Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пудова А.В.,
судей Коженовой Т.В. и Александровой З.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании с участием истца Помилуйко А.В. дело по апелляционной жалобе ответчика - УФСИН России (...) на решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 9 апреля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Пудова А.В., объяснения истца Помилуйко А.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Помилуйко А.В. обратился в Ленинский районный суд гор. Смоленска с иском к УФСИН России (...) о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии и установления процентной надбавки к окладу денежного содержания с включением незасчитанного ответчиком периода прохождения им службы в таможенных органах с 01.04.1994 г. по 12.09.2002 г., а также о соответствующем перерасчете с 01.01.2012 г. его денежного содержания.
УФСИН России (...) заявленные требования не признало. Его представитель Селифонов А.А. считал, что оснований для перерасчета выслуги не имеется. Он указал, что Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий включение в выслугу лет для назначения пенсии периодов службы в таможенных органах, распространяется исключительно на сотрудников МВД РФ. Что касается выслуги для установления процентной надбавки к окладу денежного содержания, то в данную выслугу засчитываются только периоды службы в качестве сотрудников, а Помилуйко А.В. с 01.04.1994 г. по 04.05.1998 г. работал в таможне по трудовому договору и был переведен на службу в таможенные органы лишь с 05.05.1998 г. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" вступил в силу с 01.09.1997 г. и на прошлые правоотношения не распространяется.
Обжалуемым решением иск удовлетворен частично.
Суд обязал ответчика засчитать оспариваемый период в выслугу лет для выплаты процентной надбавки к денежному содержанию Помилуйко А.В. и с 01.01.2012 г. произвести перерасчет денежного содержания истца.
В остальной части в иске было отказано.
В рассматриваемой апелляционной жалобе УФСИН России (...) просит отменить решение в части удовлетворения исковых требований Помилуйко А.В., полагая, что судом в указанной части неправильно определены обстоятельства, имеющие юридическое значение, и неправильно применены нормы материального права. Считает, что в выслугу лет Помилуйко А.В. может быть включен только период после его перевода на службу в таможенные органы РФ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия находит указанное решение правильным.
Из дела видно, что истец с 02.12.2002 г. и по настоящее время проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы РФ в должности (...) УФСИН России (...), имеет специальное звание "подполковник внутренней службы".
Ранее, согласно записям в трудовой книжке, Помилуйко А.В. работал в (....) таможне: с 14.09.1993 г. был назначен инспектором (...); приказом Председателя ГТК России от 01.04.1994 г. ему присвоено специальное звание "инспектор таможенной службы 2 ранга", после чего он был назначен инспектором, затем старшим инспектором отдела (...), старшим, ведущим инспектором (...) таможенного поста: приказом начальника ЗТУ от 21.04.1997 истцу присвоено специальное звание "инспектор таможенной службы 1 ранга": с 05.05.1998 г. он был переведен на службу в таможенные органы РФ по контракту (ст. 25 КЗоТ РФ), откуда с 12.09.2002 г. уволен в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (л.д. 19-20).
Заключением УФСИН России (...) от 27.05.2010 г. выслуга лет Помилуйко А.В. для установления ему процентной надбавки к окладу денежного содержания была определена в размере 13 лет 5 мес.; в выслугу включен период службы истца в таможенных органах РФ с 05.05.1998 г. по 12.09.2002 г.
Удовлетворяя заявленные им требования о включении также периода с 01.04.1994 г. по 04.05.1998 г. и обязывая УФСИН России (...) пересчитать с 01.01.2012 г. денежное содержание Помилуйко А.В., суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с подпунктом "р" пункта 2 Положения о порядке исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и таможенных органов РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 43 (с изм. от 31.01.2012), в выслугу лет для назначения надбавки сотрудникам засчитываются периоды службы в таможенных органах СССР, а также в таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания.
Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба (ст. 2).
Правоохранительная служба является видом федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (ст. 7).
До вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ), которым было введено понятие службы в таможенных органах, порядок замещения должности в таможенных органах регулировался положениями Таможенного кодекса РФ1993 г. (далее - ТК РФ).
Статьями 1,8 ТК РФ (в редакции, действовавшей до 1997 года) было установлено, что таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет РФ; региональные таможенные управления РФ; таможни РФ; таможенные посты РФ.
Статьями 420, 429 ТК РФ, утратившими силу в связи с введением в действие Федерального закона N 114-ФЗ, предусматривалось, что должностными лицами таможенных органов РФ могут быть только граждане РФ, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возложенные на таможенные органы РФ задачи; прием граждан РФ на работу в таможенные органы РФ в качестве должностных лиц этих органов осуществляется на контрактной основе; должностным лицам таможенных органов РФ присваиваются специальные звания. Специальные звания устанавливаются и порядок их присвоения утверждается Президентом РФ. Условия оплаты труда должностных лиц таможенных органов РФ определяются исходя из статуса этих органов как правоохранительных.
Пунктом 1 "в" Положения о порядке присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов и организаций таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 24.10.1992 N 1299 (в ред. Указа Президента РФ от 22.09.1993 N 1405), к числу специальных званий, присваиваемых должностным лицам таможенных органов и организаций таможенной службы РФ, отнесены "инспектор таможенной службы 1,2,3 рангов" (инспектора, специалисты 2 категории, другие специалисты).
В последующем в связи с вступлением в силу Федерального закона N 114-ФЗ постановлением Правительства РФ от 25.05.1998 N 505 "Вопросы приравнивания специальных званий сотрудников таможенных органов Российской Федерации" (ред. от 26.01.2000) было определено, что специальные (персональные) звания должностных лиц таможенных органов РФ, присвоенные на основании Указа Президента РФ от 24.10.1992 N 1299, - инспектор таможенной службы 1, 2 ранга - приравнены к специальным звания сотрудников таможенных органов, введенных Федеральным законом N 114-ФЗ - старший лейтенант, капитан таможенной службы (соответственно).
Следовательно, как правильно указал суд, выполнение должностным лицом, имеющим специальное звание, работы в таможенных органах РФ до вступления в силу Федерального закона N 114-ФЗ отвечало критериям прохождения службы в таможенных органах, определенным в названном Федеральном законе.
Суд обоснованно со ссылкой на статьи 420, 429 ТК РФ отверг доводы ответчика о том, что до вступления в силу Федерального закона N 114-ФЗ должностные лица таможенных органов РФ работали по трудовому договору, т.е. не проходили службу, и что в ранее действовавших документах отсутствовало понятие "служба в таможенных органах".
Согласно указанным статьям ТК РФ, граждане РФ, назначаемые на должность в таможенные органы, принимали присягу, текст которой содержал клятву "? добросовестно выполнять свои служебные обязанности и подчиняться требованиям дисциплины таможенной службы".
Присяга - это официальное торжественное обещание (клятва), которое дается при поступлении (призыве) на военную или иную службу, получении определенного статута, вступлении в должность.
Что касается отсутствия в более ранних нормативных актах понятия "служба в таможенных органах", то само по себе это обстоятельство не может служить основанием для отказа во включении оспариваемого периода, поскольку, как установлено, и до вступления в силу названного Федерального закона истец, являвшийся должностным лицом (...) таможни и имевший специальное звание, фактически также проходил службу в таможенных органах РФ.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает и тот факт, что, как усматривается из представленных Помилуйко А.В. новых документов, а именно: заключения УФСИН России (...) от 22 мая 2012 г. и приказа того же органа от 28 мая 2012 г. N ..., полученных им уже после принятия обжалуемого ответчиком решения, период его трудовой деятельности в (...) таможне с 01.04.1994 г. по 04.05.1998 г. был засчитан в выслугу лет для установления процентной надбавки к окладу денежного содержания.
Доводы жалобы по существу тождественны доводам возражений против иска, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка, поэтому оснований для отмены или изменения решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда гор. Смоленска от 9 апреля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу УФСИН России (...) - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.