Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей: Шелудько В.В., Рыбиной А.В.
по докладу судьи Шелудько В.В.
при секретаре Беспаловой А.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Срмикян А.Р. на решение Прикубанского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 25 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Клюшкин А.А., Толмачев Л.Г., Ребров А.П., Голубцов А.Ю., Дейкун Г.И., Лашко В.И., Лупандин В.А., Забуга В.А., Бобрышев В.Ю., Пащенко A.M., Масленников А.Г., Гарцуев А.И., Чеснюк А.Д., Галич А.И., Пушков СВ., Кирдеев В.В., Котлов И.Н., Прядильников В.Ф., Сергиенко А.Н., Ермолова О.Г., Кононенко А.Г., Болокан О.В., Кривко А.В., Муратов А.С, Песегов К.Г., Нечаенко А.Г., Пичугин В.А., Назарко А.В. обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации МО г.Краснодар о понуждении к предоставлению земельного участка. В обоснование заявленных требований указали, что постановлением главы администрации муниципального образования город Краснодар для ведения индивидуального жилищного строительства членами потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Авиатор" был предоставлен земельный участок. Протоколом заседания правления потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Авиатор" N10 от 19.05.2012 года заявители были приняты в члены указанного кооператива, и было принято решение о предоставлении им в собственность за плату спорных земельных участков. После сбора всех необходимых документов заявители обратились в Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г.Краснодар с заявлением о предоставлении им указанных участков в собственность за плату, в чем им было отказано по причине необходимости предоставления земельных участков посредством торгов. Просили суд обязать администрацию МО г.Краснодар предоставить заявителям спорные земельные участки, категория - земли населенных пунктов, назначение: индивидуальное жилищное строительство в собственность путем заключения договора купли-продажи.
В судебном заседании представитель истцов по доверенностям Лепетухин В.В. поддержал заявленные исковые требования, настаивал на их удовлетворении в полном объёме.
Представитель администрации МО г.Краснодар по доверенности Склярова Я.В. в судебном заседании не признала заявленные исковые требования, просила суд отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации МО г.Краснодар по доверенности Шипулина А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
Решением Прикубанского районного суда г.Краснодара от 25 июля 2012 года исковое заявление Клюшкина А.А., Толмачева Л.Г., Реброва А.П. Голубцова А.Ю., Дейкун Г.И,, Лашко В.И., Лупандина В.А., Забуга В.А., Бобрышева В.Ю., Пащенко А..М., Масленникова А.Г., Гарцуева А.П., Чеснюк А.Д., Галич А.И., Пушкова С.В., Кирдеева В.В., Котлова И.Н., Прядильникова В.Ф., Сергиенко А.Н., Ермоловой О.Г., Кононенко А.Г., Болокан О.В., Кривко А.В., Муратова А.С., Песегова К.Г., Нечаенко А.Г., Пичугина В.А., Назарко А.В. к администрации МО г.Краснодар о понуждении к предоставлению земельного участка удовлетворить. Администрация МО г.Краснодар и ДМС и ГЗ обязаны предоставить земельные участки, категория - земли населенных пунктов, назначение: индивидуальное жилищное строительство, расположенные по адресу: " адрес обезличен ", в собственность за плату с внесением выкупной стоимости в бюджет города путем заключения договора купли-продажи, а именно: Клюшкину Алексею Александровичу - " адрес обезличен ", площадью 800 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Толмачеву Леониду Георгиевичу - " адрес обезличен ", площадью 800 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Реброву Алексею Петровичу - " адрес обезличен ", площадью кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Голубцову Алексею Юрьевичу - " адрес обезличен ", площадью 878 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Дейкун Геннадию Ивановичу - " адрес обезличен ", площадью 800 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Лашко Валерию Ивановичу - " адрес обезличен ", площадью 765 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Лупандину Виктору Александровичу - " адрес обезличен ", площадью 400 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Забуга Владимиру Антоновичу - " адрес обезличен ", площадью 800 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Бобрышеву Валерию Юрьевичу - " адрес обезличен ", площадью 639 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Пащенко Александру Михайловичу - " адрес обезличен ", площадью 801 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Масленникову Алексею Геннадьевичу - " адрес обезличен ", площадью 800 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Гарцуеву