Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 августа 2012 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей: Перовой М.В., Цехомской Е.В.
по докладу судьи Перовой М.В.
при секретаре Иванове П.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Тихолаз О.В. по доверенности Тютеревой Т.А. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 07 июня 2012 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Тихолаз О.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене отказа администрации муниципального образования г.-к.Анапа о предоставлении в собственность земельного участка, обязании администрации МО г.-к.Анапа передать Тихолаз О.В. земельный участок в собственность за плату. В обоснование заявленных требований указал, что 03.02.2012 года он обратился в администрацию МО г.-к.Анапа с заявлением, в котором просил предоставить ему за плату земельный участок с кадастровым номером: " номер обезличен ", площадью 133 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для строительства социальной производственной аптеки и службы медтехники, расположенный по адресу: " адрес обезличен ", за 2,5% кадастровой стоимости. На вышеуказанном земельном участке расположено помещение " номер обезличен " аптека-магазин литер 3, назначение: нежилое, общей площадью 211,6 кв.м., Литер 3, принадлежащее заявителю на праве собственности, на основании Договора купли-продажи недвижимости от 30.07.2007 года, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 31.08.2007 года " номер обезличен ", о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.08.2007 года сделана запись регистрации " номер обезличен ". В письме от 27.02.2012 года направленном администрацией МО г.-к.Анапа " номер обезличен " заявителю отказано в выкупе вышеуказанного земельного участка, в связи с тем, что в соответствии с указом Президента РФ от 22.09.1994 года N1954, району курорта Анапа придан статус федерального курортного региона. Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 года N591-р территория курорта Анапа и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта Анапа отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения, не подлежащим приватизации в силу ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества". Считает отказ администрации МО г.-к.Анапа незаконным и необоснованным. Просил суд признать незаконным и отменить отказ администрации МО г.-к.Анапа от 27 февраля 2012 года " номер обезличен " о предоставлении в собственность земельного участка. Обязать администрацию МО г.-к.Анапа передать в собственность Тихолаза О.В. за плату за 2,5% кадастровой стоимости земельный участок с кадастровым номером: " номер обезличен ", площадью 133 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для строительства социальной производственной аптеки и службы медтехники, расположенный по адресу: " адрес обезличен ".
В судебном заседании представитель Тихолаз О.В. по доверенности Тютерева Т.А. поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации МО г.-к.Анапа по доверенности Хан О.В. в судебном заседании не признала заявленные требования, просила суд отказать в их удовлетворении.
Представитель управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к.Анапа по доверенности Верещагина В.В. в судебном заседании не признала заявленные требования, просила суд отказать в их удовлетворении.
Обжалуемым решением Анапского городского суда от 07 июня 2012 года в удовлетворении заявленных Тихолаз О.В. требований о признании незаконным и отмене отказа администрации МО г.-к.Анапа от 27.02.2012 года о предоставлении в собственность земельного участка, обязании администрации МО г.-к.Анапа передать Тихолаз О.В. земельный участок в собственность за плату отказано.
В апелляционной жалобе представитель Тихолаз О.В. по доверенности Тютерева Т.А. просит решение Анапского городского суда от 07 июня 2012 года отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указала, что решение суда незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, без исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Тихолаз О.В. по доверенности Тютереву Т.А., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ закреплено исключительное право граждан и юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на приватизацию соответствующих земельных участков.
Как следует из материалов дела, в целях реализации исключительного права на приобретение земельного участка, занимаемого принадлежащими заявителем строением, Тихолаз О.В. 03.02.2012 года обратился в администрацию МО г.-к.Анапа с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: " адрес обезличен ", в собственность.
Письмом от 27.02.2011 года " номер обезличен " администрация МО г.-к.Анапа сообщила Тихолазу О.В. о невозможности передачи земельного участка в собственность, указав, что испрашиваемый земельный участок отнесен к особо охраняемым природным территориям федерального значения и не может быть предоставлен в собственность, а только на условиях аренды.
