Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хлопушиной Н.П.
судей Лащ С.И., Вороновой М.Н.
при секретаре Трушкине Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 марта 2012 года дело по кассационной жалобе администрации Щелковского муниципального района на решение Щелковского городского суда Московской области от 29 декабря 2011 года по заявлению Щелковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации Щелковского муниципального района по обеспечению доступа инвалидов в здание МОУ Щелковская гимназия Щелковского муниципального района Московской области, обязании создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание гимназии.
Заслушав доклад судьи Хлопушиной Н.П., заключение прокурора Тришиной В.В.
УСТАНОВИЛА:
Щелковский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Щелковского муниципального района по обеспечению доступа инвалидов в здание МОУ Щелковская гимназия Щелковского муниципального района Московской области, обязании создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание гимназии.
В обоснование заявленных требований Щелковский городской прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Щелковского муниципального района требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов. В результате проверки установлено, что в МОУ Щелковская гимназия Щелковского муниципального района Московской области отсутствуют специально оборудованные пандусами лестницы для детей инвалидов, использующих кресла-коляски, что препятствует им на равных условиях обучаться в данном образовательном учреждении. Указанное здание значится в реестре муниципальной собственности Щелковского муниципального района и передано образовательному учреждению в оперативное управление. Администрация Щелковского муниципального района допускает бездействие в части решения вопроса о создании необходимых благоприятных условий для пребывания и обучения детей-инвалидов в здании школы.
Представитель администрации Щелковского муниципального района с заявлением не согласился, просил отказать в удовлетворении требований.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 29 декабря 2011 года заявление Щелковского городского прокурора удовлетворено.
В кассационной жалобе администрация Щелковского муниципального района просит об отмене решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
При этом в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, Щелковской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Щелковского муниципального района требований законодательства о социальной защите детей-инвалидов.
В результате проверки установлено, что МОУ Щелковская гимназия Щелковского муниципального района Московской области, расположенное по адресу: Московская область. г.Щелково. 1-й Советский пер., д.32 является объектом социальной инфраструктуры, основной целью деятельности которого является организация образовательного процесса. Вход в здание гимназии осуществляется по ступеням, которые не оборудованы пандусами и другими средствами подъема, что исключает беспрепятственный доступ детей инвалидов, использующих кресла-коляски, и препятствует им на равных условиях обучаться в данном образовательном учреждении.
Установлено, что здание гимназии значится в реестре муниципальной собственности администрации Щелковского муниципального района Московской области и передано образовательному учреждению в оперативное управление.В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта РФ.
В силу ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.
Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.
Согласно статье 17.2 Закона Московской области от 30.04.2009 года N 41/2009-03 "Об образовании" детям-инвалидам создаются условия для пребывания в образовательных учреждениях в Московской области, реализующих образовательные программы общего образования.
По условиям ст. 3, ч. 1 ст. 4 и ст. 6 Закона Московской области 22.10.2009 года N 121/2009-03 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, объекты образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; состояние объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Московской области должно обеспечивать свободный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, удовлетворять их потребность в беспрепятственном передвижении в Московской области, а также соответствовать нормам и правилам, установленным законодательством РФ и законодательством Московской области.
Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться специальными приспособлениями и оборудованием, в том числе, пандусами и поручнями у лестниц при входах в здание.
Финансирование мероприятий по созданию условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Московской области и бюджетах муниципальных образований Московской области. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к расходам бюджета Московской области и бюджетов муниципальных образований Московской области, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.
В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения, п.п. 3.9, 3.13, 3.14, в здании доложен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, лестницы на перепадах рельефа должны дублироваться пандусами, наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями.
Анализ указанных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в обязанности органов местного самоуправления входит создание условий детям - инвалидам для беспрепятственного доступа и обучения в образовательных учреждениях.
Поскольку здание школы значится в реестре муниципальной собственности администрации Щелковского муниципального района Московской области, требования Щелковского городского прокурора о признании незаконным бездействие администрации по обеспечению доступа инвалидов в здание МОУ Щелковская гимназия Щелковского муниципального района Московской области, обязании создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание гимназии, правильно признаны судом подлежащими удовлетворению.
Решение суда законное и оснований для его отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы не состоятельные и не могут повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 29 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.