Андрею Ивановичу - " адрес обезличен ", площадью 796 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Чеснюк Александру Даниловичу - площадью 800 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Галич Александру Ивановичу - площадью 781 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Пушков Сергею Вячеславовичу - площадью 800 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Кирдееву Василию Васильевичу - площадью 820 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Котлов Игорь Николаевичу - площадью 1065 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Прядильникову Владимиру Федоровичу - площадью 998 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Сергиенко Андрею Николаевичу - площадью 1028 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Ермоловой Ольге Георгиевне - площадью 708 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Кононенко Анне Георгиевне - площадью 733 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Болокан Олесе Васильевне - площадью 733 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Кривко Алене Владимировне - площадью 733 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Муратову Артему Станиславовичу - площадью 674 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Песегову Кириллу Геннадьевичу - площадью 902 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Нечаенко Александру Геннадьевичу - площадью 653 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Пичугину Виталию Александровичу - площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты "; Назарко Алексею Владимировичу - площадью 990 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен " по цене " данные изъяты ".
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г.Краснодар - Срмикян А.Р. просит решение Прикубанского районного суда г.Краснодара от 25 июля 2012 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истцов - Лепетухин В. В. просит решение Прикубанского районного суда г.Краснодара от 25 июля 2012 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя истцов - Лепетухина В.В., судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из предоставленных материалов, постановлением главы администрации муниципального образования город Краснодар от 30.10.2002 года земельный участок общей площадью 69659,43 кв.м. изъят из пользования войсковой части N19119 для ведения индивидуального жилищного строительства членами потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Авиатор".
Решением Первомайского районного суда г.Краснодара от 29 сентября 2006 года, вступившим в законную силу, признан недействительным пункт 1 постановления главы администрации г.Краснодара от 30.01.2002 года N118 "Об изъятии чересполосных земельных участков из пользования в/ч 19119 и переводе их в земли поселений г.Краснодара для дальнейшего предоставления членам потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Авиатор" для индивидуального жилищного строительства в Прикубанском административном округе города Краснодара" в части размера общей площади изъятого земельного участка, составляющего площадь 69659,43 кв.м. (в том числе земельных участков N1, площадью 6946,76 кв.м. и N2, площадью 62712,67 кв.м.). Признан недействительным пункт 2 указанного постановления в части размера площади земельного участка (69659,43 кв.м.), на котором размещена разработка детальной планировки жилого района. Также решено считать общую площадь земельного участка, указанного в пунктах 1 и 2 постановления главы администрации г.Краснодара от 30.01.2002 года N118 "Об изъятии чересполосных земельных участков из пользования в/ч 19119 и переводе их в земли поселений города Краснодара для дальнейшего предоставления членам потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Авиатор" для индивидуального жилищного строительства в Прикубанском административном округе города Краснодара", равной 80000 кв.м., в том числе: земельный участок N 1, площадью 6946,76 кв.м., земельный участок N 2, площадью 73053,24 кв.м., в границах, указанных в прилагаемом графическом материале.
Протоколом заседания правления потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Авиатор" N 10 от 19.05.2012 года заявители были приняты в члены указанного кооператива, и принято решение о предоставлении им в собственность за плату спорных земельных участков.
В материалах дела имеется схема земельного участка, испрашиваемого под индивидуальную застройку военнослужащим из земель в/ч 19119 площадью 8 га, которая утверждена 10 июня 1998 года командующим войсками СКВО, главным архитектором, председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Краснодара, УГ ПС ГУВД, главным врачом, комитетом по охране природы.
