Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Федоровой С.Б.,
судей Луниной Т.Д., Крыловой Э.Ю.
при секретаре Маклиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации г. Тулы на решение Центрального районного суда г.Тулы от 29 июня 2012 года по делу по иску Михайлова Е.А. и Михайловой Т.В. к Администрации г. Тулы о признании незаконным акта органа местного самоуправления и восстановлении в списках участников целевой программы по обеспечению жильем.
Заслушав доклад судьи Федоровой С.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михайлов Е.А. и Михайлова Т.В. обратились в суд с иском к Администрации г. Тулы о признании незаконным акта органа местного самоуправления и восстановлении в списках участников целевой программы по обеспечению жильем. В обоснование заявленных требований указали на то, что постановлением Главы администрации города Тулы от 05.11.2008 N, их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2006-2010 годы". Пояснили, что они совместно проживают по адресу: "адрес", в квартире, которая была приобретена Михайловой Т.В. и её матерью в 1994 году. С ними проживают их дети: М.А.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.С.Е. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и М.Е.Е. - ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 09.02.2011 года их семья была признана многодетной. В 2011 году они обращались в Администрацию г. Тулы и им было сообщено, что их очередь на получение сертификата на выплату социальной поддержки в рамках целевой программы на приобретение жилья уже подходит и в ближайшие месяцы им будет произведена денежная выплата. Впоследствии им стало известно, что на основании Постановления Администрации г. Тулы от 25.01.2012 г. N их семья была исключена из списков участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 гг.", поскольку ими были намеренно ухудшены жилищные условия. Полагали, что действия Администрации города Тулы и ее уполномоченных органов незаконны и необоснованны.
Просили суд признать незаконным постановление Администрации города Тулы от 25.01.2012 г. N в части, исключающей молодую семью Михайлова Е.А., составом семьи 5 человек (он - Михайлов Е.А., жена Михайлова Т.В., дочь М.А.Е., дочь М.С.Е., сын М.Е.Е.), проживающую по адресу: "адрес", как намеренно ухудшившую свои жилищные условия, недействующим со дня принятия.
Восстановить семью Михайловых в списке участников муниципальной долгосрочной программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы".
В судебном заседании истцы Михайлов Е.А. и Михайлова Т.В. исковые требования поддержали.
Представитель истца Михайлова Е.А., допущенная к участию в деле в соответствии с ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, Филатова С.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Администрации г. Тулы по доверенности Радецкая Н.Г. исковые требования не признала, в связи с отсутствием законных оснований для удовлетворения иска.
Суд решил: исковые требования Михайлова Е.А. и Михайловой Т.В. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации г. Тулы от 25.01.2012 года N в части исключения из списка участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015гг." молодой семьи Михайлова Е.А. составом семьи 5 человек (он, жена - Михайлова Т.В., дочь Михайлова А.Е., дочь - М.С.Е., сын М.Е.Е.), проживающей по адресу: "адрес", как намеренно ухудшившие жилищные условия.
Обязать Администрацию г. Тулы восстановить семью Михайлова Е.А. составом семьи 5 человек (он, жена - Михайлова Т.В., дочь Михайлова А.Е., дочь - М.С.Е., сын М.Е.Е.) проживающую по адресу: "адрес" в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 гг." в той очереди, которую она занимала на момент принятия Администрацией г. Тулы постановления от 25.01.2012 года N.
В апелляционной жалобе Администрация г. Тулы просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что со стороны Михайловых имело место намеренное ухудшение жилищных условий, в связи с чем Администрация города обоснованно отказала в постановке данной семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, полагали, что решение постановлено судом с нарушением положений ст.ст.53,54 ЖК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Администрации г. Тулы, выслушав объяснения представителя Администрации г. Тулы по доверенности Радецкую Н.Г., возражения Михайлова Е.В., судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Постановлением администрации г. Тулы N 1754 от 19.06.2009 г. (ред.от 18.01.2012 г.) утверждена муниципальная долгосрочная целевая Программа "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы".
Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ N 285 от 13.05.2006 г. (с последующими изменениями и дополнениями), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 6 вышеуказанных Правил предусмотрено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пункту 18 Правил к числу оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил.
Аналогичные положения содержатся и в разделе VII муниципальной долгосрочной целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2012 годы", утвержденной постановлением Администрации г. Тулы N 1754 от 19.06.2009 г.
Пунктом 2.8. Положения об организации работы по реализации муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009-2015 годы", утвержденного постановлением Администрации г. Тулы N 903 от 18.03.2010 г. (с изменениями, внесенными постановлением администрации г. Тулы от 12.12.2011 г. N 3437), предусмотрено, что по результатам рассмотрения представленных документов комиссией по жилищным вопросам принимается решение о признании или отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий или необходимости проверки представленных сведений (получения информации от иных органов и организаций).
В силу п. 2.13 указанного Положения решение о признании (об отказе в признании) молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий должно быть принято администрацией города Тулы не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов в управление муниципального жилищного фонда.
В силу статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Как указано в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктами 2, 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Таким образом, решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Михайлов Е.А., 29.11.1977 года рождения и Михайлова Т.В., 01.09.1976 года рождения, состоят в зарегистрированном браке с 13.12.1997 г.
