Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 23 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Леганова А.В.
судей: Перовой М.В., Ефименко Е.В.
по докладу судьи Перовой М.В.
при секретаре Маркевич Л.Л.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации муниципального образования г.-к.Анапа по доверенности Гридчиной Л.Н., руководителя муниципального бюджетного учреждения муниципального образования г.-к.Анапа "Центр развития" Шамбер Е.А. на решение Анапского районного суда Краснодарского края от 21 мая 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, Краснодарского края, неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации муниципального образования г.-к.Анапа, МУ "Центр развития муниципальной собственности и поддержки малого и среднего предпринимательства", Анапскому отделу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю о признании недействительными постановлений органа местного самоуправления, обязании внести изменения в государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признании недействительным решения о государственном кадастровом учете, обязании аннулировать запись о государственном кадастровом учете.
В ходе судебного разбирательства Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор изменил заявленные требования, обратившись с иском в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, Краснодарского края, неопределенного круга лиц к администрации МО г.-к. Анапа, МУ "Центр развития муниципальной собственности и поддержки малого и среднего предпринимательства", Анапскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю о признании недействительными постановлений органа местного самоуправления, признании недействительным решения о государственном кадастровом учете, обязании аннулировать запись о государственном кадастровом учете, признании недействительной регистрации права муниципальной собственности и права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок. В обоснование заявленных требований указал, что Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства установлено, что постановлением администрации МО г.-к.Анапа от 19.11.2009 года N1375 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: " адрес обезличен " утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 15601 кв.м., для размещения пляжа, расположенного по адресу: " адрес обезличен ". Категория сформированного земельного участка определена как земли населенных пунктов. На основании постановления администрации МО г.-к. Анапа от 02.09.2010 года N2179 земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования МУ "Центр развития муниципальной собственности и поддержки малого и среднего предпринимательства" для размещения пляжа и произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования МУ "Центр развития муниципальной собственности и поддержки малого и среднего предпринимательства" на указанный земельный участок. Однако в соответствии с выкопировкой из материалов лесоустройства Новороссийского лесничества, земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", расположен в границах Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества. В соответствии с информацией южного филиала ФГУП "Госземкдастрсъемка" - ВИСХАГИ" земельный участок, с кадастровым номером " номер обезличен " расположен в границах Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества. Считает, что администрация г.-к.Анапа не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, относящимися к землям лесного фонда и являющимися государственной собственностью и неправомерное изъятие земельного участка из состава земель лесного фонда нарушает право Российской Федерации, как собственника указанного участка, а также Краснодарского края, как субъекта, правомочного пользоваться и распоряжаться такими лесными участками.
В судебном заседании помощник Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Коновалов А.К. уточненные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель администрации МО г.- к.Анапа по доверенности Гридчина Л.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
Обжалуемым решением Анапского районного суда от 21 мая 2012 года исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО г.-к.Анапа по доверенности Гридчина Л.Н. просит решение Анапского районного суда от 21 мая 2012 года отменить, вынести по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
В апелляционной жалобе руководитель муниципального бюджетного учреждения муниципального образования г.-к.Анапа "Центр развития" Шамбер Е.А. просит решение Анапского районного суда от 21 мая 2012 года отменить, вынести по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указал, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм процессуального права, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя муниципального бюджетного учреждения муниципального образования г.-к.Анапа "Центр развития" по доверенности Шаронова Н.Н., прокурора Руденко М.В., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, согласно постановлению администрации МО г.-к. Анапа от 19.11.2009 года N1375 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: " адрес обезличен " утверждена на землях населенных пунктов схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 15601 кв.м., для размещения пляжа, расположенного по адресу: " адрес обезличен ". Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 02.03.2010 года земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", расположенный по адресу: " адрес обезличен ", имеет уточненные границы и площадь 15601 кв.м., относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для размещения пляжа.
В соответствии с постановлением администрации МО г.-к.Анапа от 26.04.2010 года N874, согласно Приложению к указанному постановлению - перечень земельных участков, принимаемых в муниципальную собственность МО г.-к.Анапа, включаемых в Реестр объектов муниципальной собственности, в муниципальную собственность принят земельный участок по адресу: " адрес обезличен ", площадью 15601 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен ".
