Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.
судей областного суда Степина А.Б., Стус С.Н.
при секретаре Курбановой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционной жалобе Каранадзе А.Ю. на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 18 апреля 2012 года по гражданскому делу по заявлению исполняющего обязанности начальника Федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение-7" Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Астраханской области об установлении административного надзора в отношении Каранадзе А.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности начальника ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Каранадзе А.Ю., указав, что Каранадзе А.Ю. содержится в данном исправительном учреждении за совершение тяжкого преступления, имеет опасный рецидив. Ранее Каранадзе А.Ю. также привлекался к уголовной ответственности за совершение преступлений, за время отбывания наказания зарекомендовал себя с отрицательной стороны. Просил суд установить в отношении Каранадзе А.Ю. административный надзор сроком на три года, запретив ему посещение мест проведения массовых и культурно-массовых мероприятий, а также кафе, баров, ресторанов, и иных мест, осуществляющих продажу алкогольной продукции в розлив; пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства, расположенного по адресу: "...", в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением случаев, связанных с работой; а также выезд за пределы Астраханской области и обязать Каранадзе А.Ю. ежемесячно, по три раза в месяц являться в органы внутренних дел по месту своего жительства для регистрации.
В судебном заседании Каранадзе А.Ю. доводы заявления не оспаривал.
Помощник прокурора Камызякского района Астраханской области заявление обоснованным.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 18 апреля 2012 года заявление исполняющего обязанности начальника ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области об установлении административного надзора в отношении Каранадзе А.Ю. удовлетворено. Суд установил в отношении Каранадзе А.Ю. административный надзор сроком в три года, установив ему следующие ограничения: запрет на посещение мест проведения массовых и культурно-массовых мероприятий, а также кафе, баров, ресторанов, и иных мест, осуществляющих продажу алкогольной продукции в розлив; запрет на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства, расположенного по адресу: "...", в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением случаев, связанных с работой; запрет на выезд за пределы Астраханской области; обязал Каранадзе А.Ю. ежемесячно, по три раза в месяц являться в органы внутренних дел по месту своего жительства для регистрации.
В апелляционной жалобе Каранадзе А.Ю. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, нарушения норм материального и процессуального права, указывает, что решение не соответствует требованиям Гражданского процессуального кодекса РФ, он не участвовал в судебном заседании, установленными ограничениями нарушены его конституционные права, считает, что решение содержит признаки дискриминации.
На заседание судебной коллегии не явился представитель Федерального казенного учреждения "Лечебно-исправительное учреждение-7" Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Астраханской области,, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, выслушав Каранадзе А.Ю., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Петровой О.Н., считавшей необоснованными доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности принятого решения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с этим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 вышеуказанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 этой статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (часть 1).
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 этой статьи (часть 2).
В отношении указанного в части 1 вышеуказанной статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (часть 3).
Судом установлено, что Каранадзе А.Ю. освободился из мест лишения свободы 14 мая 2012 года, где отбывал наказание по приговору Ленинского районного суда г. Астрахани от 22 ноября 2007 года за совершение преступлений, предусмотренных "..." Уголовного кодекса РФ, ранее был судим по "..." Уголовного кодекса РФ (приговор Ленинского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ) и по "..." Уголовного кодекса РФ (приговор Ленинского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное преступление совершено Каранадзе А.Ю. в период наличия у него судимости за совершение тяжкого преступления, за которое он был осужден к реальному лишению свободы, в связи с чем в силу пункта "б" части 3 статьи 18 Уголовного кодекса РФ в действиях Каранадзе А.Ю. имеет место опасный рецидив преступлений.
Из материалов дела следует, что Каранадзе А.Ю. по последнему месту отбывания наказания характеризуется отрицательно, нарушал установленный порядок отбывания наказания, за что имеет 68 взысканий, к снятию которых не стремился, поощрений не имеет.
Принимая во внимание, что Каранадзе А.Ю. освобождается из мест лишения свободы, имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, руководствуясь положениями вышеприведенных норм материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что Каранадзе А.Ю. относится к категории лиц, в отношении которых может быть установлен административный надзор независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона РФ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Разрешая требование исполняющего обязанности начальника ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области об установлении административного надзора в отношении осужденного Каранадзе А.Ю., суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, проверил доводы и возражения участвующих в деле лиц и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявления.
Установленные судом в отношении заинтересованного лица административные ограничения соответствуют перечню, изложенному в части 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Административные ограничения в отношении Каранадзе А.Ю. установлены судом в соответствии с требованиями закона, а также с учетом данных о его личности.
В части 3 статьи 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Тем самым ограничения, установленные Законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", согласуются с положениями Конституции Российской Федерации и подлежат применению в отношении определенной категории граждан.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда по делу законным и обоснованным, так как оно соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства при его правильном толковании.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установление в отношении Каранадзе А.Ю. административного надзора нарушает его конституционные права и ухудшает положение, так как является дополнительной мерой ограничения свободы и дополнительной мерой наказания, основаны на ошибочном толковании законодательства, поскольку в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" задачами административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Административный надзор не является продолжением уголовного наказания, либо дополнительным наказанием, служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел, а не органов исполнения наказания.
Доводы о длительности срока административного надзора, установленного судом, не влекут отмену либо изменение решения суда. В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания. В силу пункта "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания.
Срок административного надзора Каранадзе А.Ю. установлен в пределах, предусмотренных частью 1 статьи 5 Закона об административном надзоре, который соответствует характеру поведения лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, суд учел тяжесть совершенных преступлений, поведение осужденного в период отбывания наказания.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебного решения, не нарушены.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает необходимым изменить решение суда в отношении указания районным судом адреса места жительства Каранадзе А.Ю., нахождение за пределами которого в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут судом установлен запрет.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Каранадзе А.Ю. пояснил, что проживает и зарегистрирован по адресу: "...". Данное обстоятельство подтверждается паспортом Каранадзе А.Ю. Из сообщения ФКУ ЛИУ-7 УФСИН России по Астраханской области от 18 июля 2012 года следует, что Каранадзе А.Ю. зарегистрирован и проживает по ул. "...".
При указанных обстоятельствах указание суда об установлении в отношении Каранадзе А.Ю. ограничения в виде запрета на пребывание вне жилого помещения, являющегося местом жительства, расположенного по адресу: "...", в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, подлежит изменению в части адреса места жительства Каранадзе А.Ю., в связи с чем резолютивная часть подлежит изменению в указанной части.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
резолютивную часть решения Камызякского районного суда Астраханской области от 18 апреля 2012 года изменить в части указания адреса места жительства Каранадзе А.Ю., указав адрес места жительства Каранадзе А.Ю. "...".
В остальной части решение Камызякского районного суда Астраханской области от 18 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Каранадзе А.Ю. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.