Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Белоусовой В.Б.,
судей: Тюриной Н.А., Бучневой О.А.,
при секретаре Коломытцевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самолдиной Е.М. к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения города Котовска" и Управлению социального развития Тамбовской области о признании права на меру социальной поддержки многодетных семей - единовременную выплату на улучшение жилищных условий,
по апелляционной жалобе Самолдиной Е.М. на решение Котовского городского суда Тамбовской области от 02 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Тюриной Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
*** Самолдина Е.М. родила третьего ребенка - С.
После выдачи ей *** в Тамбовском областном государственном бюджетном учреждении социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения ***" удостоверения многодетной матери ею было подано заявление о выплате средств на улучшение жилищных условий в размере до *** тысяч рублей, предусмотренных Законом Тамбовской области от 23 июня 2006 г. N 57-З "О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области".
Однако, в принятии документов и выплате указанных средств Самолдиной Е.М. было отказано в связи с тем, что данная мера социальной поддержки предусматривалась только до 31 декабря 2011 года. Самолдина Е.М. обратилась в суд с иском к Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Центр социальных услуг для населения ***" об отмене решения об отказе ей в осуществлении вышеуказанной выплаты и просила признать за нею право на получение вышеуказанной меры социальной поддержки.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика было привлечено Управление социального развития Тамбовской области.
Решением Котовского городского суда Тамбовской области от 02 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований Самолдиной Е.М. было отказано. При этом суд руководствовался тем обстоятельствам, что Закон Тамбовской области от 23 июня 2006 г. N 57-З "О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области", как и норма о предоставлении спорной выплаты, прекратили свое действие на дату обращения истицы с заявлением; требуемая сумма подлежала уплате только в течение очередного финансового года и только семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, к которым семья истца не относится.
В апелляционной жалобе Самолдина Е.М. просит решение суда отменить. Указывает, что в ходе судебного разбирательства специалистом ТОГБУСОН "Центр социальных услуг для населения ***" было заявлено о том, что обратившимся за спорной выплатой сразу же после новогодних праздников 2012 г. они шли на встречу и при ее обращении в тот же период выплата ей была бы произведена. Ей не было разъяснено о ее праве на получение единовременной выплаты на улучшение жилищных условий, в связи с этим документы не были подготовлены вовремя. На самом деле ее семья нуждается в улучшении жилищных условий, что подтверждается соответствующим актом, составленным организацией, привлеченной за счет самой истицы.
В возражениях на апелляционную жалобу ТОБУСОН "Центр социальных услуг для населения города Котовска" просит решение суда оставить без изменения ввиду того, что спорная мера социальной поддержки утратила силу с 01 января 2012 года, тогда как статус многодетной матери Самолдина Е.М. получила 11 января 2012 г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной истцом Самолдиной Е.М., выслушав возражения представителей ответчиков ТОБУСОН "Центр социальных услуг для населения города Котовска" Тереховой Е.М. и Астафуровой Н.В., Управления социального развития Тамбовской области - Соколовой Л.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции верно исходил из следующих положений.
По состоянию на дату рождения Самолдиной Е.М. третьего ребенка - *** действовал п. 15 ч. 1 ст. 4 Закона Тамбовской области от 23 июня 2006 г. N 57-З "О мерах по социальной поддержке многодетных семей в ***", в соответствии с которым многодетной семье, имеющей трех детей, предоставляется единовременная выплата на улучшение жилищных условий в размере до *** тыс. рублей. Единовременная выплата на улучшение жилищных условий предоставляется многодетной семье один раз и может быть использована на: приобретение жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, в том числе на строительство (приобретение) жилья в рамках реализации федеральной и (или) областной целевой программы, предусматривающей предоставление гражданину субсидии на строительство (приобретение) жилья; завершение строительства жилого дома; проведение капитального ремонта жилого помещения; газификацию жилого помещения.
Было установлено, что порядок и условия предоставления единовременной выплаты определяется постановлением администрации области.
В п. 10.2 Порядка и условий предоставления и финансирования мер социальной поддержки многодетных семей (утв. постановлением администрации Тамбовской области от 24 августа 2009 г. N 999 "О реализации Закона области "О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области") (далее Порядок) предусматривалось, что право на получение выплаты на улучшение жилищных условий предоставляется на основании заявления многодетной семьи.
Законом Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-З
"О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" и Постановлением Администрации Тамбовской области от 21 декабря 2011г. N1832 "О предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям" соответственно вышеприведенные положения были признаны утратившими силу с 01 января 2012 г.
Законом Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" единовременная выплата на улучшение жилищных условий, о предоставлении которой заявлено истцом, не предусмотрена.
О предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Тамбовской области от 26 мая 2011 г. N 11-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области", истцом не заявлено.
Судом верно установлено, что заявление о предоставлении спорной меры социальной поддержки было подано истцом уже после признания соответствующих положений утратившими силу, ввиду чего они, в независимости от даты рождения ребенка, применяться не могут.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы истца о невозможности обращения с заявлением о предоставлении спорной выплаты ввиду того, что о наличии права на ее получение, предусмотренного п. 15 ч. 1 ст. 4 Закона Тамбовской области от 23 июня 2006 г. N 57-З "О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области", и сроке действия данной нормы ей не были даны разъяснения специалистом ТОБУСОН "Центр социальных услуг для населения города Котовска". Данная информация вне зависимости от дополнительного разъяснения, является общедоступной: публикуется в установленном порядке в СМИ, находится в свободном доступе в информационных сетях, кроме того, была вывешена на обозрение на информационном стенде ТОБУСОН "Центр социальных услуг для населения города Котовска" и должна была быть известна заинтересованным лицам.
Также не являются состоятельными и доводы истца о невозможности обращения с соответствующим заявлением до получения удостоверения многодетной матери.
Так, согласно п. 1.4 прежде действовавшего Порядка, документом, подтверждающим право многодетной семьи на получение мер социальной поддержки, является удостоверение многодетной матери (отца).
В силу п. 10.6. Порядка право многодетной семьи на получение единовременной выплаты возникает только с момента принятия комиссией решения о предоставлении единовременной выплаты, то есть уже после рассмотрения компетентным органом заявления многодетного родителя с предоставленным пакетом документов.
Таким образом, исходя из приведенных положений в их взаимосвязи с вышеизложенным содержанием п. 10.2 Порядка, право на подачу заявления на получение спорной выплаты с пакетом необходимых документов предоставлено многодетной семье вне зависимости от времени получения соответствующего удостоверения.
Иные доводы апелляционной жалобы, в частности о том, что другим многодетным матерям, обратившимся в ТОБУСОН "Центр социальных услуг для населения города Котовска" также в 2012 году, спорная выплата выплачивалась, не могут быть предметом рассмотрения в рамках спорных правоотношений. Более того, стороной ответчиков указанному обстоятельству были даны объективные пояснения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что судом правильно применен материальный закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст.ст. 67, 196 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование закона, иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда и опровергающих его выводы.
Нарушений норм процессуального закона, которые могли бы служить основанием для отмены решения суда, судом допущено не было.
Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Котовского городского суда Тамбовской области от 02 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Самолдиной Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.