судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего: Воейкова А.А.,
судей: Косенко Л.А., Яковлевой Л.А.,
при секретаре: Даньшовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Спасской районной Думы на решение Спасского районного суда Рязанской области от 19 июля 2012 года, которым постановлено:
Заявление Кузнецовой К.Б. удовлетворить.
Признать недействующим решение Спасской районной Думы N112/7 от 21.06.2012г. "О результатах рассмотрения инициативы по изменению порядка формирования Спасской районной Думы", со дня его принятия.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в "Информационном бюллетене Спасской районной Думы" и в газете "Спасские вести".
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Воейкова А.А., объяснения представителей Спасской районной Думы - Тарасовой Е.С., Мишниной Т.Ю., поддержавших жалобу, возражения представителя Кузнецовой К.Б. - Строкова И.А. против доводов жалобы, заключение прокурора Черняевой М.А., полагавшей решение суда отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецова К.Б. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Спасской районной Думы N112/7 от 21.06.2012г. "О результатах рассмотрения инициативы по изменению порядка формирования Спасской районной Думы", которым вводится новый порядок формирования Думы - из представителей поселений, а не путем избрания на муниципальных выборах.
Заявитель считает, что изменение порядка формирования Думы возможно только с учетом мнения граждан, проживающих на территории Спасского района, тогда как оспариваемое решение принято без учета мнения граждан, что является недопустимым.
Кроме того, по мнению заявителя, за принятие оспариваемого решения должны были проголосовать 10 депутатов (2/3 голосов от установленной численности депутатов), тогда как за принятие решения N112/7 от 21.06.2012г. проголосовало только 9 депутатов.
В связи с чем, заявитель просил удовлетворить заявленные требования.
Суд удовлетворил заявление Кузнецовой К.Б., постановив указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Спасская районная Дума просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу ч.4 ст.35 ФЗ от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представительный орган муниципального района:
1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;
2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
Согласно ч.5 ст.35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 27.12.2009г. N 365-ФЗ) представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если иное не установлено в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящей части.
В абзаце втором ч.5 ст.35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"закреплено, что инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, оформляется решением представительного органа расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи. Представительный орган муниципального района формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, если такое решение в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Решения представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, о поддержке инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, направляются в представительный орган муниципального района. Представительный орган муниципального района ведет учет данных о рассмотрении инициативы о формировании представительного органа муниципального района в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и принимает решение о результатах ее рассмотрения. В решении указываются представительные органы поселений, поддержавших данную инициативу, количество представителей от каждого поселения в представительный орган муниципального района, формируемый в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, и день начала работы указанного представительного органа. Данное решение направляется в представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, и подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в порядке, предусмотренном уставом муниципального района.
Установленный в соответствии с настоящей частью порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. В этот же срок представительный орган муниципального района принимает решение о приведении устава муниципального района в соответствие с требованиями части 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.
Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном пунктом 1 части 4 настоящей статьи, может быть выдвинута не позднее чем за один год до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района был бы вправе принять решение о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального района нового созыва в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае принятия в порядке, установленном настоящей частью, решения о формировании представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи выборы в представительный орган муниципального района не назначаются.
Из материалов дела следует, что в состав Спасского муниципального района Рязанской области входит 16 муниципальных образований: Спасск-Рязанское городское поселение, Выжелесское сельское поселение, Гавриловское сельское поселение, Зареченское сельское поселение, Ижевское сельское поселение, Исадское сельское поселение, Киструсское сельское поселение, Кирицкое сельское поселение, Кутуковское сельское поселение, Лакашинское сельское поселение, Михальское сельское поселение, Панинское сельское поселение, Перкинское сельское поселение, Собчаковское сельское поселение, Троицкое сельское поселение, Федотьевское сельское поселение (ч.3 ст.6 Устава МО - Спасский муниципальный район Рязанской области).
Представительным органом Спасского муниципального района является Спасская районная Дума, состоящая из 15 депутатов, избираемых на 5 лет. Выборы состоялись в марте 2008 года, по результатам которых 21 марта 2008 года Спасской районной Думой было принято решение N4/1 "О признании полномочий депутатов Спасской районной Думы".
9 декабря 2010г. Советом депутатов МО - Михальское сельское поселение Спасского муниципального района Рязанской области принято решение N 24/10 "О выдвижении инициативы по изменению порядка формирования Спасской районной Думы", согласно которому предложено формировать Спасскую районную Думу в порядке, установленном п.1 ч.4 ст.35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то есть из представителей поселений.
Вышеуказанная инициатива Совета депутатов МО - Михальское сельское поселение об изменении порядка формирования Спасской районной Думы в течении одного года была поддержана в 14-ти муниципальных образованиях (более чем в 2/3 поселений), а именно - решением Совета депутатов Ижевского сельского поселения N 40/14 от 13.12.2010г.; решением Совета депутатов Гавриловского сельского поселения N 23/9 от 14.12.2010г.; решением Совета депутатов Федотьевского сельского поселения N 25-13 от 23.12.2010г.; решением Совета депутатов Собчаковского сельского поселения N26 от 30.12.2010г.; решением Совета депутатов Лакашинского сельского поселения N 3/2 от 02.02.2011г.; решением Совета депутатов Заречинского сельского поселения N 2/2 от 02.02.2011г.; решением Совета депутатов Панинского сельского поселения N 2/3 от 04.02.2011г.; решением Совета депутатов Кирицкого сельского поселения N 4/2 от 04.02.2011г.; решением Совета депутатов Троицкого сельского поселения N 4/2 от 07.02.2011г.; решением Совета депутатов Исадского сельского поселения N 3/3 от 09.02.2011г.; решением Совета депутатов Перкинского сельского поселения N 3/3 от 10.02.2011г.; решением Совета депутатов Кутуковского сельского поселения N3/3 от 11.02.2011г.; решением Совета депутатов Киструсского сельского поселения N 3/3 от 11.02.2011г.; решением Совета депутатов Выжелесского сельского поселения N 4/3 от 21.02.2011г.
