Апелляционная инстанция Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего: Белоусовой В.Б.
Судей: Бучневой О.А., Тюриной Н.А.
При секретаре: Рябчиковой Н.А.
Рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу Кудрявцева И.Н. на решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 16 марта 2012 года по гражданскому делу по иску Кудрявцева И.Н. к ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в г.Уварово и Уваровском районе о включении в специальный стаж периода работы и назначении досрочной пенсии.
Заслушав доклад судьи Белоусовой В.Б., апелляционная инстанция,
УСТАНОВИЛА:
Кудрявцев И.Н. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Уварово и Уваровском районе о включении в специальный стаж времени работы и назначении досрочной пенсии указав, что длительное время он работал в учреждении для детей, осуществлял педагогическую деятельность. Педагогический стаж составляет 23 года 01 месяц 21 день.
Однако, пенсионным фондом не был засчитан в льготный стаж период с 10.07.1986г. по 03.05.1988г. (01 г. -9м. 24 дн.)-служба в армии по призыву, а и также периоды с 02.01.1990 г. по 11.01.1990г. (10 дн.) и с 23.03.1991г. по 01.04.1991г. (09 дн.) - ученические отпуска.
Просит включить указанные периоды в специальный стаж и назначить ему досрочную трудовую пенсии по старости с момента обращения - с 10.11.2011г.
Решением Уваровского районного суда Тамбовской области от 16 марта 2012 г. требования Кудрявцева И.Н. были удовлетворены частично. В специальный стаж были включены периоды нахождения в ученических отпусках с 02.01.1990 г. по 11.01.1990г. и с 23.03.1991г. по 01.04.1991г.. В остальной части иска было отказано.
В жалобе Кудрявцев И.Н. просит решение отменить, указав, что Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320 установил, что исчисление трудового стажа должно осуществляться по нормам ранее действовавшего законодательства. Новая система норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации зава на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретённых им до 1 января 2002 года пенсионных прав.
Период его службы в составе Вооруженных Сил СССР относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года. В период прохождения срочной службы в Вооруженных Силах СССР - применялись Списки учреждений и должностей, утверждённые Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N1397 (действовавшие до 1.10.1993 года в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993г. N953), по правилам которого, в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, включались периоды прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР в соответствии с п.п. "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения утверждённого настоящим постановлением.
Согласно пункта 4 "Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" утв. постановлением Советом министров СССР от 17.12.1959 г. N1397 в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В связи с чем, период службы в армии должен быть включен в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
По указанным основаниям считает необоснованной ссылку суда на Инструкцию о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утв. приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N94., поскольку данная инструкция применялась только для регулирования правоотношений, связанных с определением стажа работы для установления размера оплаты труда педагогических работников. В связи с этим нормы вышеуказанной инструкции не могут применяться в правоотношениях, возникающих при реализации права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельности.
В возражениях ГУ УПФ РФ в г.Уварово и Уваровском районе просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав Кудрявцева И.Н., его представителя Милосердова А.И., поддержавших доводы жалобы, представителя ГУ УПФ РФ в г.Уварово и Уваровском Рязанову Т.С., суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г.
Указанным нормативным документом, не предусмотрено включение в стаж педагогической работы периода службы в Вооруженных Силах, органах внутренних дел.
Не предусматривалось включение вышеназванных служб и действовавшими до 1 января 2002 г. нормативными правовыми актами, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем согласно п.1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397, учителям и другим работникам просвещения кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
Указанная служба подлежала включению в стаж при определенном условии.
В силу п.4 данного Положения период службы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N2-П, а также в ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Истец проходил службу в составе Вооруженных сил СССР с 10.07.1986г. по 03.05.1988г., что подтверждается военным билетом.
Не менее 2/3 стажа работы истца приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет, как того требует п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397.
Действовавшее пенсионное законодательство не связывало возможность включения в стаж работы по специальности с таким условием как призыв на военную службу в период трудовой деятельности по специальности.
В связи с чем, ссылка суда первой инстанции на Инструкцию о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года N 94 как основание отказа во включении в специальный стаж службы в составе Вооруженных сил СССР является необоснованной.
Учитывая, что право на пенсию у Кудрявцева И.Н. с учетом включения в стаж службы в Вооруженных Силах СССР возникло с момента обращения 10.11.2011г., то требование о назначении пенсии также обоснованно было удовлетворено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отменяет решения в части отказа во включении в стаж и досрочном назначении пенсии и в этой части выносит новое решение:
Кудрявцеву И.Н. включить в стаж работы дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период службы в составе Вооруженных сил СССР с 10.07.1986г. по 03.05.1988г.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.Уварово и Уваровском районе назначить Кудрявцеву И.Н. пенсию по старости с 10 ноября 2011 года.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уваровского районного суда Тамбовской области от 16 марта 2012 года в части отказа во включении в стаж и досрочном назначении пенсии отменить и в этой части вынести новое решение :
Кудрявцеву И.Н. включить в стаж работы дающий право на досрочное назначение пенсии по старости период службы в составе Вооруженных сил СССР с 10.07.1986г. по 03.05.1988г.
Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.Уварово и Уваровском районе назначить Кудрявцеву И.Н. пенсию по старости с 10 ноября 2011 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.