссийское общество охраны природы, межрайонный прокурор в судебное заседание не явились.
Решением Видновского городского суда Московской области от 29 мая 2012 года заявление Чеснокова Г.И., Матрениной Е.Е., Нарцис Е.А., Музалевского К.Д., Хомякова А.Н. оставлено без удовлетворения.
В апелляционных жалобах Чесноков Г.И., Матренина Е.Е., Нарцис Е.А., Музалевский К.Д., Хомяков А.Н., Всероссийское общество охраны природы просят об отмене решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Суд, исследовав вопрос пропуска срока на обращение в суд, обоснованно пришел к выводу, что об оспариваемом решении заявителя узнали 20 января 2012 года, и обратившись в суд с заявлением 07 марта 2012 года, не пропустили срок на обращение в суд.
В силу ч.4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В соответствии с требованиями пункта 4 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.
Пунктом 2.1 Соглашения о передаче Ленинскому муниципальному району Московской области отдельных полномочий городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области в области градостроительной деятельности, регулирования жилищных и земельных отношений на 2012 г. определено, что в рамках настоящего соглашения Ленинский муниципальный район в области градостроительной деятельности в части решения вопросов о развитии застроенных территорий по инициативе главы городского поселения Видное готовит проект адресной муниципальной программы по развитию застроенных территорий; осуществляет организацию и проведение аукционов на право заключения договоров о развитии застроенных территорий; заключает договоры о развитии застроенных территорий, принимает решение о предоставлении земельных участков в границах застроенных территорий, в отношении которых принято решение о развитии.
В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения, городское поселение Видное в части решения вопросов о развитии застроенных территорий выступает с инициативой о развитии застроенных территорий; утверждает муниципальные адресные программы по развитию застроенных территорий, участвует в подготовке документов для проведения аукциона на право заключения договоров о развитии застроенных территорий; согласовывает проекты договоров о развитии застроенных территорий.
Как усматривается из материалов дела, решением Совета депутатов городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области от 20.10.2011 N21/38 утверждена муниципальная адресная программа комплексного развития застроенной территории городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области с опубликованием решения в газете "Видновские вести" и размещении на интернет-сайте администрации городское поселение Видное.
Судом исследована муниципальная адресная программа комплексного развития застроенной территории городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области на период до 2019 года.
Как установил суд, решение N21/38 от 20.10.2011 опубликовано в приложении к газете "Видновские вести" от 11.11.2011 - городское поселение Видное, тираж издания составил 500 экз., а так же решение N21/38 от 20.10.2011 было размещено на сайте администрации городского поселения Видное.
Признавая требования заявителей не подлежащими удовлетворению, суд пришел к обоснованному выводу о том, что принятое Советом депутатов городского поселения Видное решение N21/38 от 20.10.2011 является законным и не подлежит отмене, поскольку указанное решение принималось в пределах исключительной компетенции Совета депутатов, уполномоченным органом, являющимся представительным органом населения городского поселения Видное, на заседании присутствовало более 50% от числа избранных депутатов, при этом все присутствующие депутаты проголосовали за принятие программы, указанное решение и программа в установленном законом порядке опубликованы в печати и на сайте городского поселения Видное.
Суд правильно указал, что глава городского поселения Видное при принятии программы действовал в рамках предоставленных ему полномочий, с учетом Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Устава городского поселения Видное и Соглашения о передаче Ленинскому муниципальному району Московской области отдельных полномочий городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области в области градостроительной деятельности, регулирования жилищных и земельных отношений на 2012.
Судом обоснованно отклонен довод заявителей, что вышеуказанные действия ограничивают их участие в вопросах местного значения, поскольку данная программа принималась Советом депутатов городского поселения Видное - представительным органом населения городского поселения Видное, то есть фактически выбранном жителями поселения. При этом суд правомерно указал, что проведение по данному вопросу публичных слушаний не предусмотрено.
Ссылка заявителе на проекты генерального плана и правил застройки и землепользования настоятельна, до настоящего времени генеральный план городского поселения Видное не утвержден, ранее генеральный план не утверждался.
В материалах дела нет доказательств нарушения прав заявителей принятием муниципальной адресной программы.
Предположения о нарушении биологического равновесия, изменения состава почв, возможном затоплении подвалов домов в районе планируемого строительства основаны на предположениях, и не подтверждены материалами дела.
Согласно ч.ч. 1,2 Градостроительного кодекса РФ развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
Решение о развитии застроенной территории принимается органом местного самоуправления по инициативе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, физических или юридических лиц при наличии градостроительного регламента, а также местных нормативов градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденных органом местного самоуправления расчетных показателей обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 9, 10 ст. 46.2 Градостроительного кодекса РФ по договору о развитии застроенной территории (далее также - договор) одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7-9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Договор заключается органом местного самоуправления с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 25 и 28 статьи 46.3 настоящего Кодекса.
Статьей 46.3 Градостроительного кодекса РФ определен порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории.
Как усматривается из материалов дела, решением Совета депутатов городского поселения Видное от 20.10.2011 N21/38 утверждена вышеуказанная адресная программа, которая опубликована в средствах массовой информации
На основании постановления администрации Ленинского муниципального района от 16.11.2011 N2428 "О проведении аукциона по продаже права на заключение договора о развитии застроенной территории", был проведен аукцион, сообщение о котором опубликовано в газете Видновские вести от 25.11.2011.
Протоколом N3 "О результатах аукциона" от 27.12.2011 победителем определено ООО "ЕвроТранс".
28.12.2011 по результатам вышеуказанного аукциона между муниципальным образованием "Ленинский муниципальный район Московской области" и ООО "ЕвроТранс" заключен договор о развитии застроенной территории.
В соответствии с постановлением администрации Ленинского муниципального района Московской области N354 от 31.01.2012 ООО "ЕвроТранс" разрешена разработка проекта планировки и проекта межевания застроенной территории городского поселения Видное площадью 30 га. О результатах аукциона также имеется сообщение в газете Видновские вести от 13.01.2012.
Таким образом, аукцион проведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, на основании решения Совета депутатов городского поселения Видное Ленинского муниципального района Московской области от 20.10.2011 N21/38, и оснований для призвания действий администрации Ленинского муниципального района по его проведению незаконными, не имеется.
Поскольку не установлены факты неисполнения ООО "ЕвроТранс" требований ч.9 ст.46.2 Градостроительного кодекса РФ, или иных нарушений действующего законодательства, допущенных при заключении договора о развитии застроенной территории от 28.12.2011, суд правомерно отказал заявителям в удовлетворении требования о расторжении названного договора.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе Чеснокову Г.И., Матрениной Е.Е., Нарцис Е.А., Музалевскому К.Д., Хомякову А.Н. в удовлетворении заявления законное, обоснованное и оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционных жалоб не состоятельные и не могут повлечь отмену решения суда.
Довод апелляционной жалобы Всероссийского общества охраны природы о рассмотрении дела в их отсутствии, не может повлечь отмену решения суда, поскольку общество охраны природы не является тем заинтересованным лицом, в отсутствие которого невозможно рассмотрение данного дела, принятым решением не разрешено о правах и обязанностях общества.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Видновского городского суда Московской области от 29 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.