Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей: Рыбиной А.В., Пегушина В.Г.
по докладу Поповой Е.И.
при секретаре Беспаловой А.А.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации МО г.Краснодара по доверенности Срмикяна А.Р. и представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по доверенности Ржевскую Е.М. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 09 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Грицай Н.Д., Рышак Ю.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий администрации муниципального образования г. Краснодар, Департамента архитектуры и градостроительства г. Краснодара. Свои требования мотивировали тем, что им на основании решения Прикубанского районного суда г. Краснодара принадлежат на праве собственности гаражные боксы, расположенные по адресу: " адрес обезличен ". В 2011 году они обратились в администрацию города за утверждением схемы расположения земельного участка, находящегося под их гаражами и просьбой о постановке земельного участка на кадастровый учет, однако администрация города отказала заявителям в их просьбе. Полагали, что указанные действия органов местного самоуправления незаконны и необоснованны и нарушают их права и законные интересы, как собственников гаражных боксов. Просили суд признать действия администрации муниципального образования г. Краснодар и департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар необоснованными, и обязать филиал ФБГУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет земельный участок обшей площадью 60 021 кв.м., формируемый из земель кадастрового квартала " номер обезличен ", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для завершения строительства и эксплуатации гаражей, в границах, указанных в схеме расположения земельного участка и межевом плане.
Представители заявителей в судебном заседании поддержали заявленные требование и просили суд удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель администрации муниципального образования г. Краснодар, Департамента архитектуры и градостроительства г. Краснодара в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований и просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю в судебном заседании отсутствовал, о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 09 июля 2012 года удовлетворены заявленные требования в полном объеме.
Суд признал незаконными действия администрации муниципального образования г. Краснодар и Департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар об отказе в формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка обшей площадью 60 021 кв.м., формируемого из земель кадастрового квартала " номер обезличен ", категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для завершения строительства и эксплуатации гаражей, в границах, указанных в схеме расположения земельного участка и межевом плане.
Суд обязал филиал ФБГУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю поставить на государственный кадастровый учет указанный земельный участок.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г.Краснодара по доверенности Срмикян А.Р. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
В апелляционной жалобе представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по доверенности Ржевская Е.М. просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указала, что решение незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением норм материального, процессуального права, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности Топилину О.В., просившую отменить решение суда, выслушав Грицай Н.Д., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда.
Судом установлено, что заявителям Грицай Н.Д., Рышак Ю.В. и другим лицам, являющимся членами гаражно-строительного кооператива " номер обезличен " (в дальнейшем ГСК-134), принадлежат на праве собственности гаражные боксы, расположенные по адресу: " адрес обезличен ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, а также вступившими в законную силу решениями судов.
При обращении заявителей в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар для утверждения изготовленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории по " адрес обезличен " (вх. " номер обезличен "), письмом " номер обезличен " от 27 июня 2012 года им было отказано в утверждении вышеуказанной схемы расположения земельного участка.
14.12.1994 года начальником Краснодарского гарнизона в адрес главы администрации Прикубанского округа г. Краснодара направлено письмо " номер обезличен " с просьбой разрешить организацию гаражно-строительного кооператива для военнослужащих Краснодарского гарнизона на территории площадью 10,46 га, выделенной Северо-Кавказским военным округом.
17.01.1995 года распоряжением администрации Прикубанского административного округа г. Краснодара " номер обезличен " кооператив по строительству и эксплуатации коллективных гаражей для владельцев личного транспорта " адрес обезличен " организован, в распоряжении указано на выделение командованием СКВО земельного участка площадью 10,46 га, согласованием его с командованием Краснодарского гарнизона и главным архитектором города. Распоряжением администрации Прикубанского административного округа г. Краснодара " номер обезличен " от 01.02.1995 года утвержден устав ГСК-134.
27.03.1995 года начальником Краснодарского гарнизона в адрес главы администрации муниципального образования г. Краснодар направлен запрос " номер обезличен " на оформление документов по отводу земельного участка под строительство гаражей на территории военного аэродрома по " адрес обезличен ", в запросе дополнительно указывается на согласование размещения гаражей по линии Министерства обороны РФ и службами г. Краснодара. В соответствии с указанным запросом, администрацией муниципального образования г. Краснодар был подготовлен и передан на согласование проект постановления главы администрации г. Краснодара.
