Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего:
Пачиной Л.Н.,
судей: Ледовских И.В., Андриановой И.В.,
с участием прокурора Лесняк Е.Н.,
при секретаре: Бурдиной С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 сентября 2012 года гражданское дело по иску Зайцева А.С. к Управлению труда и социального развития Тамбовской области, ГУ-Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Министерству финансов РФ, Финансовому управлению Тамбовской области о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, компенсации вреда здоровью и морального вреда,
по апелляционной жалобе Зайцева А.С. на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 21 марта 2012 года.
Заслушав доклад судьи Пачиной Л.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Зайцев А.С. обратился в суд с иском к Управлению труда и социального развития Тамбовской области о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, денежной компенсации морального вреда в размере ***, причиненного ему в результате непредоставления путевки, а также компенсации вреда здоровью, наступившего в результате прерывания лечения, в размере ***.
В обоснование заявленных требований указал, что является ***, в связи с чем, имеет право на ежегодное санаторно-курортное лечение. С 2011 года функции по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение были возложены на Управление труда и социального развития Тамбовской области.
В установленном законом порядке он 27 марта 2011 года подал заявление на получение путевки, однако, путевка на санаторно-курортное лечение ему предоставлена не была.
В связи с неисполнением ответчиком обязательства по представлению санаторно-курортной путевки Зайцев А.С. считает, что ущемлены его права на получение социальной помощи в полном объеме, нарушен цикл его лечения, поскольку путевку он должен получать ежегодно, ухудшилось состояние его здоровья.
Зайцев А.С. просил взыскать с ответчика стоимость путевки на санаторно-курортное лечение, денежную компенсацию морального вреда в размере ***, причиненного ему в результате непредоставления путевки, а также компенсацию вреда здоровью, наступившего в результате прерывания цикла лечения, в размере ***.
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 21 марта 2012 года Зайцеву А.С. отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе Зайцев А.С. просил отменить принятое решение как нарушающее его конституционное право на социальную защиту, принятое с нарушением норм материального и процессуального права и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия установила, что суд первой инстанции, разрешая иск Зайцева А.С. по существу, неправильно определил субъектный состав лиц, участвующих в деле, без учета положений пункта 3 статьи 125, статьи 1071 Гражданского кодекса РФ и затронул права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, что является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции ( часть 4 статьи 330 ГПК РФ).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Зайцеву А.С. в части возмещения стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, суд первой инстанции исходил из того, что ни Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями), ни Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) не предусматривают возможности получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
Разрешая спор в части взыскания компенсации морального вреда и вреда здоровью, судом первой инстанции были нарушены требования гражданского процессуального закона, которое выразилось в принятии решения по требованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов без учета положений ст.1069 ГК РФ.
Данное обстоятельство в силу части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции от 21 марта 2012 года как постановленного с существенным нарушением норм гражданского процессуального законодательства и перехода к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции в качестве соответчиков к участию в деле привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Тамбовской области, Финансовое управление Тамбовской области, ГУ -Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.
Истец Зайцев А.С. в суде апелляционной инстанции исковые требования поддержал в полном объеме и уточнил, просил взыскать с Управления труда и социального развития Тамбовской области в его пользу денежную компенсацию за неиспользованную путевку на санаторно-курортное лечение в 2011 году либо предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2011 год; вред, причиненный его здоровью в размере ***, в связи с нарушением ежегодного курса необходимого лечения; а также компенсацию морального вреда в сумме ***, который был причинен ему в результате незаконных действий начальника Управления труда и социального развития Тамбовской области; спорные денежные суммы просил взыскать с Финансового управления Тамбовской области.
Представитель ответчика Управления труда и социального развития Тамбовской области по доверенности Дустов Р.Д. исковые требования не признал, полностью, пояснив, что Федеральный закон " О государственной социальной помощи" не предусматривает денежной компенсации взамен непредоставленной путевки на санаторно-курортное лечение как и ежегодного представления путевки; требования о компенсации вреда здоровью не основаны на законе, как и требования о компенсации причиненного морального вреда; поскольку в действиях сотрудников Управления труда и социального развития Тамбовской области отсутствует вина в несвоевременном предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 году, так как денежные средства из федерального бюджета поступили в декабре 2011 года.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Тамбовской области Перегудова Г.А. считает, что Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком, надлежащим ответчиком по делу является Финансовое управление Тамбовской области, которое является источником финансирования Управления труда и социального развития Тамбовской области, в случае удовлетворения исковых требований моральный вред подлежит взысканию за счет средств областного бюджета.