Постановлением администрации МО г.-к. Анапа от 02.09.2010 года N2179 земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования МУ "Центр развития муниципальной собственности и поддержки малого и среднего предпринимательства".
Выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.02.1011 года подтверждается регистрация права собственности администрации МО г.-к.Анапа и права постоянного (бессрочного) пользования МУ "Центр развития муниципальной собственности и поддержки малого и среднего предпринимательства" на земельный участок, расположенный по адресу: " адрес обезличен ", площадью 15601 кв.м., с кадастровым номером " номер обезличен ".
Согласно письму ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 17.01.2011 года 02.03.2010 года указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 01.10.2009 года серии " номер обезличен ", на основании ст. 19 Лесного кодекса РФ N22-ФЗ от 29.01.1997 года, Приказа Департамента лесного хозяйства Краснодарского края " номер обезличен " от 07.04.2009 года, на праве собственности принадлежит участок лесного фонда площадью 10225 га, местоположение: " адрес обезличен ", с кадастровым (условным) номером: " номер обезличен ".
Согласно Выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.04.2011 года земельный участок лесного фонда площадью 10225 га, местоположение: " адрес обезличен " является собственностью Российской федерации, находится в аренде у " Ф.И.О. "11
В материалах дела имеется регистрационное дело на земельный участок, расположенный по адресу: " адрес обезличен ", с условным номером: " номер обезличен ", предоставленное Новороссийским отделом управления Росреестра по Краснодарскому краю.
Согласно Уведомлению от 18.03.2011 года ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном по адресу: " адрес обезличен ".
В соответствии с письмом Анапского отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю от 24.02.2011 года согласно Государственному фонду данных межевые дела на земельные участки, расположенные в граница " адрес обезличен ", площадью 15601 кв.м. и 10225 га, в архиве не зарегистрированы.
Согласно письму Анапского отдела управления Росреестра по Краснодарскому краю от 05.03.2011 года в материалы дела представлено дело правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ". Данные о регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", расположенный по адресу: " адрес обезличен ", в ЕГРП отсутствуют.
В соответствии с сообщением Новороссийского лесничества - филиала ГУ КК "Комитет по лесу" от 24.01.2011 года N16 Новороссийским лесничеством было проведено обследование участка лесного фонда в квартале 9, части выдела 31 и квартале 32, части выдела 1 Анапского участкового лесничества. На момент проверки участка лесного фонда объектов строительства и ведения хозяйственной деятельности не обнаружено, сведениями о кадастровых номерах лесничество не располагает.
В соответствии с докладной лесничего Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества от 19.01.2011 года было проведено обследование участка лесного фонда, в ходе натурного обследования участка лесного фонда в квартале 9, части выдела 31 и квартале 32, части выдела 1 Анапского участкового лесничества установлено, что данная территория является пляжной зоной, примыкающей к Черному морю, на территории хозяйственная деятельность не ведется. Данная площадь является участком лесного фонда Анапского участкового лесничества.
Согласно сообщению Южного филиала ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ от 30.12.2010 года, в ходе проведенных работ по сопоставлению материалов лесоустройства (1997г.). Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества с материалами аэрофотосъемки (ортофотопланы 2007г.) и сведений государственного кадастрового учета о земельных участках, возможно располагающихся на землях лесного фонда - Анапское участковое лесничество квартал 9 выдел 31 и квартал 32 часть выдела 1, выявлено, что земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " поставлен на государственный кадастровый учет с наложением на земли лесного фонда (квартал 32 часть выдела 1) Анапского участкового лесничества. К указанному сообщению приложены фрагмент материалов лесоустройства Анапского участкового лесничества и ортофотоплан с указанием места расположения земельного участка с кадастровым номером " номер обезличен ".