Судом первой инстанции установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от 31.08.2007 года серия " номер обезличен " зарегистрировано право собственности Тихолаз О.В. на помещение " номер обезличен " аптеки-магазина литер 3, назначение нежилое, общей площадь 211,6 кв.м., литер 3, расположено по адресу: " адрес обезличен ".
Земельный участок по указанному адресу, принадлежит на праве собственности администрации МО г.-к.Анапа.
" Ф.И.О. "6 изготовлен кадастровый паспорт земельного участка под принадлежащими ему на праве собственности строениями в целях последующего выкупа указанного земельного участка.
На основании кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу: РФ " адрес обезличен ", от 28.02.2011 года, а также справки от 02.04.2010 года " номер обезличен " УАиГ администрации МО г.- к.Анапа, акта " номер обезличен " и плана от 19.03.2010 года установления почтового адреса, Тихолаз О.В., согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31.08.2007 года серия " номер обезличен ", принадлежит помещение " номер обезличен " аптеки-магазина литер "3" общей площадью 211,6 кв.м. по адресу: " адрес обезличен ".
Согласно кадастровому плану земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 24.09.2007 года " номер обезличен ", зарегистрирован земельный участок для строительства социальной производственной аптеки и службы медтехники площадью 133 кв.м. с кадастровым номером " номер обезличен ", по адресу: " адрес обезличен ".
На основании заявления Тихолаз В.В. МУ управление архитектуры и градостроительства г.-к.Анапа выполнены работы по уточнению и присвоению почтового адреса.
Согласно адресному плану МО г.-к.Анапа, земельному участку с расположенным на нем зданием лит."3", при условии оформления правоустанавливающих документов, будет присвоен адрес: " адрес обезличен "; помещению " номер обезличен " обшей площадью 211,6 кв.м. принадлежащему Тихолаз О.В., при условии оформления правоустанавливающих документов, будет присвоен адрес: " адрес обезличен ".
Статьей 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие в собственности объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года N78-O3 "О приватизации государственного и муниципального имущества" отказ в выкупе земельного участка собственникам объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, к которым относятся земли курортов.
На основании ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ указанные земельные участки не могут предоставляться в частную собственность, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами.
Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 N1954 "О федеральном курортном регионе Анапа" району курорта Анапа в границах округа санитарной охраны, определенного Постановлением Совета министров РСФСР от 30.01.1985 года N45 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае", придан статус федерального курортного региона.
Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 года N591-р территория курорта Анапа и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны курорта Анапа отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения, не подлежащим приватизации в силу ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Как предусмотрено ст. 96 Земельного кодекса РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В силу ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 14.03.1995 года N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона об особо охраняемых природных территориях и ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 года N26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
Согласно "Схемы использования рекреационных и территориальных ресурсов курорта Анапа" (корректура генплана 1980 года) разработанной институтом проектирования городов "Гипрогор" (25.10.1992 года N0005 г.Москва) и утвержденной решением Анапского городского Совета народных депутатов 16.06.1993 года, участок по адресу " адрес обезличен ", расположен на особо охраняемой природной территории.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что спорный земельный участок расположен на землях особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, администрацией МО г.-к.Анапа обосновано отказано в передаче его в собственность Тихолаз О.В., поскольку предоставление спорного земельного участка в собственность Тихолаз О.В. противоречит нормам действующего законодательства.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам. В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Поэтому, суд первой инстанции правильно указал, что Земельный кодекс РФ определяет возможность включения в границы населенных пунктов земельных участков, с режимом особой охраны, а отсутствие сведений о том, что участок находится в зоне округа санитарной охраны, не является основанием для неприменения к нему режима земель особо охраняемых природных территорий.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обосновано, отказано Тихолаз О.В. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм процессуального права.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 07 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Тихолаз О.В. по доверенности Тютеревой Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.