В 2005 году земельный участок исключен из земель Министерства обороны, что подтверждается решениями Прикубанского районного суда г. Краснодара от 01.07.2005 г. по делу " номер обезличен ", от 01.02.2010 г. по делу " номер обезличен ", от 20.06.2011 по делу " номер обезличен ", приложенными к схеме расположения, а также письмом начальника Краснодарского гарнизона " номер обезличен " от 11.07.2005 г.
В период с 2005 по 2008 годы заявители неоднократно обращались в администрацию муниципального образования г. Краснодар за формированием земельного участка, указанными лицами на свои средства была несколько раз подготовлена топографическая съемка и иная необходимая землеустроительная документация, согласован в 2006 году в управлении архитектуры и градостроительства муниципального образования г. Краснодар проект границ земельного участка, однако, в связи с необоснованным увеличением сроков исполнения муниципальных услуг и внесением изменений в земельное законодательство, граждане, являющиеся собственниками гаражных боксов, были вынуждены вновь подготавливать все документы, необходимые для формирования границ земельного участка. Несмотря на то, что вновь изготовленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в полной мере соответствует требованиям законодательства, границы земельного участка, необходимого для эксплуатации гражданами РФ гаражных боксов, принадлежащих им на праве собственности, до настоящего момента не сформированы, участок не поставлен на государственный кадастровый учет.
Порядок приобретения прав на земельные участки определен ст. 36 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной пи муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в - соответствии с настоящим Кодексом. При этом абз. 2 п. 1 данной статьи Земельного кодекса РФ предусмотрено, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 29 Земельного кодекса РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков в пределах их компетенции. Полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в области земельных отношений определены в ст.ст. 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Гаражные боксы, расположенные на земельном участке по адресу: " адрес обезличен ", принадлежат заявителям на праве собственности, основаниями для приобретения которого являются решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 01.07.2005 г. по делу " номер обезличен ", от 01.02.2010 г. по делу " номер обезличен ", от 20.06.2011 г. по делу " номер обезличен ", вступившие в законную силу.
В соответствии с Порядком подготовки и согласования проектов постановлений администрации муниципального образования г. Краснодар об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденным постановлением главы администрации муниципального образования г. Краснодар " номер обезличен " от 01.08.2008 г., образуемые в результате работ по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Земельный участок, расположенный по адресу: " адрес обезличен ", образованный в результате первичного предоставления под ГСК-134 в 1994-1996 годах, в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства РФ. В письме департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар " номер обезличен " от 27.06.2012 не указано причин, реально препятствующих постановке земельного участка на государственный кадастровый учет в исторически сложившихся границах.
Таким образом, действия администрации муниципального образования г. Краснодар препятствуют осуществлению заявителями своих прав и законных интересов в сфере землепользования, нарушают принципы дифференцированного подхода к установлению правового режима земель и сочетания интересов общества и законных интересов граждан при регулировании земельных отношений, установленные статьей 1 Земельного кодекса РФ. Кроме того, отсутствие государственного кадастрового учета земельного участка влечет за собой невозможность начисления и взимания земельных платежей, что противоречит принципу платности использования земли, также установленному вышеуказанной статьей.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности действий Администрации муниципального образования г. Краснодар, Департамента архитектуры и градостроительства г. Краснодара, поскольку отсутствуют достаточные основания для отказа заявителям в осуществлении государственного кадастрового учета спорного земельного участка. Кроме того, в ходе судебного разбирательства представители Администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента архитектуры и градостроительства г. Краснодара, в нарушение требований ст. 249 ГПК РФ, не предоставили суду доказательств обоснованности своих возражений по поводу отказа в формировании и производстве государственного кадастрового чета земельного участка, находящегося под гаражными боксами заявителей.
Доводы апелляционных жалоб о необоснованном удовлетворении заявленных требований, не могут быть приняты во внимание, поскольку земельный участок сформирован в соответствии с нормами действующего земельного и градостроительного законодательства. Споров с соседними землепользователями по границам не имеется. Границы участка красные линии не пересекают, охранные зоны сетей инженерно - технического обеспечения на спорном участке, отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих о том, что в составе спорного земельного участка, находится свободный от застроек земельный участок, не представлено.
Другие доводы жалоб являются несостоятельными, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства дела установлены правильно, решение суда вынесено в соответствии с требованиями закона, и оснований для его отмены не имеется.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 09 июля 2012 года - оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.