От брака они имеют троих детей: М.А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением комиссии по признанию молодых семей участниками муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2006-2010 годы" от 03.10.2008 года N, молодя семья Михайлова Е.А. составом семьи 4 человека (он, жена - Михайлова Т.В., дочь Михайлова А.Е., дочь - М.С.Е.), проживающая по адресу: "адрес", признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2006-2010 года".
Постановлением Главы Администрации г. Тулы от 05.11.2008 г. N 4466 "О признании молодых смей нуждающимися в улучшении жилищных условий и участниками муниципальной программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2006-2010 года" вышеназванное решение комиссии было утверждено.
Судом первой инстанции установлено, что на момент постановки на жилищный учет местом жительства семьи истца являлась квартира, расположенная по адресу: Тула, "адрес", общей площадью "..." кв.м., жилой - "..." кв.м., которая находилась в совместной собственности П.Т.В. и П. (Михайловой) Т.В..
Жилищная комиссия Администрации г. Тулы при принятии решения о признании Михайлова Е.А. и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, исходила из того, что на семью заявителя
(Михайлов Е.А., его жена и двое детей) в указанном помещении приходится по "..." кв.м. общей площади, т.е. менее учетной нормы на каждого члена семьи.
В соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В силу п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В нарушение данного правила администрацией г. Тулы не доказано наличие приведенных в оспариваемом постановлении Главы Администрации г. Тулы от 25.01.2012 года N оснований для снятия с жилищного учета Михайлова Е.А. и его семьи, которая в связи с рождением третьего ребенка стала состоять из пяти человек.
Из протокола заседания жилищной комиссии Администрации г. Тулы от 16 декабря 2011 г. N следует, что Михайлов Е.А. был зарегистрирован в квартире N д. N по "адрес" с 9 сентября 2008 г., до этого Михайлов Е.В. был зарегистрирован в квартире "адрес". Данная квартира состоит из двух комнат общей площадью "..." кв.м., в квартире были зарегистрированы три человека, т.е. на каждого приходилось по "..." кв.м. Поскольку площадь данного жилого помещения превышала в расчете на каждого из проживающих в нем лиц учетную нормы, комиссия пришла к выводу о неподтвержденности права заявителя состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и усмотрела в действиях Михайлова Е.А. признаки намеренного ухудшения жилищных условий для приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая спорные правоотношения, суд признал, что семья Михайловых не совершала умышленных и намеренных действий по ухудшению жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 31 Семейного Кодекса РФ, супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места жительства и пребывания.
Кроме того, создание семьи предполагает совместное проживание, наличие общего бюджета, общие расходы, ведение общего хозяйства, воспитание детей, отношения по совместному использованию жилья.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было установлено, что, начиная с момента регистрации брака, истцы фактически проживали по месту регистрации и жительства жены Михайловой Т.В. в квартире "адрес".
Данные обстоятельства подтверждены совокупностью доказательств по делу, в том числе показаниями свидетелей ХХХ, ХХХ, ХХХ, ХХХ, ХХХ, которые пояснили, что действительно, после регистрации брака с декабря 2007 года и по настоящее время Михайлов Е.А. и Михайлова Т.В. проживают по адресу: "адрес". Там же у них родились и проживаю трое детей. Семья Михайловых Е.А. и Т.В. постоянно проживает по названному адресу.
Учитывая, что регистрация по месту жительства является административным актом, не влечет возникновения или прекращения жилищных прав, факт регистрации Михайлова Е.А. по адресу: Тула, ул. Майская д.1, кв. 63, где проживали его мать и брат, не свидетельствует о наделении Михайлова Е.А. правом постоянного пользования данным жилым помещением, не влияет на нуждаемость его семьи в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ обстоятельства, подтверждающие намеренное ухудшение Михайловым Е.А. своих жилищных условий, которые бы давали основания для принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, администрацией г. Тулы не подтверждены.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для снятия семьи Михайлова Е.А. с жилищного учета и о несоответствии закону оспариваемого и нарушающего права Михайлова Е.А. постановления. Обеспеченность семьи Михайловых жильем на момент вынесения оспариваемого постановления составляет 8,46 кв.м. (50,80 кв.м. : 6), то есть менее учетной нормы, установленной решением Тульской городской Думы от 22.06.2005 года N 67/1294 в размере не более 11 кв.м от общей площади на каждого члена семьи.
Учитывая обеспеченность членов молодой семьи ниже установленной органом местного самоуправления учетной нормы, правовых оснований для исключения семьи Михайловых составом семьи 5 человек (Михайлов Е.А., жена - Михайлова Т.В., дочь М.А.Е., дочь - М.С.Е., сын М.Е.Е.) из списка участников муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Туле на период 2009-2015 гг." не имелось.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в решении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Тулы о правомерности действий органа местного самоуправления и обеспеченности семьи Михайлова Е.А. жильем выше учетной нормы являются несостоятельными, поскольку они основаны по существу на ином толковании материального права и на иной оценке установленных судом обстоятельств, получивших в соответствии с положениями ст.ст. 67, 198 ГПК РФ фактическую и правовую аргументацию в состоявшемся по делу судебном решении.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации и отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 29 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г. Тулы - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.