Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.
судей Терещенко А.А., Вороновой М.Н.
при секретаре Солодовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 января 2012 года дело по кассационной жалобе администрации города Фрязино на решение Щелковского городского суда Московской области от 23 ноября 2011 года по заявлению Щелковского городского прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации городского округа города Фрязино по обеспечению доступа инвалидов в здание МОУ СОШ N 5 города Фрязино и обязании создать инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание.
Заслушав доклад судьи Хлопушиной Н.П., заключение прокурора Тришиной В.В.
УСТАНОВИЛА:
Щелковский городской прокурор Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации городского округа Фрязино по обеспечению доступа инвалидов в здание муниципального образовательного учреждения СОШ N5, обязании создать инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения.
В обоснование заявленных требований Щелковский городской прокурор указал, что Щелковской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения администрацией городского округа Фрязино требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов. В результате проверки установлено, что МОУ СОШ N 5 с углубленным изучением отдельных предметов, является объектом социальной инфраструктуры, основной целью деятельности которого является организация образовательного процесса. В нарушение требований действующего законодательства в здании МОУ СОШ N 5 отсутствуют специально оборудованный вход для детей инвалидов, использующих кресла-коляски, что препятствует несовершеннолетним на равных условиях обучаться в данной школе. Указанное здание значится в реестре муниципальной собственности администрации городского округа Фрязино и передано образовательному учреждению в оперативное управление. Администрация городского округа Фрязино допускает бездействие в части решения вопроса о создании необходимых условий для пребывания и обучения детей-инвалидов в здании школы.
Представитель администрации городского округа Фрязино с заявлением не согласился, в удовлетворении требований просил отказать.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 23 ноября 2011 года заявление Щелковского городского прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе администрация городского округа Фрязино просит об отмене решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При этом в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, Щелковской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения администрацией городского округа Фрязино требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов.
В результате проверки установлено, что МОУ СОШ N 5 с углубленным изучением отдельных предметов по адресу: Московская область, г. Фрязино, ул. Нахимова, д. 23 "а", является объектом социальной инфраструктуры, основной целью деятельности которой является организация образовательного процесса. В здании школы отсутствуют специально оборудованные лестницы для детей инвалидов, использующих кресла-коляски, что препятствует им на равных условиях обучаться в данной школе.
Установлено, что здание школы значится в реестре муниципальной собственности администрации городского округа Фрязино и передано образовательному учреждению в оперативное управление.В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта РФ.
В силу ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.
Согласно статье 17.2 Закона Московской области от 30.04.2009 года N 41/2009-03 "Об образовании" детям-инвалидам создаются условия для пребывания в образовательных учреждениях в Московской области, реализующих образовательные программы общего образования.
По условиям ст. 3, ч. 1 ст. 4 и ст. 6 Закона Московской области 22.10.2009 года N 121/2009-03 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, объекты образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством РФ и законодательством Московской области.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе, пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание.
Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.
В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, п.п. 3.9, 3.13, 3.14, в здании доложен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Анализ указанных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в обязанности органов местного самоуправления входит создание условий детям - инвалидам для беспрепятственного доступа и обучения в образовательных учреждениях.
Поскольку здание школы значится в реестре муниципальной собственности администрации городского округа Фрязино, требования Щелковского городского прокурора о признании незаконным бездействие администрации по обеспечению доступа инвалидов в здание муниципального образовательного учреждения СОШ N5, обязании создать инвалидам условия для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения, правильно признаны судом подлежащими удовлетворению.
Решение суда законное и оснований для его отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы не состоятельные и не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 23 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.