Решением Спасской районной Думы N 244/16 от 08.12.2011 года инициатива Совета депутатов Михальского сельского поселения была отклонена. Однако, Спасская районная Дума повторно рассмотрела вопрос в отношении поданной инициативы Совета депутатов Михальского сельского поселения, в результате чего было принято решение N112/7 от 21.06.2012г. "О результатах рассмотрения инициативы по изменению порядка формирования Спасской районной Думы", которым признано, что названная инициатива поддержана соответствующим количеством поселений и установлено, что представительный орган Спасской районной Думы подлежит формированию в новом порядке - из представителей поселений. Одновременно, было признано утратившим силу решение Спасской районной Думы N 244/16 от 08.12.2011 года.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, рассматривая заявленные требования, пришел к правильному выводу о том, что принятие оспариваемого решения относится к компетенции Спасской районной Думы, оно принято при наличии кворума и за его принятие проголосовало необходимое количество депутатов, то есть Думой соблюден порядок принятия такого нормативного правового акта.
Вместе с тем, суд, отменяя решение Спасской районной Думы N112/7 от 21.06.2012г., пришел к выводу о том, что оно по своему содержанию противоречит положениям ч.5 ст.35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в их конституционно-правовом истолковании, содержащемся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.05.2011г. N9-П.
В частности, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.05.2011г. N9-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.М.Савостьянова" положения п.1 ч. 4 и ч.5 ст.35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают возможность формирования представительного органа муниципального района путем вхождения в его состав представителей поселений из числа лиц, ранее избранных непосредственно населением, только в случае, если решение о переходе к такому способу формирования представительного органа муниципального района принимается представительными органами соответствующих муниципальных образований с учетом мнения населения, проживающего на данной территории, выявленного в порядке, устанавливаемом в уставах и иных нормативных правовых актах муниципальных образований.
По мнению суда, в сельских поселениях приняты названные решения без учета мнения населения, поэтому они противоречат положениям ч.5 ст.35 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в их конституционно-правовом истолковании, содержащемся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.05.2011г. N9-П, соответственно является незаконным и решение Спасской районной Думы N112/7 от 21.06.2012г.
Судебная коллегия полагает, что с такими выводами суда о незаконности решений сельских поселений нельзя согласиться, поскольку данные решения являются ненормативными правовыми актами и процессуальный закон устанавливает определенный порядок для их оспаривания. В частности, для признания их незаконными соответствующее заинтересованное лицо должно было обратиться в суд с заявлением в течении 3-х месячного срока (ст.256 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что в установленном законом порядке и в пределах названного срока в суд с названным заявлением никто не обращался, поэтому нельзя сказать того, что все решения сельских поселений незаконны. В связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания незаконным и решения Спасской районной Думы N112/7 от 21.06.2012г.
Кроме того, в силу ст.3 ГПК РФ в судебном порядке подлежат защите нарушенные либо оспариваемые права, свободы или законные интересы лица, обратившегося за судебной защитой.
Кузнецова К.Б. является жителем г.Спасск-Рязанский Рязанской области, поэтому она, в силу ст.3 ГПК РФ, не вправе оспаривать решения иных поселений, одобривших такую инициативу, поскольку они не могут нарушать ее прав, как жителя другого поселения.
Также судебная коллегия считает необходимым отразить, что интересы Кузнецовой К.Б. выражены в решении Спасск-Рязанского городского поселения (где проживает Кузнецова К.Б.), которым не поддержана инициатива Совета депутатов Михальского сельского поселения.
При таких обстоятельствах, решение Спасской районной Думы N112/7 от 21.06.2012г. не может нарушать прав Кузнецовой К.Б., что также указывает на необходимость отказа в удовлетворении заявленных требований.
Одновременно судебная коллегия считает необходимым отметить, что инициатива Совета депутатов МО - Михальское сельское поселение об изменении порядка формирования Спасской районной Думы и последующие решения поселений о поддержании такой инициативы были приняты до издания Конституционным Судом РФ постановления от 18.05.2011г. N9-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.М. Савостьянова", которым положения части 5 статьи 35 признаны не противоречащими Конституции РФ. При этом, Конституционный Суд РФ указал, что признание указанных законоположений не противоречащими Конституции РФ не ставит под сомнение законность перехода к формированию представительных органов муниципальных районов из представителей поселений.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что решение Спасской районной Думы N112/7 от 21.06.2012г. принято в соответствии с законом, а права либо свободы Кузнецовой К.Б. этим решением не были нарушены.
В соответствии со ст.328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение;
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, постановить новое решение, которым отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Спасского районного суда Рязанской области от 19 июля 2012 года отменить, постановить новое решение которым отказать Кузнецовой К.Б. в удовлетворении заявления о признании решения Спасской районной Думы N112/7 от 21.06.2012г. "О результатах рассмотрения инициативы по изменению порядка формирования Спасской районной Думы" противоречащим закону и недействующим полностью со дня его принятия.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.