Представитель ответчика ГУ-Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Апарина В.В. также считает, что Фонд социального страхования РФ не является надлежащим ответчиком по делу, поддержала пояснения представителя Управления труда и социального развития Тамбовской области, пояснив, что их деятельность по обеспечению отдельных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечения зависит от поступления денежных средств. При этом право истца на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение не оспаривается.
Представитель Финансового управления Тамбовской области Абызова С.Ю. исковые требования не признала, пояснив, что финансирование по обеспечению путевками на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан осуществляется в соответствии с законом "О бюджете Тамбовской области на 2011 год". Управление труда и социального развития Тамбовской области в лице начальника Управления выступает главным распорядителем бюджетных средств и является надлежащим ответчиком по делу по основным требованиям. По требованиям о компенсации морального вреда и вреда здоровью просила отказать в полном объеме, поскольку в действиях Управления труда и социального развития Тамбовской области отсутствует вина в несвоевременном предоставлении путевки истцу, так как финансирование указанных расходов было в рамках определенных лимитов, за которые Управление не могло выйти. А причинение вреда здоровью и морального вреда истцом не доказано.
Выслушав стороны, заключение прокурора Лесняк Е.Н., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье7 (часть1), гарантируя каждому социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (статья39, часть1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан.
Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты, включая выбор формы их предоставления (денежной или натуральной).
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004года N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" система социальной защиты населения была реформирована, основная частьранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот была заменена ежемесячной денежной выплатой.
В то же время Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ был дополнен главой 2, в соответствии с которой ряду категорий граждан (к их числу относятся и истец) предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя, в том числе, бесплатное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний).
Одновременно гражданам предоставлено право выбора: получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.
В соответствии со статьей 6.1 ФЗ от 17 июля 1999года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Перечень социальных услуг, в который входит, в том числе, и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, установлен статьей 6.2 пункт 1.1 названного закона.
Из дела видно и установлено судом, что Зайцев А.С. является *** ( л.д. 4-5).
Индивидуальной программой реабилитации инвалида Зайцева А.С. рекомендовано санаторно-курортное лечение 1 раз в год ( л.д.6-7).
В течение 2011 года Зайцев А.С. дважды обратился в Управление труда и социального развития Тамбовской области с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям, однако, в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2011 году Зайцеву А.С. было отказано со ссылкой, что ежегодное предоставление *** бесплатной санаторно-курортной путевки нормативными правовыми актами не предусмотрено (л.д. 3).
По состоянию на 16 ноября 2011г. истец стоял на очереди для получения путёвок на санаторно-курортное лечение на 2011 года за номером 3757(л.д.3). Однако, право на получение путевки на санаторно- курортное лечение в 2011 году истцом не было реализовано ввиду отказа в предоставлении путевки.
Согласно пункту 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30июня 2004г. N321 является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29декабря 2004г. N328 был утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Указанным порядком предусмотрено также предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением.
Так, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда (пункт 3.7 Порядка).
Федеральный закон "О государственной социальной помощи" устанавливает, что
периодом предоставления гражданам социальных услуг, в том числе санаторно-курортного лечения,
является календарный год (пункт 2 статьи 6.3).
Статьей 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" раскрывается понятие индивидуальной программы реабилитации и устанавливается обязательность её исполнения органами государственной власти и иными организациями независимо от форм собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 2426-р
утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и администрацией Тамбовской области о передаче администрации Тамбовской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числе ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Постановлением Администрации Тамбовской области от 10 мая 2011 года N 471 на основании вышеназванного распоряжения Правительства РФ N 2426-р от 27.12.2010 года и условий Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и администрацией Тамбовской области о передаче администрации Тамбовской области осуществления части полномочий Российской Федерации -
Управление труда и социального развития области определено главным распорядителем средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Тамбовской области на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению отдельным категориям граждан, проживающим на территории Тамбовской области, путевок на санаторно-курортное лечение.
Ответчиком по делу Управлением труда и социального развития Тамбовской области в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не было представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о принятии Управлением труда и социального развития Тамбовской области исчерпывающих мер для обеспечения *** Зайцева А.С. гарантированной государством социальной помощью в виде санаторно-курортного лечения за 2011 год, рекомендованной ему индивидуальной программой реабилитации 1 раз в год.