После сбора всех необходимых документов заявители обратились в Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г.Краснодар с заявлением о предоставлении им спорных участков в собственность за плату, в чем им было отказано по причине необходимости предоставления земельных участков посредством торгов.
Председатель потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Авиатор" также обращался к главе муниципального образования г.Краснодар с ходатайством о предоставлении в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, расположенных в Прикубанском округе г.Краснодара, членам потребительского кооператива индивидуальных застройщиков "Авиатор", в том числе и заявителям, в чем ему было отказано ввиду того, что предоставление земельных участков осуществляется на торгах.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.05.1996 года N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", органы государственной власти и органы местного самоуправления содействуют развитию кооперативов, в частности путем установления налоговых и иных льгот для кооперативов прежде всего в сферах производства товаров и оказания услуг, приоритетного обеспечения кооперативов нежилыми помещениями с правом их выкупа, земельными участками, доступом к получению государственных заказов, а также к получению необходимой для их деятельности информации.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из требований ст. 28 Земельного кодекса РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно представленной суду топографической съемки, границы спорных земельных участков определены, красная линия нанесена, споров с соседними землепользователями не имеется. Спорные земельные участки не входят в перечисленные категории земельных участков, предоставление которых гражданам ограничено.
В соответствии с п. 2. ст. 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ.
В свою очередь, орган местного самоуправления на основании указанного выше в п. 2 ст. 34 Земельного кодекса РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Далее исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 6 ст. 34 Земельного кодекса РФ договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ решения.
Судом первой инстанции установлено, что спорные земельные участки, расположенные по адресу: " адрес обезличен ", уже были сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет, в связи, с чем администрации г.Краснодара оставалось лишь принять соответствующее решение и заключить договоры купли-продажи земельного участка с заявителями.
Право членов кооператива "Авиатор" на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность возникло до 01.10.2005 года, то есть до установления процедуры торгов при выделении земельных участков в собственность за плату. Более того, предоставление земельных участков должно осуществляться за цену и на условиях по законодательству, действовавшему на момент предоставления земельных участков кооперативу "Авиатор".
Таким образом, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что действия администрации МО г.Краснодар по отказу в предоставлении земельного участка членам кооператива не соответствует действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителей, в связи с чем требования истцов в этой части подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1.2 ст. 36 Земельного кодекса РФ до установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
На основании п. 13 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса РФ, применяется нормативная цена земли.
В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 года N319 "О порядке определения нормативной цены земли" установлено, что нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
В соответствии с ч. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
В соответствии с решением Краснодарского городского Совета народных депутатов от 12 августа 1992 года N 13 п. 11 "О земельном налоге и нормативной цене земли в г. Краснодаре" для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установления коллективно-долевой собственности на землю, передачи ее по наследству, дарения и получения банковского кредита под залог земельных участков введена нормативная цена земли, которая согласно Закону Российской Федерации "О плате за землю" определяется в размере пятидесятикратной ставки земельного налога в рублях на единицу площади. При этом за минимальный уровень ставки земельного налога принимается 100 руб. за один гектар.
Поскольку, спорные земельные участки не входят в границы зон различной градостроительной ценности территории г.Краснодара в соответствии с экономической оценкой городских земель и генеральным планом города согласно приложению N1 Решения, суд первой инстанции к ним правильно не применил дифференцированные ставки земельного налога по зонам различной градостроительной ценности территории г.Краснодара (руб./кв.м.) согласно приложению N3 к решению.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано, при расчете стоимости земли принял во внимание минимальный уровень ставки земельного налога, который составляет: 100 x 1 : 1000 = 0,1 (руб./кв.м).
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Поскольку земельным законодательством предусмотрено предоставление земельных участков гражданам в собственность за плату, то судом первой инстанции обосновано, удовлетворены заявленные требования.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм процессуального права.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 25 июля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г.Краснодар по доверенности Срмикян А.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.