Судья Астраханского областного суда Коробченко Н.В.
при секретаре Лагуткиной Д.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе открытого акционерного общества "Астраханская сетевязальная фабрика" на постановление Кировского районного суда г. Астрахани от 14 июня 2012 года по делу об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества "Астраханская сетевязальная фабрика" о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Кировского районного суда г. Астрахани от 14 июня 2012 года открытое акционерное общество "Астраханская сетевязальная фабрика" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере *** рублей.
В жалобе представитель ОАО "Астраханская сетевязальная фабрика" ставит вопрос об отмене постановления суда и прекращения производства по делу. В обоснование заявленных требований заявитель указывает на недоказанность вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку при осуществлении производственной деятельности обществом не были допущены нарушения санитарно-эпидемиологических правил. Выражая несогласие с выводами суда о наличии состава административного правонарушения, заявитель полагает, что юридическое лицо не может являться субъектом данного правонарушения. Назначенное судом наказание заявитель считает чрезмерно суровым, не отвечающим принципам разумности, поскольку размер штрафа причинит ущерб предприятию, находящемуся в сложной финансовой ситуации.
Выслушав представителя открытого акционерного общества "Астраханская сетевязальная фабрика" Соколову М.С., поддержавшую доводы жалобы, представителя управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области Сенягину А.С., возражавшую по доводам жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со статьей 1 Закона об охране окружающей среды требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно положениям статьи 64 Закона об охране окружающей среды контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.
Материалами дела установлено, что ОАО "Астраханская сетевязальная фабрика" входит в перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю и осуществляет деятельность по обращению с отходами в части их образования и размещения.
Согласно сведениям, содержащимся в журнале учета движения отходов, в *** году и *** квартале *** года на предприятии образовывались такие отходы как ***.
Как усматривается из материалов дела в качестве объективной стороны правонарушения ОАО "Астраханская сетевязальная фабрика" вменяется нарушение положений статей 15 и 26 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", выразившееся в отсутствии у ответственного лица за работу с опасными отходами производства - *** ФИО свидетельства (сертификата) на право работы с отходами I-IV класса; в отсутствии порядка (положения) о производственном экологическом контроле, утвержденного органом исполнительной власти.
Статья 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" устанавливает обязанность лиц, осуществляющих трудовую деятельность в сфере обращения с отходами I-IV класса опасности иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами).
В пункте 1 статьи 26 Закона об отходах производства и потребления установлено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1 статьи 67 Закона об охране окружающей среды).
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (пункт 2 статьи 26 Закона об отходах производства и потребления).
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, предусмотрена в статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия или бездействия, выраженные в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что хозяйственная деятельность ОАО "Астраханская сетевязальная фабрика" связана с обращением с отходами и следовательно на общество возложена обязанность по организации и осуществлению производственного контроля в указанной области.
Принимая решение о признании ОАО "Астраханская сетевязальная фабрика" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд правильно пришел к выводу о доказанности осуществления обществом деятельности, связанной с обращением с отходами в нарушение требований природоохранного законодательства. Обстоятельства совершения ОАО "Астраханская сетевязальная фабрика" вменяемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами.
В жалобе заявитель указывает, что при производстве по делу административным органом допущены существенные нарушения процедуры составления протокола.
Указанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения, поскольку как следует из материалов дела, о месте и времени составления протокола общество извещено, законный представитель общества участвовал при составлении протокола и ему в полном объеме были разъяснены права, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.
Как установлено судом, ОАО "Астраханская сетевязальная фабрика" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению экологических требований, вывод суда о наличии в действиях юридического лица состава вменяемого ему административного правонарушения является обоснованным.
Всем доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы суда мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам административного законодательства и законодательства в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Иные доводы жалобы выводов районного суда не опровергают, а сводятся к их переоценке. Оснований для отмены судебного постановления, не имеется.
Наказание за совершенное административное правонарушение назначено в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление Кировского районного суда г. Астрахани от 14 июня 2012 года оставить без изменения, жалобу открытого акционерного общества "Астраханская сетевязальная фабрика" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.