При этом, как установлено судом апелляционной инстанции, добровольно Зайцев А.С. от предоставления санаторно-курортного лечения в 2011 году не отказывался.
В соответствии со статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации выбор способа защиты нарушенного права принадлежит гражданину.
Выбранный истцом способ защиты нарушенного права путем предъявления иска с учетом уточнения в суде апелляционной инстанции о предоставлении санаторно-курортного лечения за 2011 год не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит исковые требования Зайцева А.С. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2011 года подлежащими удовлетворению, поскольку истец своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении один раз в год, и ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета ввиду того, что, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению *** путёвками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели.
При этом Управление труда и социального развития Тамбовской области не может быть освобождено от исполнения указанных обязанностей, в том числе и при истечении календарного года ( в данном случае 2011), установленного для предоставления гражданам социальных услуг частью2 статьи6.3 Федерального закона от 17 июля 1999г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", так как указанная норма направлена на определение срока, в пределах которого государство гарантирует гражданину реализацию его прав. Неисполнение государством своих обязанностей не является основанием для лишения гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путёвкой на санаторно-курортное лечение.
При таких обстоятельствах действия Управления труда и социального развития Тамбовской области об отказе в предоставлении гарантированной государством социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения за 2011 год нельзя признать соответствующими закону, в связи с чем требования Зайцева А.С. о взыскании компенсации морального вреда в связи с незаконными действиями должностных лиц Управления труда и социального развития Тамбовской области подлежащими удовлетворению в части.
В соответствии со статьей53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Данная норма конституционно-правового регулирования в сфере властно-административных правоотношений реализуется путем закрепления в Гражданском кодексе Российской Федерации обязанности возместить ущерб, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.
Статья1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Под незаконными действиями (бездействиями), на которые указано в статье 1069 ГК РФ, следует понимать деяния, противоречащие законам и другим правовым актам.
Как видно из материалов дела, Зайцев А.С. не получил путевку на санаторно-курортное лечение в 2011 году по вине должностных лиц Управления труда и социального развития Тамбовской области, к компетенции которых отнесено предоставление путевок на санаторно-курортное лечение ***, проживающим на территории Тамбовской области, в связи с чем испытывал нравственные страдания.
Следовательно, вред, причиненный в результате таких действий, подлежит возмещению в силу ст. 151 ГК РФ в порядке, установленном в статье 1069 ГК РФ. Возмещение вреда в этом случае производится не государственными и муниципальными органами либо их должностными лицами, а за счет соответствующей казны.
Вопрос об органах, выступающих от имени казны при возмещении вреда за ее счет, разрешен в статье 1071 ГК РФ, где предусмотрено, что от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
С учетом изложенного, взыскание компенсации морального вреда за незаконные действия Управления труда и социального развития Тамбовской области должно быть произведено за счет казны субъекта - Финансового управления Тамбовской области.
При этом размер компенсации морального вреда судебная коллегия определяет в *** с учетом положений ст.ст. 151, 1099 ГК РФ, конкретных обстоятельств по делу, характера выявленных судом нарушений прав истца Зайцева А.С., степени его нравственных страданий и требований разумности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, оценив установленные обстоятельства по делу, выслушав доводы сторон, считает, что исковые требования Зайцева А.С. к Управлению труда и социального развития Тамбовской области, Финансовому управлению Тамбовской области о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2011 года, взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, а в удовлетворении тех же требований к ГУ-Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Министерству финансов РФ - следует отказать за необоснованностью.
Требования Зайцева А.С. о взыскании вреда, причиненного здоровью, в размере *** удовлетворению не подлежат как не основанные на законе. Доказательств причинения истцу вреда здоровью, который подлежал бы возмещению за счет ответчиков, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 21 марта 2012 года отменить.
Исковые требования Зайцева А.С. к Управлению труда и социального развития Тамбовской области, Финансовому управлению Тамбовской области удовлетворить частично.
Обязать Управление труда и социального развития Тамбовской области обеспечить Зайцева А.С. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2011 год.
Взыскать с Финансового управления Тамбовской области компенсацию морального вреда в размере ***.
В удовлетворении исковых требований Зайцеву ФИО16 к Министерству финансов Российской Федерации, ГУ-Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, компенсации вреда здоровью и морального вреда о т к а з а т ь.
Председательствующий: Пачина Л.Н.
Судьи: Ледовских И.В., Андрианова И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.