Как следует из материалов дела, приказом Департамента лесного хозяйства от 07.04.2009 года N142 "О внесении изменений в Приказ Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 31 января 2008 года N19 "О присвоении номеров государственным лесничествам, номеров участковым лесничествам и буквенного индекса кварталам участковым лесничествам" Анапскому участковому лесничеству Новороссийского лесничества присвоен номер 03.
Приказом ГУ Природных ресурсов охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю от 04.09.2003 года " номер обезличен " утверждены и введены в действие с 04.09.2003 года проекты организации и ведения лесного хозяйства лесоустройства 1997-2001 годов, в том числе Анапского лесхоза.
Согласно ч. 2 ст. 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области осуществления государственного лесного контроля и надзора, установления перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2006 года N1183 "О департаменте лесного хозяйства Краснодарского края" создан орган государственной власти, осуществляющий реализацию полномочий в сфере лесных отношений, переданных субъектами РФ. Органом, уполномоченным на осуществление государственного лесного контроля и надзора на территории Краснодарского края является ГУ КК "Комитет по лесу" и его филиалы.
В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категория определятся в соответствии с земельным законодательством.
Из свидетельства о государственной регистрации права от 01.10.2009 года УФРС по Краснодарскому краю следует, что участок лесного фонда Новороссийского лесничество, Анапского участкового лесничества ( " адрес обезличен "), площадью 10225 кв. м. является собственностью Российской Федерацию.
На основании ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст. 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (на основании материалов лесоустройства).
Согласно ч. 2 ст. 67 Лесного кодекса РФ порядок проведения лесоустройства определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно про лесным кварталам и (или) лесатаксационным выделам, их границам и площади. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков.
Подпунктом "г" п. 2 правил проведения лесоустройства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 года N377 "О Правилах проведения лесоустройства" установлено, что лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов и лесных участков.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ установлено, что государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно Письму Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 26.01.2007 года NВК/0170 "О кадастровом учете лесных участков" в связи с вступлением в силу с 01.01.2007г. ЛК РФ от 04.12.2006г. N 200-ФЗ при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, являющихся лесными участками, следует учитывать, что определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч.3 ст. 23 ЛК РФ) и землеустройству (п.3 ст. 69, ст. 92 ЛК РФ, Федеральный закон от 18.06.2001 года N78-ФЗ "О землеустройстве").
Согласно выкипировки из материалов лесоустройства Новороссийского лесничества, земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен ", расположен в границах Анапского участкового лесничества Новороссийского лесничества.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в числе прочих, предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законом.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 18.06.2007 года N377 "О Правилах проведения лесоустройства" лесоустройство проводится в соответствии с лесоустроительной инструкцией, утверждаемой Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно Письму Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 26.01.2007 года NВК/0170 "О кадастровом учете лесных участков" в связи с вступлением в силу с 01.01.2007 года ЛК РФ от 04.12.2006 года N200-ФЗ при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, являющихся лесными участками, следует учитывать, что определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 ЛК РФ) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 ЛК РФ, Федеральный закон от 18.06.2001 г. N78-ФЗ "О землеустройстве").
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N48 "О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий" утверждено положение о составе и порядке подготовки документации о переходе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.
В соответствии с названным положением перевод земельных участков лесного фронда в нелесные производится актом Правительства РФ.
Суд первой инстанции правильно указал, что администрация г.-к.Анапа не могла распоряжаться земельными участками, относящимися к землям лесного фонда и являющимися государственной собственностью, поскольку факт нахождения земельного участка в административно-территориальных границах муниципального образования г.-к.Анапа не свидетельствует об отнесении его к землям поселений.
Таким образом, у администрации МО г.-к.Анапа не было полномочий сформировать, поставить на государственный кадастровый учет, и зарегистрировать права на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обосновано, удовлетворены заявленные Азово-Черноморским межрайонным природоохранным прокурором требования.
Доводы жалоб не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм процессуального права.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анапского районного суда Краснодарского края от 21 мая 2012 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя администрации муниципального образования г.-к.Анапа по доверенности Гридчиной Л.Н., руководителя муниципального бюджетного учреждения муниципального образования г.-к.Анапа "Центр развития" Шамбер Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.